Грузоподъемность и грузовместимость

Грузоподъемность портального автомобиля определяют и ограничивают два условия эксплуатации: вес перевозимого груза и предельно допустимая осевая нагрузка на дороги, по которым осуществляют перевозки. Грузоподъемность портального автомобиля назначается при создании его конструкции. Она оказывает основное влияние на выбор мощности двигателя, общих размеров и веса автомобиля, размеров основных его деталей, узлов, агрегатов, обеспечивающих прочность конструкции. Грузоподъемность является также основным параметром при разработке типажа портальных автомобилей.

Грузовместимость портального автомобиля зависит от размеров и формы перевозимого груза и ограничивается грузоподъемностью и габаритными размерами автомобиля. Грузовместимость не зависит от компоновки портального автомобиля, так как двигатель и почти все агрегаты трансмиссии, управления, системы питания, торможения, рабочее место и т. д. расположены над грузом. Поэтому для размещения груза используется вся длина автомобиля. Ширина и высота груза полностью зависят от конструктивной ширины b и высоты h портала (см. рис. 28). Поэтому в эксплуатационно-технических характеристиках портальных автомобилей грузовместимость указывается только конструктивными размерами сечения портала. Фактическая грузовместимость Vz портального автомобиля представляет собою максимальный объем перевозимого груза без учета подставок, который складывается из объема

Основные эксплуатационно-технические данные некоторых моделей портальных автомобилей Кларк-Росс

Параметры

Серия

70

Серия 80

5445

5451

5457

6045

6051

6057

6645

6651

6657

6044

6050

6056

6644

6650

6656

Грузоподъемность в т

4,5

9

Снаряженный вес в т

3,16

3,2

3,25

3,2

3,25

I 3,3

| 3,3

I 3,35

1 3,4

4,3 |

| 4,35 |

4,45

4,4 |

1 4'5|

| 4,54

Габаритные размеры в мм:

1

1

1

длина ........

3300

4530

4560

ширина.......

1880

2040

2180

1880

2040

| 2180

18801

2040

1 2180

1980 I

1

2080

I 2280

1980 I

2080 |

2280

высота.......

2750

1

2900

1

3050

1

3070

1

1

3240

1 База в мм .......

1930

352

0

Конструктивные размеры портала в мм:

ширина .......

1140

| 1300

I 1450

11401

1300

I 1450

11401

1300

I 1450

1120 |

1270 |

1420

1120 |

1270 I

1420

высота.......

1370

1

1

1525

1

1675

1

1525

1675

Максимальная скорость движения в км/ч.....

40

80

1

Число управляемых колес .

2

(задние)

4

Размеры шин в дюймах:

передних .......

задних ........

9,00-7,50—

-20 -15

9,00-20 9,00—20

10,00—20 10,00—20

Мощность двигателя в л. с.

65

80

Продолжение ^табл. 8

Параметры

Серия 91

Серия 92

Серия 99

6144

6156

6544

6556

6568

7056

7062

7068

7076

7080

9186

9198

9886

9898

10 998

108 110

14 498

15 686

156 110

Грузоподъемность в т .

9

13,5

18

Снаряженный вес в т . .

5,1

5,15|5,45|5,58|5,68

5,7|5,75|5,85|5,95

I6

9,7

| 9,8

I 9,9

19,951 10,11

10,2|

|10,8|

|10,9|

11

Габаритные размеры в мм:

длина .......

4750

5100

1980J2280

20401232012650

2320|2500|2650|2860|2950

3500|3780

35001 3780 I

4100

3780

35001

4100

высота ......

3200

3300

3440

4220

4400

| 4650

5550

5900

База в мм.......

3650

3670

Конструктивные размеры

портала в мм: ширина......

1120

1420

1120|1420

1730

1420

11570

11730 1780

1930|2030

2180|2500

218Э1

2500 |

2800

2500

21801

2800

высота......

1550

1650

1

1

2300

2500 |

| 2760

3660

3950

Максимальная скорость

движения в км/ч . . .

65

40

Число управляемых колес .........

4

4

Размеры шин в дюймах:

■20

передних ......

9,00

-20

10,00-

20

11,00-

14,00

—24

задних.......

