Классификация портальных автомобилей и их элементов
По назначению и в соответствии с комплексом установленного на портальных автомобилях оборудования они могут быть подразделены на две группы.
Автомобили с устройством для погрузки груза, удержания его в транспортном положении и разгрузки. Операции, выполняемые этими автомобилями, сводятся к следующим циклам: наезду на груз, захвату его, транспортировке к месту назначения, опусканию и освобождению груза. К этой группе относятся автомобили, предназначенные для перевозки пакетов и контейнеров, установленных на специальных подставках (см. рис. 1), и автомобили с погрузочно-разгрузочным устройством для захвата, удержания, опускания и освобождения грузов определенной формы, в частности длинномерных грузов круглого сечения (см. рис. 11), специальных контейнеров (см. рис. 10) без подставок.
К первой группе относятся также автомобили, у которых груз при транспортировке подвешен под рамой на тросах (см. рис. 13) или удерживается электромагнитной плитой (металлические листы).
Автомобили, снабженные дополнительными механизмами для перемещения грузов вне портала, например штабелирования (см. рис. 12), кантования (рис. 17), подъема и укладки сбоку от автомобиля и т. д., т. е. так называемые универсальные автомобили.
По проходимости портальные автомобили классифицируют на автомобили:
ограниченной проходимости, предназначенные для эксплуатации по дорогам с твердым покрытием;
нормальной проходимости, предназначенные для эксплуатации по дорогам всех категорий.
По весовым и габаритным параметрам (ГОСТ 9314—59)
портальные автомобили можно разделить на автомобили, предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования, — дорожные, и автомобили, служащие для заводских и специальных перевозок, — внедорожные.
Основным базовым параметром, по которому грузовые автомобили располагаются в параметрическом ряду, является
Рис. 17. Автомобиль Кларк-Росс S-81 с кантователем-опрокидывателем для разгрузки открытых контейнеров
грузоподъемность. Поэтому этот параметр для портальных автомобилей также является классификационным признаком.
По грузоподъемности портальные автомобили делятся на автомобили:
особо малой грузоподъемности (до 5 г); малой грузоподъемности (5—7 т)\ средней грузоподъемности (7—12 г); большой грузоподъемности (12—20 г); особо большой грузоподъемности (свыше 20 т). Более высокие значения грузоподъемности у портальных автомобилей, по сравнению с обычными автомобилями особо малой, малой и средней грузоподъемностей объясняются тем,
что портальные автомобили предназначены для перевозки массовых грузов в основном по дорогам с усовершенствованным покрытием. В связи с этим портальные автомобили грузоподъемностью 2—3 т применяются мало и их изготовляют в ограниченных количествах.
Приведенная классификация практически охватывает портальные автомобили всех типов, имеющиеся в настоящее время в СССР и за рубежом. ......
Основными классификационными конструктивными признаками, общими для портальных автомобилей всех моделей, являются тип двигателя и трансмиссии, устройство ходовой части и органов управления, тип грузоподъемного механизма и оборудование рабочего места водителя.
На портальных автомобилях устанавливают карбюраторные двигатели или дизели. Расположение двигателя может быть передним, задним или боковым.
Портальные автомобили могут иметь различия в устройстве трансмиссии. Эти различия касаются сцепления (фрикционное однодисковое и фрикционное многодисковое), устройства реверс-редуктора (механический с соосными валами и прямозубыми шестернями и механический с несоосными валами и косозубыми шестернями), механической ступенчатой коробки передач (с несколькими передачами заднего хода и без передач заднего хода), карданных передач' (с продольным карданным валом, имеющим два жестких шарнира, и без него), главной передачи (одинарная или двойная), полуосевых передач (с неразрезными полуосями или карданными передачами), бортовых цепных передач (открытая или закрытая) и т. д.
На портальных автомобилях применяют независимую подвеску колес с упругим элементом и без него. Автомобили могут иметь колесную формулу 4Х'2 и 6x2. Рама может быть выполнена из элементов открытого или закрытого профиля.
В зависимости от устройства рулевого управления автомобили имеют четыре и два управляемых колеса (обычно задние).
Тормоза могут быть колесными или трансмиссионными. Колесные тормоза могут быть с механическим, гидравлическим или пневматическим приводом. У трансмиссионных тормозов привод, как правило, механический. Они подразделяются на полуосевые и центральные.
В' зависимости от типа погрузочно-разгрузочного устройства существуют портальные автомобили без механизма зажима, с раздельными или с совмещенными механизмами зажима и подъема груза, а также автомобили с поворотными вилочными подхватами или верхними грузозахватными рамками. Привод логрузочно-разгрузочного устройства может быть механическим, гидравлическим и гидромеханическим.
Рабочее место водителя может быть открытым или может размещаться в закрытой кабине.
Портальные автомобили с гидротрансмиссией и электроприводом в настоящую классификацию не включены, так как эти виды передач имеют очень ограниченное применение в конструкциях портальных автомобилей и используются только в некоторых моделях зарубежных фирм.
Классификация автомобилей по дополнительному оборудованию для перемещения грузов, устанавливаемому на серийных автомобилях, не дается, так как это оборудование может быть самым разнообразным.