Универсальный блок кузовной электроники - описание, схема работы, распиновка (Vesta NG)


Примечание:
На автомобиле Vesta первого поколения устанавливается ЦБКЭ

УБКЭ (uBCM) устанавливается на автомобили Vesta NG и расположен справа под панелью приборов на металлическом кронштейне за вещевым ящиком (бардачком).

блок убкэ 8450034679
УБКЭ (uBCM 8450034679)

1. Функциональное описание

1.1 Назначение

Универсальный блок кузовной электроники предназначен для выполнения следующих функций:

- работа в составе системы контроля доступа автомобиля;

- управление моторедукторами блокировки замков дверей;

- управление реле тревожного звукового сигнала;

- управление стартером;

- управление обогревателем заднего стекла и обогревателями боковых электрозеркал;

- управление лампами указателей поворота и аварийной сигнализации;

- управление плафонами освещения салона;

- управление плафонами освещения порогов;

- управление освещением багажника;

- управление стеклоочистителем заднего стекла;

- управление энергосбережением;

- контроль состояния выключателя сигнала торможения (ВСТ);

- контроль состояния выключателя сигнала положения педали сцепления (ВСППС) (для комплектаций с механической коробкой передач);

- контроль состояния выключателя света заднего хода;

- контроль состояния выключателя нейтрального положения КПП - управление стеклоподъемниками;

- управление дальним светом фар;

- управление ближним светом фар;

- управление дневными ходовыми огнями;

- управление габаритными огнями;

- управление фонарем освещения номерного знака;

- управление противотуманными фарами;

- управление задним противотуманным фонарем;

- управление габаритными огнями и ближним светом фар в режиме "автоматическое управление";

- управление стеклоочистителем ветрового стекла в режиме малой или большой скорости стеклоочистителя;

- управление стеклоочистителем ветрового стекла в режиме "автоматическое управление";

- контроль работы омывателя ветрового (заднего) стекла;

- управление обогревом ветрового стекла,

- управление складыванием/раскладыванием наружных зеркал заднего вида.

Назначение контактов разъемов УБКЭ (uBCM) приведено в таблице 1-1.


разъём XP5


разъёмы XP1, XP3, XP2, XP4, XP6

Вид с подключёнными разъёмами

Ответные части:
ХР1 — зеленый Molex 160026-0002
ХР2 — черный Molex 160014-0014
ХР3 — синий Molex 160028-0012
ХР4 — светло-серый Molex 160014-0013
ХР5 — черный силовой Tyco 1-929504-6
ХР6 — темно-серый Molex 160014-0013

Таблица 1-1 - Назначение контактов (распиновка) разъемов УБКЭ (uBCM)

Контакт

Цепь

Разъем X1

1

Выход. Привод стеклоочистителя ветрового стекла - Малая скорость

2

Вход. Питание стеклоочистителя ветрового стекла - Бортсеть

3

Выход. Привод стеклоочистителя ветрового стекла - Большая скорость

4

Выход. Привод стеклоочистителя ветрового стекла - Масса

5

Выход. Блок фара правая - Дальний свет

6

Выход. Фонарь задний наружный левый - Указатель поворота

7

Выход. Фонарь задний наружный правый - Указатель поворота

8

Выход. Блок фара левая - Дальний свет

9

Масса

10

Выход. Управление обмоткой реле №2 обогрева лобового стекла

11

Выход. Управление обмоткой реле №1 обогрева лобового стекла

12

Вход. Питание группы нагрузок №1 постоянное (плюс АКБ)

Разъем Х2

1

Вход. Выключатель открывания замка багажника наружный

2

Вход. Включение противотуманных фар

3

Вход. Включение заднего противотуманного огня

4

Вход. Выключатель переднего стеклоочистителя - положение выключено

5

-

6

Выход. Блок фара левая - Дневные ходовые огни

7

Выход. Блок фара правая - Дневные ходовые огни

8

-

9

Вход. Прерывистый режим заднего стеклоочистителя

10

Вход. Датчик педали сцепления (начало входа)

