Продольная карданная передача

Продольная карданная передача портальных автомобилей служит для связи коробки передач с главной передачей (см. рис. 54,1 и II), сцепления с реверс-редуктором (см. рис. 54, V) или коробкой передач (см. рис. 54, VI) при ее расположении в одном блоке с главной передачей.

Продольная карданная передача соединяет агрегаты, закрепленные на раме автомобиля, и работает при постоянных относительно небольших пространственных углах между ведущим и ведомым валами, поэтому в этих передачах необходима компенсация в осевом направлении только отклонений монтажных размеров.

Для уменьшения угла наклона вала продольной карданной передачи необходимо, чтобы смещение осей валов соединяемых агрегатов было минимальным.

У обычных автомобилей для уменьшения угла между валами карданной передачи двигатель и картер главной передачи очень часто устанавливают наклонно к горизонтальной плоскости. И хотя углы наклона оси коленчатого вала к горизонтали небольшие (до 3,5—4,0°), это имеет существенное значение для карданной передачи. В портальных автомобилях для уменьшения угла наклона карданной передачи двигатель пришлось бы наклонять не назад, как в обычных автомобилях, а вперед, что значительно ухудшило бы работу уплотнений коленчатого вала двигателя, находящихся в крышке распределительных шестерен. Поэтому двигатели в портальных автомобилях всегда устанавливают горизонтально.

Характерной особенностью расположения агрегатов трансмиссии является то, что ось ведущей шестерни главной передачи портального автомобиля почти всегда расположена выше оси коленчатого вала двигателя. Это объясняется тем, что для снижения центра тяжести автомобиля и улучшения обзорности с рабочего места водителя двигатель стремятся опустить в свободное пространство рамы на максимально возможную величину, так как главную передачу из-за наличия полуосевых передач опустить ниже верхней плоскости рамы нельзя. Поэтому в тех случаях, когда невозможно за счет взаимного расположения соединяемых агрегатов уменьшить смещение осей до необходимой величины в вертикальной плоскости, а при боковом расположении двигателя — и в горизонтальной плоскости, применяют реверс-редукторы с несоосными валами.

Для обеспечения достаточного срока службы продольной карданной передачи суммарный угол наклона ее вала не должен превышать 8° для жестких карданов с крестовиной. 12° для карданов с резино-металлическими втулками и 3—5° для карданов с упругим диском из прорезиненной ткани. Вместе с тем, при использовании жестких карданов неравной угловой скорости нельзя допускать угол смещения валов меньше 1°, так как иначе кардан быстро выходит из строя.

Наибольший угол наклона вала продольной карданной передачи в горизонтальной плоскости получается в автомобилях, скомпонованных по схемам III—V, IX и X (см. рис. 50).

При выборе продольной карданной передачи следует стремиться к тому, чтобы ее можно было использовать без каких-либо переделок, даже без укорачивания. В противном случае передачу следует подвергнуть динамической балансировке. Для укорачивания передачи обрезают трубу карданного вала в местах приварки ее к фланцу вилки кардана. Такой способ переделки карданной передачи принят при изготовлении всех отечественных портальных автомобилей.

Продольная карданная передача портального автомобиля находится в более благоприятных условиях, чем у обычного автомобиля, так как работает при постоянном, сравнительно небольшом угле между валами без осевых смещений. В связи с этим для продольных карданных передач автомобилей желательно применять более дешевые карданы с упругими элемен-

Таблица 32

Основные данные продольных карданных передач

Наименование

Т-60М

Лукки 1B-57

Лукки I-VI

Модель.............

Длина между осями шарниров в мм Максимальный угол наклона в плоскости:

горизонтальной .......

вертикальной ........

ЗИЛ-120 930

6°40'

D188 935

3°02'

1 С 127778 815

2°50'

Продолжение табл.*32

Наименование

Т-80

Т-140

Т-150

Т-110

Модель.............

ГАЗ-51

ГАЗ-51

ГАЗ-53

ЗИЛ-120

Длина между осями шарниров в мм

1285

1281

388

806

Максимальный угол наклона в

плоскости:

горизонтальной .......

5°02'

вертикальной ........

8°58'

8°59'

4°05'

7°06/

тами, способствующими снижению динамических нагрузок, гашению вибраций и крутильных колебаний в трансмиссии. Кроме того, при размещении карданных передач над рамой они не подвергаются поломкам от ударов о посторонние предметы и меньше забрызгиваются водой и грязью. Основные данные продольных карданных передач приведены в табл. 32.