Грузоподъемность и грузовместимость
Грузоподъемность портального автомобиля определяют и ограничивают два условия эксплуатации: вес перевозимого груза и предельно допустимая осевая нагрузка на дороги, по которым осуществляют перевозки. Грузоподъемность портального автомобиля назначается при создании его конструкции. Она оказывает основное влияние на выбор мощности двигателя, общих размеров и веса автомобиля, размеров основных его деталей, узлов, агрегатов, обеспечивающих прочность конструкции. Грузоподъемность является также основным параметром при разработке типажа портальных автомобилей.
Грузовместимость портального автомобиля зависит от размеров и формы перевозимого груза и ограничивается грузоподъемностью и габаритными размерами автомобиля. Грузовместимость не зависит от компоновки портального автомобиля, так как двигатель и почти все агрегаты трансмиссии, управления, системы питания, торможения, рабочее место и т. д. расположены над грузом. Поэтому для размещения груза используется вся длина автомобиля. Ширина и высота груза полностью зависят от конструктивной ширины b и высоты h портала (см. рис. 28). Поэтому в эксплуатационно-технических характеристиках портальных автомобилей грузовместимость указывается только конструктивными размерами сечения портала. Фактическая грузовместимость Vz портального автомобиля представляет собою максимальный объем перевозимого груза без учета подставок, который складывается из объема
Основные эксплуатационно-технические данные некоторых моделей портальных автомобилей Кларк-Росс
Параметры |
Серия |
70 |
Серия 80 | |||||||||||||
5445 |
5451 |
5457 |
6045 |
6051 |
6057 |
6645 |
6651 |
6657 |
6044 |
6050 |
6056 |
6644 |
6650 |
6656 | ||
Грузоподъемность в т |
4,5 |
9 | ||||||||||||||
Снаряженный вес в т |
3,16 |
3,2 |
3,25 |
3,2 |
3,25 |
I 3,3 |
| 3,3 |
I 3,35 |
1 3,4 |
4,3 | |
| 4,35 | |
4,45 |
4,4 | |
1 4'5| |
| 4,54 | |
Габаритные размеры в мм: |
1 |
1 |
1 | |||||||||||||
длина ........ |
3300 |
4530 |
4560 | |||||||||||||
ширина....... |
1880 |
2040 |
2180 |
1880 |
2040 |
| 2180 |
18801 |
2040 |
1 2180 |
1980 I 1 |
2080 |
I 2280 |
1980 I |
2080 | |
2280 | |
высота....... |
2750 |
1 |
2900 |
1 |
3050 |
1 |
3070 |
1 |
1 |
3240 | ||||||
1 База в мм ....... |
1930 |
352 |
0 | |||||||||||||
Конструктивные размеры портала в мм: | ||||||||||||||||
ширина ....... |
1140 |
| 1300 |
I 1450 |
11401 |
1300 |
I 1450 |
11401 |
1300 |
I 1450 |
1120 | |
1270 | |
1420 |
1120 | |
1270 I |
1420 | |
высота....... |
1370 |
1 |
1 |
1525 |
1 |
1675 |
1 |
1525 |
1675 | |||||||
Максимальная скорость движения в км/ч..... |
40 |
80 |
1 | |||||||||||||
Число управляемых колес . |
2 |
(задние) |
4 | |||||||||||||
Размеры шин в дюймах: передних ....... задних ........ |
9,00-7,50— |
-20 -15 |
9,00-20 9,00—20 |
10,00—20 10,00—20 | ||||||||||||
Мощность двигателя в л. с. |
65 |
80 |
Продолжение ^табл. 8
Параметры |
Серия 91 |
Серия 92 |
Серия 99 | ||||||||||||||||
6144 |
6156 |
6544 |
6556 |
6568 |
7056 |
7062 |
7068 |
7076 |
7080 |
9186 |
9198 |
9886 |
9898 |
10 998 |
108 110 |
14 498 |
15 686 |
156 110 | |
Грузоподъемность в т . |
9 |
13,5 |
18 | ||||||||||||||||
