Коробка передач
В трансмиссиях портальных автомобилей с реверс-редуктором широко используются четырех, или пятиступенчатые механические коробки передач с неподвижными осями. Передача, заднего хода этих коробок в связи с наличием реверс-редуктора практически не используется.
Некоторые зарубежные фирмы не устанавливают реверс-редукторы (автомобили Росс-12, Росс-70, Шорланд 20 и 21 и др.), а используют шестиступенчатые коробки передач. В них число передач заднего хода равно числу передач переднего хо-

Рис. 64. Шестиступенчатая коробка передач автомобилей Лукки
да, а размеры шестерен, подшипников и других деталей определены исходя из более длительного времени работы на промежуточных передачах (рис. 64). Использование коробок передач такого типа облегчает управление, так как не требуется управлять реверс-редуктором. Однако конструкции этих коробок довольно сложны. Известно, что чем разнообразнее дорожные условия эксплуатации автомобиля, тем большее число передач должно быть в его трансмиссии. Дорожные условия, в которых эксплуатируются портальные автомобили, являются довольно стабильными, что позволяет иногда ограничиваться меньшим числом передач без снижения эффективности трансмиссии.
В табл. 30 приведены параметры коробок передач некоторых отечественных и зарубежных автомобилей. Как видно из этой таблицы, в некоторых случаях число передач при движении вперед или назад не превышает трех. Кроме того, передаточные числа в шестиступенчатых коробках передач примерно в 2 раза меньше передаточных чисел соответствующих передач коробок, заимствованных у обычных автомобилей. Это