11

Вход. Омыватель заднего стекла

12

Выход. Управление обмоткой реле обогрева заднего стекла

13

Выход. Управление обмоткой реле звукового сигнала

14

Выход. Фонарь задний наружный правый - Габаритный огонь

15

-

16

Выход. Индикатор обогрева заднего стекла

17 - 18

-

19

Вход. Переключатель внешнего освещения - положение "0"

20

Выход. Блок фара левая, Блок фара правая - габаритный огонь

21

Выход. Индикатор обогрева ветрового стекла

22

Выход. Индикатор аварийной сигнализации

23

Масса

24

Выход. Противотуманный огонь задний

25

Вход. Питание группы нагрузок №3 постоянное (плюс АКБ)

26

Выход. Блок фара левая - Ближний свет

27

Выход. Блок фара правая - Ближний свет

28

Вход. Питание группы нагрузок №2 постоянное (плюс АКБ)

Разъем Х3

1

-

2

Выход. Индикатор блокировки дверей

3

Вход. Переключатель внешнего освещения - положение "Ближний свет"

4

Вход. Датчик открытия двери водителя

5

Вход. Привод стеклоочистителя ветрового стекла - Парковое положение

6

Вход. Включение дальнего света фар - положение "Без фиксации"

7

Вход. Выключатель обогрева ветрового стекла

8

Выход. Кнопка запуска и остановки двигателя - подсветка

9

Вход. Датчик нейтрального положения КПП

10

Вход. Датчик нажатия педали торможения - Нормально разомкнутая группа

11

-

12

Вход. Блок фара светодиодная левая - Диагностика ближнего света

13

-

14

Вход. Включение дальнего света фар - положение "С фиксацией"

15

-

16

Выход. Управление обмоткой реле разрешения работы стеклоподъемников

17

Вход. Выключатель аварийной сигнализации

18

Вход. Переключатель внешнего освещения - положение "Габаритные огни"

19

-

20

Вход. Датчик открытия двери переднего пассажира

21

Вход. Датчик нажатия педали торможения - Нормально замкнутая группа

22

Масса

23

Выход. Управление обмоткой реле стартера

24

Вход. Датчик заднего хода КПП

25

Вход. Блок фара светодиодная правая - Диагностика ближнего света

26

Вход. Переключатель внешнего освещения - положение "АВТО"

27

-

28

Вход. Выключатель складывания зеркал

29

Вход. Питание группы нагрузок №4 постоянное (плюс АКБ)

30

Выход. Противотуманная фара передняя правая

31

Выход. Питание блока блокировки рулевой колонки

32

Выход. Противотуманная фара передняя левая

Разъем Х4

1

-

2

Вход. Датчик открытия двери задней левой

3

Вход. Датчик открытия двери задней правой

4

Вход. Выключатель блокировки дверей

5

-

6

Вход. Выключатель указателей поворота - положение "Вправо"

7

Вход. Датчик открытия двери задка

8 - 13

-

14

Вход / выход. Шина CAN V - CAN L

15

Шина CAN V (GND)

16

Вход / выход. LIN шина датчика дождя и освещения

17-20

-

21

Вход / выход. Шина CAN V - CAN Н

22-24

-

25

Выход. Подсветка салона внутренняя и освещение заднего номерного знака

26

-

27

Выход. Блок фара правая - Указатель поворота

28

Вход. Питание группы нагрузок №5 постоянное (плюс АКБ)

Разъем Х5

1

Масса

2

Выход. Замок двери задка - открывание

3

Вход. Питание группы нагрузок №6 постоянное (плюс АКБ)

4

Выход. Временное питание кузовной электроники (ВТР)

5

Выход. Привод стеклоочистителя заднего стекла - Питание

6-8

-

9

Выход. Питание - аксессуары

10

Выход. Питание - зажигание

11

Выход. Зеркала заднего вида - Складывание

12

-

13

Выход. Зеркала заднего вида - Раскладывание

14

-

15

Выход. Замки дверей - Блокировка

16

Вход. Питание группы нагрузок №7 постоянное (плюс АКБ)

17

Выход. Замки дверей - Разблокировка

18

Масса

Разъем Х6

1

Вход. Омыватель ветрового стекла

2

Вход. Кнопка запуска и остановки двигателя - сигнал

3

Вход. Выключатель стеклоочистителя ветрового стекла - положение "Малая скорость"