Снаряженный вес в т . . |
5,1 |
5,15|5,45|5,58|5,68 |
5,7|5,75|5,85|5,95 |
I6 |
9,7 |
| 9,8 |
I 9,9 |
19,951 10,11 |
10,2| |
|10,8| |
|10,9| |
11 | |||||||
Габаритные размеры в мм: | |||||||||||||||||||
длина ....... |
4750 |
5100 | |||||||||||||||||
1980J2280 |
20401232012650 |
2320|2500|2650|2860|2950 |
3500|3780 |
35001 3780 I |
4100 |
3780 |
35001 |
4100 | |||||||||||
высота ...... |
3200 |
3300 |
3440 |
4220 |
4400 |
| 4650 |
5550 |
5900 | |||||||||||
База в мм....... |
3650 |
3670 | |||||||||||||||||
Конструктивные размеры | |||||||||||||||||||
портала в мм: ширина...... |
1120 |
1420 |
1120|1420 |
1730 |
1420 |
11570 |
11730 1780 |
1930|2030 |
2180|2500 |
218Э1 |
2500 | |
2800 |
2500 |
21801 |
2800 | ||||
высота...... |
1550 |
1650 |
1 |
1 |
2300 |
2500 | |
| 2760 |
3660 |
3950 | ||||||||||
Максимальная скорость | |||||||||||||||||||
движения в км/ч . . . |
65 |
40 | |||||||||||||||||
Число управляемых колес ......... |
4 |
4 | |||||||||||||||||
Размеры шин в дюймах: |
■20 | ||||||||||||||||||
передних ...... |
9,00 |
-20 |
10,00- |
20 |
11,00- |
14,00 |
—24 | ||||||||||||
задних....... |
9,00 |
-20 |
10,00- |
20 |
11,00- |
20 |
14,00 |
—24 | |||||||||||
Мощность двигателя |
110 |
140 | |||||||||||||||||
в л. с........ |
140 |
груза Vn> размещенного под автомобилем, и объемов свешивающихся вперед и назад частей груза Vc и которые могут быть самыми различными и зависят от вида груза, его прочности, конструкции и расположения грузозахватных устройств, а также от конструкции, прочности и размеров подпакетных подставок, поддонов, контейнеров и т. д. При отсутствии свесов груза объемы Vг и Vп равны. В связи с этим фактическую грузовместимость портального автомобиля можно определить только для каждого конкретного случая, имея полную характеристику груза. Специализация портальных автомобилей на перевозках массовых грузов одного вида или группы однородных грузов определенных размеров, формы и веса вызывает необходимость в строгом согласовании их грузоподъемности и грузовместимости. Поэтому портальные автомобили одной и той же грузоподъемности, как правило, выпускаются с различными размерами сечения портала, причем дорожные и внедорожные автомобили составляют обычно единую серию. Это позволяет выбирать из каждой серии такие модели, которые наиболее целесообразны для данного вида груза и дорожных условий.
В качестве примера в табл. 8 приведен типаж портальных автомобилей, изготовляемых фирмой Кларк-Росс, состоящий из 5 серий, объединяющих автомобили грузоподъемностью 4,5—18 г.
Так как портальные автомобили одной и той же грузоподъемности могут иметь различные размеры сечения портала, то транспортные возможности их неодинаковы.
Приспособленность портального автомобиля для перевозки различных грузов может быть оценена коэффициентом использования поперечного сечения портала ySi представляющим собой отношение поперечного сечения портала к максимальной грузоподъемности:
Очевидно, что чем выше коэффициент ySj тем больше приспособлен автомобиль для перевозки различных по характеру
основном объемному весу) грузов. Чем меньше объемный вес груза, тем больше должен быть коэффициент ys.
