Коробка передач

В трансмиссиях портальных автомобилей с реверс-редуктором широко используются четырех, или пятиступенчатые механические коробки передач с неподвижными осями. Передача, заднего хода этих коробок в связи с наличием реверс-редуктора практически не используется.

Некоторые зарубежные фирмы не устанавливают реверс-редукторы (автомобили Росс-12, Росс-70, Шорланд 20 и 21 и др.), а используют шестиступенчатые коробки передач. В них число передач заднего хода равно числу передач переднего хо-

Рис. 64. Шестиступенчатая коробка передач автомобилей Лукки

да, а размеры шестерен, подшипников и других деталей определены исходя из более длительного времени работы на промежуточных передачах (рис. 64). Использование коробок передач такого типа облегчает управление, так как не требуется управлять реверс-редуктором. Однако конструкции этих коробок довольно сложны. Известно, что чем разнообразнее дорожные условия эксплуатации автомобиля, тем большее число передач должно быть в его трансмиссии. Дорожные условия, в которых эксплуатируются портальные автомобили, являются довольно стабильными, что позволяет иногда ограничиваться меньшим числом передач без снижения эффективности трансмиссии.

В табл. 30 приведены параметры коробок передач некоторых отечественных и зарубежных автомобилей. Как видно из этой таблицы, в некоторых случаях число передач при движении вперед или назад не превышает трех. Кроме того, передаточные числа в шестиступенчатых коробках передач примерно в 2 раза меньше передаточных чисел соответствующих передач коробок, заимствованных у обычных автомобилей. Это

Рис. 58. Привод сцепления с корректирующей пружиной: / — рычаг сцепления; 2 —тяга; 3 — корректирующая пружина; 4 —рычаг педали; 5-—регулировочные винты

Ч

гают значительной величины (20—30 кГ), что утомляет водителя. Поэтому при проектировании портальных автомобилей •большое внимание уделяется приводу сцепления. Тип привода

Основные дайные коробок передач

Наименование

«Соломбалец» 5-С-2

Т- GO

Т-60М, Т-110

Т-80. Т-130, Т-140

Т-150

Лукки моделей I—VII, 1В-57

Валмет III—IV, Лукки I-VI

Валмет 51

Р. С. L.

Модель коробки передач . . .

ЗИС-5

ЗИЛ-120

ЗИЛ-164

ГАЗ-51

ГАЗ-53

ГАЗ-51

Валмет

Дэвид

_.

Число передач при движении:

Браун

вперед..........

4

4

5

4

4

4

4

5

3

назад..........

1

2

1

1

1

1

5

3

Передаточные числа при движении вперед:

первая передача .....

6,6

6,24

6,24

6,4

6,48

6,4

6,51

6,75

4,93

вторая » .....

3,74

3,32

3,32

3,09

3,09

3,09

3,2

3,95

2,35

третья » .....

1,84

1,9

1,9

1,69

1,71

1,69

1,74

2,41

1

четвертая » .....

1

1

1

1

1

1

1

1,51

пятая » .....

0,81

—■

1

Передаточные числа при движении назад:

первая передача.....

7,63

6,7

6,7

7,82

7,9

7,82

6,75

4,43

вторая » .....

2,14

3,95

2,12

третья » .....

—-

2,41

1

четвертая » .....

1,51

пятая » .....

1

Продолжение табл. 30

Наименование

Хайстер

м

Хайстер М200Е

Хайстер МН

Шорланд моделей 20 и 21

Кларк-Росс S-93 и S-95

Валмет моделей 232 и 303

Валмет моделей 102 и 132

Кларк-Росс S-81

Кларк-Росс S-71

Модель коробки передач ....

Браун

Лайп

Кларк

Аллисон

Дэвид Браун

Число передач при движении:

вперед ..........

4

4

5

3

5

3

5

4

3

назад..........

4

3

5

3

5

4

3

Передаточные числа при движении вперед:

первая передача .....