4

Вход. Выключатель стеклоочистителя ветрового стекла - положение "Большая скорость"

5

Вход. Датчик открытия капота

6

Вход. Выключатель и задатчик работы стеклоочистителя в прерывистом режиме и режиме АВТО

7

Вход. Стеклоочиститель заднего стекла - парковое положение

8

Вход. Выключатель указателей поворота - положение "Влево"

9

Вход. Выключатель обогрева заднего стекла

10-21

-

22

Кольцо иммобилизации

23

Выход. Кнопка запуска и остановки двигателя - масса

24

Масса

25

Кольцо иммобилизации

26

Вход. Питание группы нагрузок №8 постоянное (плюс АКБ)

27

Выход. Блок фара левая - Указатель поворота

28

Выход. Плафон освещения салона - Масса (ШИМ)

1.2 Функции УБКЭ

1.2.1 Система освещения

Функции освещения работают через УБКЭ.

Управление освещением осуществляется с помощью подрулевого переключателя внешнего освещения (переключателя подрулевого левого ППЛ), сигналы которого принимает УБКЭ.

УБКЭ реализует функциональную стратегию, разработанную для освещения и сигнализации.

Получая от ППЛ запросы на освещение, УБКЭ включает функции:

- Передние и задние Габаритные Огни;

- Ближний свет;

- Дальний свет;

- Передние (если есть в комплектации) и задние противотуманные огни;

- Сигналы поворота.

Некоторые функции будут доступны в зависимости от состояния транспортного средства. На автомобиле реализована функция - "Автоматическое выключение света фар при выключении зажигания и открытой двери водителя".

Подрулевой переключатель (CSW, ППЛ)

Подрулевой переключатель внешнего освещения (ППЛ) должен управлять наружным освещением (сигналы поворота, габаритные огни, ближний и дальний свет, задние противотуманные фары), и в некоторых комплектациях, дополнительно, управление передними противотуманными фарами и управление автоматическим включением света.

Проводные признаки запроса на включение внешней светотехники определяются активными уровнями сигнала на соответствующих выводах ППЛ при следующих положениях переключателя:

- I POSITION O SW - ППЛ, положение "О";

- I AUTO LIGHT SW - ППЛ, положение "Авто";

- I TAIL LAMPS SW BS - ППЛ, положение "ГО (габаритные огни)";

- I LOW BEAM SW BS - ППЛ, положение "БС (ближний свет)";

- IHIGHBEAMSWBS - ППЛ, положение "ДС (дальний свет) в постоянном режиме";

- I PASSING LIGHTS SW BS - ППЛ, положение "ДС (дальний свет) в кратковременном режиме" ;

- I FR FOG LAMP SW BS - ППЛ, положение "ПТФ (противотуманные фары)";

- I RR FOG LAMP SW BS - ППЛ, положение "ЗПТО (задние противотуманные огни)".

Схематично выводы ППЛ изображены на рисунке ниже.

Функции внешнего освещения

Система внешнего освещения выполняет следующие функции:

- дневные ходовые огни;

- передние и задние габариты и освещение номерного знака;

- ближний свет фар;

- дальний свет фар;

- сигналы поворота и аварийная сигнализация;

- противотуманные фары (при наличии в комплектации);

- задние противотуманные фонари.

В автомобиле LADA VESTA NG установлены фары с модулями LED.

Для диагностики работоспособности модулей LED используются следующие цепи электрических соединений:

- диагностический выход блок-фары правой, контакт "А9" - контакт "ХЗ-25" УБКЭ;

- диагностический выход блок-фары левой, контакт "А9" - контакт "ХЗ-12" УБКЭ.

Контрольный сигнал неисправности фары (и соответствующее сообщение на комбинации приборов) присутствует:

- в случае выхода из строя любого из модулей LED, создающих основной луч ближнего света фары, кроме тех случаев, когда сбой в работе любого из модулей LED влечет за собой прекращение излучения света.

- пока сохраняется указанная выше неисправность.

Функции внутреннего освещения

В состав внутреннего освещения салона автомобиля входят плафоны переднего и заднего ряда, багажника.