Значения коэффициента ys для некоторых моделей автомобилей приведены в табл. 9.
Степень использования грузоподъемности портальных автомобилей при перевозках определенного вида пакетов или контейнеров зависит от того, насколько согласуются их размеры и вес с размерами портала и грузоподъемностью автомобиля.
Для определения соответствия грузоподъемности и грузовместимости автомобиля при транспортировке определенного
Параметры, характеризующие грузовместимость и приспособленность портальных автомобилей для транспортировки различий* грузов
Параметры |
Т-60М |
Т-80А |
Валмет III—IV |
Лукки 1В-58 |
Т-140 Т-140А |
Т-ИО |
Грузоподъемность в т...... |
5 |
5 |
5 |
5 |
7 |
10 |
Конструктивные размеры портала | ||||||
в мм: | ||||||
ширина........... |
1170 |
1250 |
1170 |
1200 |
1500 |
1950 |
высота........... |
1580 |
1750 |
1580 |
1750 |
1750 |
1750 |
2050 |
24501 | |||||
длина ............ |
2250 |
2040 |
2300 |
2360 |
4730 | |
4500 | ||||||
Длина рамы автомобиля по наруж |
4310 | |||||
ным' траверсам в мм...... |
4010 |
3900 |
3230 |
3630 |
4000 | |
Размеры пакета в мм: | ||||||
ширина........... |
1000 |
1150 |
1000 |
1050 |
1300 |
1800 |
высота........... |
1200 |
1300 |
1200 |
1300 |
1300 |
1300 |
Коэффициент использования сече |
0,34 | |||||
ния портала в м2/т...... |
0,37 |
0,44 |
0,38 |
0,42 |
0,38 | |
Коэффициент использования грузо | ||||||
подъемности при транспорти | ||||||
ровке: | ||||||
пиломатериалов в пакетах2: | ||||||
плотных........ |
1,04 |
1,29 |
1,04 |
1,08 |
1,04 |
1,01 |
реечных......... |
0,81 |
1,60 |
0,81 |
0,99 |
0,97 |
0,79 |
кирпича на поддонах (р =0,87; |
0,75 | |||||
1>-1.5)......... |
0,70 |
0,80 |
0,72 |
0,80 |
0,65 | |
гравия в открытом контейнере | ||||||
(р =0,94; н. = 1,6) .... |
0,81 |
0,91 |
0,83 |
0,92 |
0,75 |
0,86 |
жидкости в цистернах3 (р=1,0; | ||||||
^ = 0,65)......... |
0,35 |
0,40 |
0,36 |
0,40 |
0,32 |
0,37 |
Примечание. Длина пакета принимается равной длине рамы по наружным траверсам.
1 В числителе указана длина без рамок-прижимов и удлинненных грузозахватных башмаков; в знаменателе — с рамками-прижимами и удлиненными башмаками.
2 Длина груза равна 6,5 м.
3 Без учета веса цистерн.
груза, а также для сравнительной оценки различных моделей автомобилей служит коэффициент использования грузоподъемности портального автомобиля yg показывающий, какая часть грузоподъемности используется при перевозках данного груза. Этот коэффициент определяется отношением веса пакета груза максимального объема или контейнера к грузоподъемности автомобиля.
Значения коэффициента yG для некоторых отечественных и зарубежных портальных автомобилей, полученные для различных видов груза, приведены в табл. 9.
Наиболее целесообразно для перевозки определенного груза использовать тот портальный автомобиль, у которого коэффициент yg при заданных параметрах груза будет равен или близок к единице. Очевидно также, что при перевозках штучных грузов их размеры должны быть кратны конструктивным размерам сечения портала, так как в противном случае портал не будет полностью использован.