6,51

6,40

6,24

3,76

6,06

8

8,14

6,4

3,09

вторая » .....

3,2

3,09

3,32

1,81

3,46

2,9

4,73

3,09

1,69

третья » .....

1,74

1,69

1,9

0,92

1,9

1

2,79

1,69

1

четвертая » .....

1

1

1

1,36

1,6

1

пятая » .....

0,81

0,98

1

_

Передаточные числа при движении назад:

первая передача .....

6,4

3,76

5,94

8

8,14

6,40

3,09

вторая » .....

3,09

1,81

3,5

2,9

4,73

3,09

1,69

третья » .....

1,69

0,92

1,92

1

2,79

1,69

1

четвертая » .....

1

1,37

1,6

1

пятая » .....

(if

—.

1

—-

объясняется тем, что такие коробки передач всегда используются с двигателями, имеющими большие запасы мощности.

Коробки передач устанавливают за реверс-редуктором или непосредственно за сцеплением, реже перед главной передачей, образуя с этими агрегатами единый блок.

Как правило, коробки передач обычных автомобилей на портальных автомобилях не подвергаются переделкам, за исключением узла привода спидометра (в связи с изменением 'общего передаточного числа трансмиссии и диаметра колес) и механизма управления коробкой передач при ее расположении вне кабины водителя.

Передаточное число привода спидометра подбирают, как обычно, из условия, что за 1 км пробега автомобиля тррс привода спидометра должен сделать 624 оборота. За это- время червяк привода, вращающийся вместе с ведомым валом короб-

В связи с необходимостью сохранения расстояния между осями червяка и ведомой шестерни (привода спидометра, а также учитывая, что zx и z2 должны быть только целыми числами, подбор параметров новых шестерен, удовлетворяющих требуемому передаточному числу, а также компоновка этого узла представляют определенные трудности. Поэтому в практике проектирования этого узла приходится несколько отступать от точного значения передаточного числа. Разница между значениями действительного пробега и показаниями прибора находится, как правило, в пределах ±5%.

Если в конструкции портального автомобиля используется двухступенчатая главная передача, привод спидометра осуществляется от одной из полуосей (автомобиль Шорланд).

Большинство коробок передач управляется рычагом, смонтированным непосредственно в крышке коробки передач или выведенным в кабину, или имеет дистанционное управление механического типа, при котором рычаг переключения передач вынесен относительно коробки передач и установлен на кронштейне, закрепленном у сиденья водителя. На рис. 65 показано дистанционное управление коробкой передач американского автомобиля Росс-70.

Гидравлическое, пневматическое, электрическое и другое управление коробками передач в портальных автомобилях не применяется, так как в самых различных схемах компоновки

Рис. 65. Дистанционное управление коробкой передач автомобиля Росс-70:

/ — рычаг переключения передач; 2 — промежуточный кронштейн, 3 — тяга; ■/—механизм переключения передач; 5 — коробка передач

уже отмечалось, в трансмиссиях портальных автомобилей большой грузоподъемности начали применять гидротрансформаторы в сочетании с механическими коробками передач. Так, например, на финских автомобилях Валмет моделей 2792-14-6SS и 3063-17-4,5 гидротрансформатор (с максимальным коэффициентом трансформации 2,61) исполь-

Передаточные числа редуктора Валмет

Таблица 31 планетарного

Передача

Передаточные числа при движении

вперед

назад

Первая ....

8

7,75

Вторая ....

2,9

2,81

Третья ....

1

0,97

этих автомобилей коробка передач удалена от рабочего места водителя не более чем на 1300—1500 мм, в отличие от автобусов, у которых указанное расстояние достигает 7—9 м н более. В последнее время, как

зуется вместе с планетарным редуктором, обеспечивающим три передачи вперед и три передачи заднего хода (табл. 31). Передачи включаются вручную. Наибольший передаваемый редуктором крутящий момент равен 41 кГ-м.