9,00

-20

10,00-

20

11,00-

20

14,00

—24

Мощность двигателя

110

140

в л. с........

140

груза Vn> размещенного под автомобилем, и объемов свешивающихся вперед и назад частей груза Vc и которые могут быть самыми различными и зависят от вида груза, его прочности, конструкции и расположения грузозахватных устройств, а также от конструкции, прочности и размеров подпакетных подставок, поддонов, контейнеров и т. д. При отсутствии свесов груза объемы Vг и Vп равны. В связи с этим фактическую грузовместимость портального автомобиля можно определить только для каждого конкретного случая, имея полную характеристику груза. Специализация портальных автомобилей на перевозках массовых грузов одного вида или группы однородных грузов определенных размеров, формы и веса вызывает необходимость в строгом согласовании их грузоподъемности и грузовместимости. Поэтому портальные автомобили одной и той же грузоподъемности, как правило, выпускаются с различными размерами сечения портала, причем дорожные и внедорожные автомобили составляют обычно единую серию. Это позволяет выбирать из каждой серии такие модели, которые наиболее целесообразны для данного вида груза и дорожных условий.

В качестве примера в табл. 8 приведен типаж портальных автомобилей, изготовляемых фирмой Кларк-Росс, состоящий из 5 серий, объединяющих автомобили грузоподъемностью 4,5—18 г.

Так как портальные автомобили одной и той же грузоподъемности могут иметь различные размеры сечения портала, то транспортные возможности их неодинаковы.

Приспособленность портального автомобиля для перевозки различных грузов может быть оценена коэффициентом использования поперечного сечения портала ySi представляющим собой отношение поперечного сечения портала к максимальной грузоподъемности:

Очевидно, что чем выше коэффициент ySj тем больше приспособлен автомобиль для перевозки различных по характеру

основном объемному весу) грузов. Чем меньше объемный вес груза, тем больше должен быть коэффициент ys.

Значения коэффициента ys для некоторых моделей автомобилей приведены в табл. 9.

Степень использования грузоподъемности портальных автомобилей при перевозках определенного вида пакетов или контейнеров зависит от того, насколько согласуются их размеры и вес с размерами портала и грузоподъемностью автомобиля.

Для определения соответствия грузоподъемности и грузовместимости автомобиля при транспортировке определенного

Параметры, характеризующие грузовместимость и приспособленность портальных автомобилей для транспортировки различий* грузов

Параметры

Т-60М

Т-80А

Валмет III—IV

Лукки 1В-58

Т-140 Т-140А

Т-ИО

Грузоподъемность в т......

5

5

5

5

7

10

Конструктивные размеры портала

в мм:

ширина...........

1170

1250

1170

1200

1500

1950

высота...........

1580

1750

1580

1750

1750

1750

2050

24501

длина ............

2250

2040

2300

2360

4730

4500

Длина рамы автомобиля по наруж

4310

ным' траверсам в мм......

4010

3900

3230

3630

4000

Размеры пакета в мм:

ширина...........

1000

1150

1000

1050

1300

1800

высота...........

1200

1300

1200

1300

1300

1300

Коэффициент использования сече

0,34

ния портала в м2/т......

0,37

0,44

0,38

0,42

0,38

Коэффициент использования грузо

подъемности при транспорти

ровке:

пиломатериалов в пакетах2:

плотных........

1,04

1,29

1,04

1,08

1,04

1,01

реечных.........

0,81

1,60

0,81

0,99

0,97

0,79

кирпича на поддонах (р =0,87;

0,75

1>-1.5).........

0,70

0,80

0,72

0,80

0,65

гравия в открытом контейнере

(р =0,94; н. = 1,6) ....

0,81

0,91

0,83

0,92

0,75

0,86

жидкости в цистернах3 (р=1,0;

^ = 0,65).........

0,35

0,40

0,36

0,40

0,32

0,37

Примечание. Длина пакета принимается равной длине рамы по наружным траверсам.

1 В числителе указана длина без рамок-прижимов и удлинненных грузозахватных башмаков; в знаменателе — с рамками-прижимами и удлиненными башмаками.

2 Длина груза равна 6,5 м.