Данные компоненты управляются с помощью УБКЭ в по следующему алгоритму:

- УБКЭ включает и выключает плафоны, изменяя яркость лампы от минимального до максимального значения за 2 секунды с частотой ТТТИМ 312 Гц.

Функции управления энергосбережением

Если датчик освещенности запрошен на 1111Л (подрулевой переключатель находится в положении "Авто"), то после остановки двигателя все освещение будет выключено.

Если датчик освещенности отсутствует или автоматическое управление освещением не запрошено (подрулевой переключатель находится в положении "ГО", "БС", "ДС", "ПТФ"; "ЗПТО"), то после остановки двигателя все освещение будет выключено через минуту, или до истечения минуты при открытии двери водителя.

Вышеуказанные функции управления энергосбережением активны, если после остановки двигателя нет принудительного запроса на ППЛ какой-либо из функций внешнего освещения.

Функция День / Ночь

Информация о дне и ночи может быть определена из комбинации сигналов датчика дождя / освещенности (RLS, ДДО) и комбинированного переключателя (CSW, CBSW, переключатель подрулевой левый ППЛ). Задача uBCM (УБКЭ) заключается в синтезе информации в соответствующем сигнале, доставляемом в комбинацию приборов (IC) и другие компоненты.

Функция может работать в двух вариантах:

- с датчиком RLS;

- без датчика RLS.

Функция при наличии датчика RLS работает по следующей схеме:

- если CBSW стоит в положении 0, то режим определяется как день;

- если CBSW стоит в положении включённых габаритных огней, то режим определяется как ночь;

- если CBSW стоит в положении включенного ближнего света, то режим определяется как ночь;

- если CBSW стоит в положении АВТО, то режим определяется в зависимости от показаний датчика RLS.

Функция при отсутствии датчика RLS работает по следующей схеме:

- если CBSW стоит в положении 0, то режим определяется как день;

- если CBSW стоит в положении включённых габаритных огней, то режим определяется как ночь;

- если CBSW стоит в положении включенного ближнего света, то режим определяется как ночь.

Работу функции День / Ночь можно определить (в первую очередь) по изменению подсветки комбинации приборов.

1.2.2 Стеклоочистители

Моторедукторы очистителя и насос омывателя

Моторедуктор для очистки ветрового стекла управляется непосредственно УБКЭ, для обеспечения прерывистой, низкой и высокой скорости очистки, выбранной на комбинированном переключателе (CSW, переключатель подрулевой правый ППП). Используется 5-ти контактный моторедуктор с положением остановки при низком токе.

Очистителем заднего стекла управляет УБКЭ. Используется 3-х контактный моторедуктор с положением остановки при низком токе.

Насос омывателя управляется непосредственно CSW. Для омыва ветрового стекла и окна задка используется двунаправленный насос. Для версии седан применяется однонаправленный насос для омыва ветрового стекла.

Подрулевой переключатель (CSW, ППП)

ПИП - это слаботочный переключатель режимов очистки ветрового стекла и заднего стекла, а также прямоточный выключатель режима омыва.

ППП оснащен кольцом интервального режима (регулировка длительности паузы прерывистого режима работы стеклоочистителя ветрового стекла, в вариантном исполнении для режима "Авто" управления стеклоочистителем ветрового стекла - регулировка чувствительности датчика дождя).

Кольцо подключено к "массе" автомобиля, чтобы избежать перекрытия области обнаружения для прерывистого режима из-за изменения напряжения.

Значения сопротивления выбраны таким образом, чтобы иметь четкие области обнаружения без перекрытия в диапазоне напряжений (9,5 ч- 16) В. УБКЭ считывает только прерывистое позиционное напряжение для определения положения кольца.

Управление передним стеклоочистителем

Передний стеклоочиститель доступен, если состояние автомобиля соответствует состоянию BatTempoLevel или выше.

Режимы переднего стеклоочистителя:

- Выключено

- Интервальный (прерывистый) режим очистки

- Малая скорость очистки

- Большая скорость очистки

УБКЭ активирует интервальный режим очистки переднего стеклоочистителя, если CSW переведен в режим интервальной очистки и состояние автомобиля равно BatTempoLevel или выше. Задержка между взмахами переднего стеклоочистителя регулируется положением кольца интервального режима:

POS1 (малая капля) = 14с

POS2 (промежуточная малая капля) = 8с

POS3 (промежуточная большая капля) = 4с

P0S4 (большая капля) = 1с

При переходе значения кольца от меньшего к большему передний стеклоочиститель выполняет одиночный взмах щетками.