При создании серии портальных автомобилей размеры сечений основных элементов рамы определяются для автомобилей с наибольшими конструктивными размерами портала (высоты и ширины), входящих в данную серию. Поэтому уменьшение высоты портала (достигаемое в основном сокращением длины направляющих подвески) и его ширины (получаемое укорочением траверс), которые необходимы при проектировании остальных автомобилей, составляющих одну серию, положительно влияет на прочность рамы.
При уменьшении длины направляющих элементов подвески и укорочении траверс несколько снижается сухой вес автомобиля. В табл. 10 приведены данные о влиянии ширины портала на сухой вес автомобилей, входящих в одну серию, из анализа которых можно прийти к заключению, что сухой вес определенной модели мало (1—6%) изменяется с уменьшением или увеличением ее ширины. Вследствие этого на базе основной модели можно создавать серию автомобилей, предназначенных для перевозки различных грузов, не изменяя большинства агрегатов и механизмов автомобиля (двигатель, коробка передач, карданные передачи, механизмы рулевого управления и т. д.).
Объединение в одной серии автомобилей одинаковой грузоподъемности, но с различными размерами портала приводит к относительному увеличению веса автомобилей с меньшими
Влияние ширины портала на сухой вес портальных автомобилей, входящих в одну серию
Наименование |
Валмет |
Шорланд 20 |
Валмет | ||||||||
Модель |
1B |
2В |
426G |
4866 |
5466 |
51 |
52 |
132 |
133 |
303 |
1 304 |
Грузоподъемность в т....... |
5 |
9 |
5 |
13,5 |
30 | ||||||
Конструктивная высота портала h в мм.............. |
1750 |
1675 |
1750 |
1930 |
2150 | ||||||
Конструктивная ширина портала в мм |
1200 |
1450 |
1120 |
1270 |
1420 |
1200 |
1450 |
1450 |
1700 |
1730 |
2150 |
Сухой вес в/п.......... |
5,3 |
5,4 |
5,27 |
5,37 |
5,47 |
5,21 |
5,51 |
6,68 |
6,98 |
16,27 |
17,27 |
Увеличение ширины портала в мм для двух смежных моделей одной серии . |
250 |
150 |
250 |
250 |
420 | ||||||
Увеличение сухого веса в кг для двух смежных моделей одной серии . . . |
100 |
100 |
300 |
300 |
1000 |
Продолжение табл. 10
Наименование |
Герлингер SMH |
Герлингер М-20 |
Кларк-Росс | |||||||||
Модель |
6045 |
6057 |
6645 |
6657 |
7051 |
7057 |
7060 |
6044 |
6050 |
в056 |
7250 / |
7256 |
Грузоподъемность в/п....... |
6,3 |
9 |
9 | |||||||||
Конструктивная высота портала h в мм.............. |
1520 |
1670 |
1780 |
1525 |
1830 | |||||||
Конструктивная ширина портала в мм |
1140 |
1450 |
1140 |
1450 |
1290 |
1450 |
1670 |
1120 |
1270 |
1420 |
1270 |
1420 |
Сухой вес в т........... |
4,28 |
4,75 |
4,31 |
4,78 |
5,12 |
5,27 |
5,45 |
4,05 |
4,10 |
4,20 |
4,33 |
4,42 |
Увеличение ширины портала в мм для двух смежных моделей одной серии ............... |
310 |
160; 220 |
150 | |||||||||
Увеличение сухого веса в кг для двух смежных моделей одной серии . . . |
470 |
150; 180 |
50; 100 |
190 |
сечениями порталов, входящих в данную серию. Однако, поскольку масштабы производства портальных автомобилей сравнительно небольшие, унификация их основных элементов является более существенным фактором, чем незначительное увеличение веса. Поэтому такой метод проектирования является вполне оправданным, тем более, что в одну серию, как правило, включаются автомобили с небольшой разницей в размерах портала. Исключение составляют только внедорожные автомобили грузоподъемностью более 20 т, используемые для перевозки крупногабаритных контейнеров и изготовляемые небольшими партиями.