Рис. 58. Привод сцепления с корректирующей пружиной: / — рычаг сцепления; 2 —тяга; 3 — корректирующая пружина; 4 —рычаг педали; 5-—регулировочные винты
Ч
гают значительной величины (20—30 кГ), что утомляет водителя. Поэтому при проектировании портальных автомобилей •большое внимание уделяется приводу сцепления. Тип привода
Основные дайные коробок передач
Наименование |
«Соломбалец» 5-С-2 |
Т- GO |
Т-60М, Т-110 |
Т-80. Т-130, Т-140 |
Т-150 |
Лукки моделей I—VII, 1В-57 |
Валмет III—IV, Лукки I-VI |
Валмет 51 |
Р. С. L. |
Модель коробки передач . . . |
ЗИС-5 |
ЗИЛ-120 |
ЗИЛ-164 |
ГАЗ-51 |
ГАЗ-53 |
ГАЗ-51 |
Валмет |
Дэвид |
_. |
Число передач при движении: |
Браун | ||||||||
вперед.......... |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
назад.......... |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
— |
5 |
3 |
Передаточные числа при движении вперед: | |||||||||
первая передача ..... |
6,6 |
6,24 |
6,24 |
6,4 |
6,48 |
6,4 |
6,51 |
6,75 |
4,93 |
вторая » ..... |
3,74 |
3,32 |
3,32 |
3,09 |
3,09 |
3,09 |
3,2 |
3,95 |
2,35 |
третья » ..... |
1,84 |
1,9 |
1,9 |
1,69 |
1,71 |
1,69 |
1,74 |
2,41 |
1 |
четвертая » ..... |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,51 |
— |
пятая » ..... |
— |
— |
0,81 |
—■ |
— |
— |
— |
1 |
— |
Передаточные числа при движении назад: | |||||||||
первая передача..... |
7,63 |
6,7 |
6,7 |
7,82 |
7,9 |
7,82 |
— |
6,75 |
4,43 |
вторая » ..... |
— |
2,14 |
— |
— |
— |
— |
— |
3,95 |
2,12 |
третья » ..... |
— |
— |
— |
—- |
— |
— |
— |
2,41 |
1 |
четвертая » ..... |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
1,51 |
— |
пятая » ..... |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
1 |
— |
Продолжение табл. 30
Наименование |
Хайстер м |
Хайстер М200Е |
Хайстер МН |
Шорланд моделей 20 и 21 |
Кларк-Росс S-93 и S-95 |
Валмет моделей 232 и 303 |
Валмет моделей 102 и 132 |
Кларк-Росс S-81 |
Кларк-Росс S-71 |
Модель коробки передач .... |
Браун |
— |
Лайп |
— |
Кларк |
Аллисон |
Дэвид Браун |
— |
— |
Число передач при движении: | |||||||||
вперед .......... |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
3 |
5 |
4 |
3 |
назад.......... |
— |
4 |
— |
3 |
5 |
3 |
5 |
4 |
3 |
Передаточные числа при движении вперед: | |||||||||
первая передача ..... |
6,51 |
6,40 |
6,24 |
3,76 |
6,06 |
8 |
8,14 |
6,4 |
3,09 |
вторая » ..... |
3,2 |
3,09 |
3,32 |
1,81 |
3,46 |
2,9 |
4,73 |
3,09 |
1,69 |
третья » ..... |
1,74 |
1,69 |
1,9 |
0,92 |
1,9 |
1 |
2,79 |
1,69 |
1 |
четвертая » ..... |
1 |
1 |
1 |
— |
1,36 |
— |
1,6 |
1 |
— |
пятая » ..... |
— |
— |
0,81 |
— |
0,98 |
— |
1 |
_ |
— |
Передаточные числа при движении назад: | |||||||||
первая передача ..... |
— |
6,4 |
— |
3,76 |
5,94 |
8 |
8,14 |
6,40 |
3,09 |
вторая » ..... |
— |
3,09 |
— |
1,81 |
3,5 |
2,9 |
4,73 |
3,09 |
1,69 |
третья » ..... |
— |
1,69 |
— |
0,92 |
1,92 |
1 |
2,79 |
1,69 |
1 |
четвертая » ..... |
— |
1 |
— |
— |
1,37 |
— |
1,6 |
1 |
— |
пятая » ..... |
(if |
■ |
—. |
— |
1 |
— |
—- |
объясняется тем, что такие коробки передач всегда используются с двигателями, имеющими большие запасы мощности.
Коробки передач устанавливают за реверс-редуктором или непосредственно за сцеплением, реже перед главной передачей, образуя с этими агрегатами единый блок.
Как правило, коробки передач обычных автомобилей на портальных автомобилях не подвергаются переделкам, за исключением узла привода спидометра (в связи с изменением 'общего передаточного числа трансмиссии и диаметра колес) и механизма управления коробкой передач при ее расположении вне кабины водителя.
Передаточное число привода спидометра подбирают, как обычно, из условия, что за 1 км пробега автомобиля тррс привода спидометра должен сделать 624 оборота. За это- время червяк привода, вращающийся вместе с ведомым валом короб-
В связи с необходимостью сохранения расстояния между осями червяка и ведомой шестерни (привода спидометра, а также учитывая, что zx и z2 должны быть только целыми числами, подбор параметров новых шестерен, удовлетворяющих требуемому передаточному числу, а также компоновка этого узла представляют определенные трудности. Поэтому в практике проектирования этого узла приходится несколько отступать от точного значения передаточного числа. Разница между значениями действительного пробега и показаниями прибора находится, как правило, в пределах ±5%.
Если в конструкции портального автомобиля используется двухступенчатая главная передача, привод спидометра осуществляется от одной из полуосей (автомобиль Шорланд).
Большинство коробок передач управляется рычагом, смонтированным непосредственно в крышке коробки передач или выведенным в кабину, или имеет дистанционное управление механического типа, при котором рычаг переключения передач вынесен относительно коробки передач и установлен на кронштейне, закрепленном у сиденья водителя. На рис. 65 показано дистанционное управление коробкой передач американского автомобиля Росс-70.
Гидравлическое, пневматическое, электрическое и другое управление коробками передач в портальных автомобилях не применяется, так как в самых различных схемах компоновки

Рис. 65. Дистанционное управление коробкой передач автомобиля Росс-70:
/ — рычаг переключения передач; 2 — промежуточный кронштейн, 3 — тяга; ■/—механизм переключения передач; 5 — коробка передач
уже отмечалось, в трансмиссиях портальных автомобилей большой грузоподъемности начали применять гидротрансформаторы в сочетании с механическими коробками передач. Так, например, на финских автомобилях Валмет моделей 2792-14-6SS и 3063-17-4,5 гидротрансформатор (с максимальным коэффициентом трансформации 2,61) исполь-
Передаточные числа редуктора Валмет
Таблица 31 планетарного
Передача |
Передаточные числа при движении | |
вперед |
назад | |
Первая .... |
8 |
7,75 |
Вторая .... |
2,9 |
2,81 |
Третья .... |
1 |
0,97 |
этих автомобилей коробка передач удалена от рабочего места водителя не более чем на 1300—1500 мм, в отличие от автобусов, у которых указанное расстояние достигает 7—9 м н более. В последнее время, как
зуется вместе с планетарным редуктором, обеспечивающим три передачи вперед и три передачи заднего хода (табл. 31). Передачи включаются вручную. Наибольший передаваемый редуктором крутящий момент равен 41 кГ-м.