Обзорность

Обзорность портального автомобиля характеризуется видимостью не только пути во время движения, но и груза при погрузке и разгрузке. В связи с этим у портальных автомобилей должна обеспечиваться хорошая видимость спереди, сзади, сбоку и снизу автомобиля.

В последние годы наметилась определенная тенденция к выпуску автомобилей в основном с четырьмя одинаковыми управляемыми колесами и закрытой утепленной кабиной, поэтому все дальнейшие соображения по обзорности будут касаться этих типов автомобилей.

Короткая база и отсутствие, как правило, закрытой кабины у автомобилей с передними ведущими неуправляемыми колесами обеспечивают достаточно хорошую обзорность с рабочего

места водителя как во время движения, так и при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Все существующие методы измерения и оценки обзорности портальных автомобилей основаны на определении границ пространства, видимого с места водителя, которое у большинства автомобилей поднято на значительную (не менее 2200 мм) высоту от поверхности дороги. Оценка обзорности производится по панораме обзорности, получаемой фотосъемкой с места во-

Рис. 38. Панорама обзорности автомобиля Росс-90 при движении вперед

дителя. На рис. 38 показана панорама обзорности американского портального автомобиля Росс-90 при движении вперед. Кроме того, строят проекции панорам обзорности (рис. 39), на которых очерчивают внутреннюю границу зоны видимости находящегося на дороге человека (кривая А) и границу, за которой водитель видит все мелкие предметы, лежащие на дороге (кривая Б).

Окончательную оценку обзорности автомобиля производят путем сопоставления панорам и их проекций с практическими замечаниями водителей.

На обзорность оказывают влияние габаритные размеры портального автомобиля, компоновка и размеры его агрегатов, расположение и конструкция кабины, положение сиденья и другие факторы, в том числе и освещение.

При проектировании портального автомобиля обзорность с места водителя при движении вперед определяют с помощью диаграммы обзорности, которую получают путем проектирования лучей (линии) из точек, соответствующих положению глаз водителя, на поверхность дороги через крайние точки сечения передней траверсы рамы, нижние углы передних и боковых окон кабины и передний конец капота двигателя.

Рис. 40. Диаграмма видимости пути и предельно допустимые величины «слепых зон» обзорности

Определение обзорности на заднем ходу производится аналогичным способом.

Представленная на рис. 40 диаграмма обзорности показывает, что впереди и сзади любого портального автомобиля всегда имеется непросматриваемый участок, т. е. небольшая по величине «слепая зона», получаемая в результате перекрытия части поля зрения водителя конечными (передней и задней) траверсами рамы. Величина этих зон неодинакова как для одной и той же модели, так и для различных моделей автомобилей и зависит от конструкции рамы, кабины, их взаимного расположения и посадки водителя.

Сравнение диаграмм обзорности различных автомобилей показывает, что величина «слепой зоны» при движении вперед составляет 1,5—1,8 м, а при движении назад—1,3—1,7 м. Начало этой зоны находится на расстояниях 1,3—1,8 м от передней траверсы и 0,8—1,2 м от задней.

Для некоторых моделей автомобилей размеры «слепой зоны» значительно увеличиваются из-за перекрытия части поля зрения водителя различными агрегатами, прикрепленными к передней и задней траверсам. Таких конструктивных решений необходимо всячески избегать при проектировании. Следует, однако, отметить, что при использовании гидропривода для погрузочно-разгрузочного устройства число агрегатов устройства значительно сократилось, в связи с чем улучшилась и обзорность автомобиля.

Одним из факторов, влияющих на обзорность, является расположение двигателя и устройство рабочего места водителя.

При заднем расположении двигателя обзорность значительно увеличивается при движении вперед, но ухудшается при движении назад из-за выступания двигателя за заднюю стенку кабины. Это нельзя признать целесообразным, так как движение назад более затруднительно, чем движение вперед, вследствие неестественного положения тела водителя, вызванного тем, что все органы управления автомобилем и двигателем размещены с учетом движения вперед.

Увеличение обзорности на заднем ходу может быть получено установкой двух дополнительных зеркал, закрепленных снаружи кабины на поворотных кронштейнах. Каждое зеркало должно позволять видеть дорогу сзади автомобиля на расстоянии не менее 20 м от него на ширине свыше 4 м. На некоторых моделях устанавливают систему зеркал, позволяющих лучше видеть дорогу и груз.

При переднем расположении двигателя обзорность при движении вперед ухудшается, а при движении назад увеличивается, что в какой-то мере компенсирует трудности езды задним ходом.

В последних моделях отечественных и зарубежных портальных автомобилей наметилась тенденция к установке двигателя сбоку от кабины (рис. 41). В этом случае обзорность вперед и назад примерно одинаковая, что особенно ценно при эксплуатации автомобиля на коротких расстояниях.