3 Без учета веса цистерн.

груза, а также для сравнительной оценки различных моделей автомобилей служит коэффициент использования грузоподъемности портального автомобиля yg показывающий, какая часть грузоподъемности используется при перевозках данного груза. Этот коэффициент определяется отношением веса пакета груза максимального объема или контейнера к грузоподъемности автомобиля.

Значения коэффициента yG для некоторых отечественных и зарубежных портальных автомобилей, полученные для различных видов груза, приведены в табл. 9.

Наиболее целесообразно для перевозки определенного груза использовать тот портальный автомобиль, у которого коэффициент yg при заданных параметрах груза будет равен или близок к единице. Очевидно также, что при перевозках штучных грузов их размеры должны быть кратны конструктивным размерам сечения портала, так как в противном случае портал не будет полностью использован.

При создании серии портальных автомобилей размеры сечений основных элементов рамы определяются для автомобилей с наибольшими конструктивными размерами портала (высоты и ширины), входящих в данную серию. Поэтому уменьшение высоты портала (достигаемое в основном сокращением длины направляющих подвески) и его ширины (получаемое укорочением траверс), которые необходимы при проектировании остальных автомобилей, составляющих одну серию, положительно влияет на прочность рамы.

При уменьшении длины направляющих элементов подвески и укорочении траверс несколько снижается сухой вес автомобиля. В табл. 10 приведены данные о влиянии ширины портала на сухой вес автомобилей, входящих в одну серию, из анализа которых можно прийти к заключению, что сухой вес определенной модели мало (1—6%) изменяется с уменьшением или увеличением ее ширины. Вследствие этого на базе основной модели можно создавать серию автомобилей, предназначенных для перевозки различных грузов, не изменяя большинства агрегатов и механизмов автомобиля (двигатель, коробка передач, карданные передачи, механизмы рулевого управления и т. д.).

Объединение в одной серии автомобилей одинаковой грузоподъемности, но с различными размерами портала приводит к относительному увеличению веса автомобилей с меньшими

Влияние ширины портала на сухой вес портальных автомобилей, входящих в одну серию

Наименование

Валмет

Шорланд 20

Валмет

Модель

1B

426G

4866

5466

51

52

132

133

303

1

304

Грузоподъемность в т.......

5

9

5

13,5

30

Конструктивная высота портала h в мм..............

1750

1675

1750

1930

2150

Конструктивная ширина портала в мм

1200

1450

1120

1270

1420

1200

1450

1450

1700

1730

2150

Сухой вес в/п..........

5,3

5,4

5,27

5,37

5,47

5,21

5,51

6,68

6,98

16,27

17,27

Увеличение ширины портала в мм для двух смежных моделей одной серии .

250

150

250

250

420

Увеличение сухого веса в кг для двух смежных моделей одной серии . . .

100

100

300

300

1000

Продолжение табл. 10

Наименование

Герлингер SMH

Герлингер М-20

Кларк-Росс

Модель

6045

6057

6645

6657

7051

7057

7060

6044

6050

в056

7250

/

7256

Грузоподъемность в/п.......

6,3

9

9

Конструктивная высота портала h в мм..............

1520

1670

1780

1525

1830

Конструктивная ширина портала в мм

1140

1450

1140

1450

1290

1450

1670

1120

1270

1420

1270

1420

Сухой вес в т...........

4,28

4,75

4,31

4,78

5,12

5,27

5,45

4,05

4,10

4,20

4,33

4,42

Увеличение ширины портала в мм для двух смежных моделей одной серии ...............

310

160; 220

150

Увеличение сухого веса в кг для двух смежных моделей одной серии . . .

470

150; 180

50; 100

190

сечениями порталов, входящих в данную серию. Однако, поскольку масштабы производства портальных автомобилей сравнительно небольшие, унификация их основных элементов является более существенным фактором, чем незначительное увеличение веса. Поэтому такой метод проектирования является вполне оправданным, тем более, что в одну серию, как правило, включаются автомобили с небольшой разницей в размерах портала. Исключение составляют только внедорожные автомобили грузоподъемностью более 20 т, используемые для перевозки крупногабаритных контейнеров и изготовляемые небольшими партиями.