Портальные автомобили

Транспорт является одной из важнейших отраслей народного хозяйства.

Всеми видами транспорта Советского Союза в настоящее время перевозится около 16 млрд. т грузов в год, из них более 12 млрд. т приходится на долю автомобильного транспорта. На ближайшие годы намечено дальнейшее развитие автомобильного транспорта на основе прогрессивных форм организации перевозок и использования более совершенных типов транспортных средств.

Наиболее трудоемкими операциями во всем транспортном процессе являются погрузочно-разгрузочные и складские. Поэтому повышение производительности автомобильного транспорта может быть достигнуто в первую очередь совершенствованием погрузочно-разгрузочных работ, стоимость которых составляет примерно 30% себестоимости перевозок.

Одной из важнейших предпосылок комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и снижения их себестоимости является применение специализированных транспортных средств и укрупнение партий транспортируемого груза путем использования контейнеров и укладки грузов пакетами на подставках и поддонах.

В случае внутризаводских и местных перевозок грузов, при которых длина ездки, как правило, не превышает 12 км, а затраты труда на погрузку и разгрузку груза составляют 60— 70% затрат труда на перевозку, значительный эффект достигается при применении транспортных средств, оборудованных устройствами для погрузки и разгрузки грузов. В основном такие специализированные транспортные средства создаются на базе грузовых автомобилей массового производства, конструкции которых не претерпевают серьезных изменений. В отдельных случаях специализированные автомобили отличаются от грузовых автомобилей общетранспортного назначения не только конструкцией кузовов и наличием дополнительных погрузочно-разгрузочных устройств, но и общей компоновкой и конструкцией автомобиля и его элементов. К числу таких специализированных автомобилей относятся и портальные автомобили, которые не имеют грузовой платформы или кузова и перевозят груз в подвешенном под рамой состоянии, для чего

используются грузозахватные устройства. Эти устройства служат также для погрузки и разгрузки грузов. В связи с этим рама таких автомобилей имеет в поперечном сечении П-образную форму и образует вместе с расположенными под ней колесами портал, в котором размещается груз. Поэтому рассматриваемые автомобили можно назвать портальными.

В Советском Союзе их называют еще автомобилями-лесовозами, так как они впервые были использованы для перевозки пиломатериалов. За рубежом портальные автомобили иногда называли автовозами. Однако оба эти наименования не верны, так как в них не совсем точно отражаются назначение и конструктивные особенности рассматриваемых автомобилей.

Портальные автомобили на протяжении многих лет с успехом используют в СССР и за рубежом для перевозки массовых пакетированных грузов и контейнеров. Однако работ, содержащих в систематизированном и обобщенном виде материал по портальным автомобилям, нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе; имеются лишь по отдельным моделям автомобилей сведения в периодических изданиях, носящие часто рекламный характер. Отсутствие таких работ значительно затрудняет создание, освоение и эксплуатацию новых конструкций портальных автомобилей. Данная книга должна в некоторой степени восполнить этот пробел.

Приведенные в книге материалы относятся в основном к портальным автомобилям, предназначенным для эксплуатации на дорогах общего пользования, и к унифицированным с ними портальным автомобилям, которые по габаритным и весовым параметрам могут работать только на специальных дорогах или на территории предприятий.

В последнее время за рубежом появились портальные автомобили грузоподъемностью более 20 т, предназначенные для перевозки крупногабаритных контейнеров; они по эксплуатационно-техническим характеристикам и конструкции значительно отличаются от дорожных автомобилей. Эти автомобили в данной книге не рассматриваются.

В портальных автомобилях широко используются агрегаты, узлы и детали обычных грузовых автомобилей и автопогрузчиков, устройство которых в достаточной степени освещено в технической литературе. Поэтому в книге дана только краткая характеристика этих агрегатов и рассмотрены вопросы, связанные лишь с их использованием в конструкциях портальных автомобилей; главное же внимание уделено устройству и проектированию оригинальных узлов и деталей, принципам их действия и основным направлениям в их проектировании.