Наиболее целесообразно боковое расположение двигателя у автомобилей с широким порталом, так как при переднем расположении двигателя плохо просматривается правая сторо-

Рис. 41. Автомобиль Валмет 51В-60 с боковым расположением двигателя и одноместной кабиной

на дороги. В условиях городского движения хорошая обзорность с правой стороны необходима ввиду частых объездов транспорта, стоящего у тротуаров. При боковом расположении двигателя его следует устанавливать таким образом, чтобы ни он, ни агрегаты трансмиссии не мешали водителю видеть не только внутренние вертикальные стенки лонжеронов, но и правое и левое грузозахватные устройства (башмаки или вилочные подхваты), особенно при движении назад. Для этого двигатель и агрегаты трансмиссии не должны значительно выступать за заднюю стенку кабины.

Улучшению обзорности любого портального автомобиля может способствовать уменьшение длины и высоты двигателя. С этой целью нужно применять двигатели с V-образным и, еще лучше, с горизонтальным расположением цилиндров. Такие двигатели целесообразно устанавливать на автомобилях с широким порталом (более 1700 мм). При V-образном расположении цилиндров небольшое увеличение ширины двигателя

Рис. 42. Панорама обзорности через нижнее левое окно кабины автомобилей: а — Хайстер; б — Лукки 1В-58; / — верхняя часть окна; 2 — нижняя часть окна; 3 —грузоподъемная штанга; 4 — грузозахватный башмак; 5 — педаль сцепления; 6 — рулевой механизм; 7 — капот двигателя; 8 — сиденье водителя

не вызывает значительного сокращения пространства, ограниченного вертикальными стенками капота и лонжерона рамы, через которое водитель видит груз при наезде на него.

Вследствие высокого расположения места водителя на портальных автомобилях нельзя располагать надоконные брусья, как у обычных автомобилей, так как ухудшается видимость светофоров, дорожных знаков и указателей. Для улучшения обзорности следует увеличивать размеры передних и задних ветровых стекол кабины, поднимая верхние надоконные брусья на такую высоту, при которой водитель, не сгибаясь, мог бы видеть светофор на расстоянии не более 12 м (см. рис. 40).

Для увеличения видимости груза при наезде на него в передней стенке кабины многих портальных автомобилей делают дополнительные окна, располагая их с обеих сторон капота двигателя. Ширина этих окон равна ширине неперекрываемой капотом части передней стенки, а высота — расстоянию от подоконного бруса переднего ветрового стекла до нижнего бруса кабины (с учетом площадей, занятых элементами каркаса кабины).

Основное значение для обзорности имеет левое нижнее окно, через которое водитель при наезде на груз и оставлении его следит за сохранением параллельности длинной стороны груза и вертикальной стенки левого лонжерона рамы (рис. 42). Нижнее правое окно при левостороннем расположении сиденья водителя служит только для контроля за правильным размещением подставок груза. Поэтому в кабинах некоторых автомобилей этих окон не делают (автомобили Лукки моделей I—VI и IB—57 и др.).

Значительно улучшается обзорность при наезде на груз в случае установки в кабине водителя решетчатого пола (впервые такой пол применен на автомобиле Т-60), так как водитель может не только видеть груз в момент наезда, но и следить за его правильным захватом и подъемом.

Существенное влияние на обзорность, как это видно из рис. 40, оказывает размещение рабочего места по длине автомобиля. Для обеспечения равномерной обзорности желательно, чтобы рабочее место водителя было расположено посередине базы автомобиля или несколько смещено назад. При этом расстояние до оси задних колес не должно быть меньше 7з длины базы автомобиля.

Важным фактором, влияющим на обзорность, является высота капота двигателя при переднем его расположении, поскольку он увеличивает «слепую зону» справа от автомобиля (при размещении рабочего места водителя с левой стороны). Снижение высоты капота двигателя ограничивается в основном высотой радиатора, расположенного над траверсой рамы.

Стремление уменьшить «слепую зону» и увеличить обзорность с правой стороны привело к появлению на некоторых зарубежных автомобилях (автомобили Росс, Герлингер и др.) капотов с наклонными крышками. На отечественном автомобиле Т-60М для увеличения обзорности высота капота двигателя снижена равномерно по всей длине за счет опускания радиатора в специально устроенное гнездо в передней траверсе рамы.

При снижении высоты капота и применении наклонных капотов можно увеличить переднее ветровое стекло, уменьшить высоту расположения сиденья водителя, а следовательно, и общую высоту автомобиля.

В ночное время обзорность зависит не только от выполнения всех перечисленных факторов, но и от наличия на автомобиле соответствующих осветительных приборов, их светотехнических параметров и расположения. Освещение должно быть достаточно равномерным и не должно ослеплять обслу

живающий персонал, водителей встречного транспорта. При неравномерной освещенности замедляется ориентировка водителя в окружающем пространстве, так как происходит переадаптация зрения.

Расположение и цвет внешних световых приборов на портальных автомобилях должны соответствовать требованиям ГОСТа 8769—58.

Расстояние, на котором водитель замечает препятствие на проезжей части дороги, зависит от размеров препятствия, его цвета и расположения относительно поверхности дороги, а также от скорости движения автомобиля. Чем больше скорость автомобиля, тем меньше это расстояние. В ночное время видимость ухудшается вследствие колебаний светового пятна фары на покрытии дороги, затрудняющих распознавание препятствий на границе между светом и тенью.

Для портальных автомобилей величина (ш находится в пределах 0,2—0,3, т. е. при увеличении скорости движения на 10 км/ч расстояние видимости препятствия сокращается на 2—3 м.

Опытом эксплуатации автомобилей установлено, что их фары при включенном дальнем свете должны освещать дорогу (из условий торможения) не менее чем на 80 м от границы «слепой зоны», а при включенном ближнем свете — не менее чем на 25 м. При этом освещенность на уровне полотна дороги должна составлять 2 лк. Снижение освещенности ухудшает распознавание препятствий, а главное — пешехода в темной одежде на темном фоне окружающей местности. Для безопасного движения углы рассеивания светового пучка должны обеспечивать равномерное освещение проезжей части на указанных расстояниях и освещение обочины (особенно правой) с находящимися на них знаками и указателями, а также освещение сооружений и предметов, расположенных над дорогой (арки, тоннели, мосты и т. д.). В соответствии с этим большинство современных фар дает угол рассеивания пучка света, равный 20—25° в горизонтальной плоскости и 7° — в вертикальной.

У автомобилей, предназначенных для внутризаводских перевозок, длина освещенного пути, вследствие меньших скоростей движения, может быть сокращена до 50—60 м. Сокращение длины освещенного пути достигается, как правило, накло-

ном фар. Наклонная установка фар уменьшает возможность ослепления водителей встречных автомобилей.

Установка фар у портальных автомобилей согласно ГОСТу 8769—58 должна быть такой, чтобы верхние точки световых отверстий фар у ненагруженного автомобиля отстояли от дороги не более 1200 м.

Однако в связи с увеличенной высотой портальных автомобилей установка внешних световых приборов на них может производиться с учетом допущений этого ГОСТа, принятых для автомобилей грузоподъемностью 15 т и более, что позволяет размещать приборы на большей высоте от поверхности дороги.

В настоящее время на некоторых автомобилях фары устанавливают на очень большой высоте от поверхности дороги (на капоте двигателя, на картере главной передачи и т. п.). При таком расположении фар водители этих автомобилей, во избежание ослепления водителей встречного транспорта, вынуждены пользоваться большей частью лампочками ближнего света, вследствие чего снижается эффективность освещения пути. Кроме того, при установке фар на лонжеронах, капоте и других подрессорных элементах конструкции с изменением нагрузки автомобиля изменяется и направление луча света фар. Поэтому некоторые зарубежные фирмы (Валмет, Кларк-Росс) монтируют фары на вилках колес с наклоном в сторону поверхности дороги (см. рис. 41), приближая тем самым зону освещенности к автомобилю и обеспечивая при маневрировании и наездах лучшую видимость груза, так как луч света строго следует за направлением движения (положением) колес. При этом груз не перекрывает пучка света, в результате чего улучшается освещение груза и площадки, на которой он установлен. Кроме того, обеспечивается постоянство положения фар по высоте вне зависимости от нагрузки автомобиля и наибольшее расстояние между ними, что весьма желательно. В некоторых случаях при этом исключается необходимость в дополнительных габаритных фонарях и подфарниках, так как их функции выполняют фары, снабженные нитями или лампами стояночного света и размещенные на расстоянии не более 400 мм от крайних габаритных точек по ширине автомобиля.

Однако при низкой установке фар требуются специальные ограждения, предохраняющие фары от повреждений при наезде на груз.

Нельзя считать целесообразным сокращение числа фар, освещающих дорогу при движении назад, произведенное на некоторых автомобилях (рис. 43). Наиболее целесообразно устанавливать две фары как впереди, так и сзади автомобиля с автоматическим переключением при изменении направления движения, а также с переключением дальнего и ближнего света.

Вследствие того что автомобиль осуществляет наезд на

груз, требуется использовать два дополнительных -фонаря. Опыт показал, что эти фонари мощностью 12—15 св с соответствующими отражателями должны быть установлены так, чтобы при наезде на груз передним ходом освещалось внутреннее пространство у левого лонжерона, впереди водителя, а при наезде задним ходом — угол между правым лонжероном и задней траверсой. При этом они не должны ослеплять водителя

автомобиля и должны включаться по его желанию. Такие фонари имеются на всех отечественных автомобилях.

Работа в ночное время вызывает также необходимость установки различных световых сигнальных приборов, в том числе указателей поворота и габаритов, обеспечивающих безопасность движения по узкой дороге или заводской территории. При этом должна быть обеспечена видимость этих приборов как спереди, так и сзади автомобиля. Для предохранения указателей от повреждений их

желательно прикреплять к раме при помощи гибкого элемента (пружины или резиновой муфты).

Кабина водителя должна освещаться плафоном. Освещенность кабины на высоте 1 м от уровня пола должна быть не менее 30 лк, а освещенность шкал всех приборов — не менее 5 лк. Освещение контрольных приборов должно быть выполнено таким образом, чтобы щиток в ночное время не отражался в переднем и заднем стеклах.

Основные данные осветительных и световых сигнальных приборов приведены в табл. 18.