УБКЭ активирует малую скорость очистки переднего стеклоочистителя, если CSW переведен в положение малой скорости и состояние автомобиля равно BatTempoLevel или выше, ИЛИ параметр AUTOMATED_FUNCTIONS_AVAILABLE соответствует значению True

УБКЭ активирует большую скорость очистки переднего стеклоочистителя, если CSW переведен в положение большой скорости очистки и параметр AUTOMATED_FUNCTIONS_AVAILABLE соответствует значению True. Если, при активированной большой скорости стеклоочистителя, состояние автомобиля переходит в COMFORT, УБКЭ должен деактивировать режим большой скорости стеклоочистителя и активировать режим малой скорости стеклоочистителя.

Управление задним стеклоочистителем

Обработка команд управления стеклоочистителем двери задка и управление выходами управления стеклоочистителем двери задка должно быть доступным, если установлен флаг конфигурации заднего стеклоочистителя REAR_WIPER_CF = 1

При получении сигнала от CSW на работу заднего очистителя, УБКЭ должен начать выполнение одиночных взмахов заднего очистителя.

Активация заднего очистителя, при включении передачи заднего хода

Функция активации заднего стеклоочистителя при включении задней передачи должна быть доступна только если флаг конфигурации CNF_REAR_WIPER_WITH_REVERSE_CF = 1, и, если состояние автомобиля соответствует состоянию 5 IgnitionLevel или выше.

Если передние стеклоочистители активны и выключатель заднего хода активен в течении 500 мс, УБКЭ должен начать выполнение одиночных взмахов заднего очисти.

Управление омывателем

УБКЭ считывает сигнал CSW на омыв стекла заднего окна, чтобы управлять задним стеклоочистителем.

УБКЭ считывает сигнал CSW на омыв ветрового стекла, чтобы управлять передним стеклоочистителем.

Активация стеклоочистителя, при активированном омыве, должна быть доступна, если состояние автомобиля равно BatTempoLevel или выше.

1.2.3 Обогреватели стекол

Данная система отвечает за размораживание лобовых и задних стекол. Оттаивание осуществляется за счет обогрева стекол за счет резистивных элементов на стекле.

Обогрев заднего стекла состоит из одного резистивного элемента мощностью -300Вт. Передний дефростер состоит из двух резистивных элементов, расположенных с левой и правой стороны лобового стекла, мощностью ~ 300Вт каждый. Когда обе стороны питаются, запрашивается общая мощность ~ 600 Вт.

Когда передний или задний нагреватель активирован (или деактивирован), запрашиваемая электрическая мощность резко увеличивается (или уменьшается) и крутящий момент генератора внезапно увеличивается (или уменьшается). Исходя из этого контроллер двигателя должен быть предупрежден об активации или деактивации переднего, или заднего дефростера, чтобы компенсировать крутящий момент (такая же логика используется для актива-ции/деактивации компрессора кондиционера).

Передний обогреватель устанавливается в зависимости от комплектации автомобиля.

УБКЭ включает реле обогрева лобового / заднего стекла при работающем двигателе и при получении запроса с выключателя обогрева лобового / заднего стекла.

Принудительное выключение режима обогрева происходит при получении повторного запроса с выключателя обогрева лобового / заднего стекла или при остановке двигателя.

Автоматическое прекращение работы обогревателей происходит:

- после установленного в системе времени;

- автоматически при падении напряжения бортовой сети или уровня заряда аккумуляторной батареи ниже допустимого;

- при возникновении неисправности или аварийного режима.

1.2.4 Стеклоподъемники

УБКЭ устанавливает разрешение на работу стеклоподъемников (включает реле разрешения работы стеклоподъемников) при включенном зажигании и в течение 30 секунд после выключения зажигания, если обе передние двери закрыты.

Если до истечения 30 секунд после выключения зажигания произошло открытие одной из передних дверей, УБКЭ снимает разрешение на работу стеклоподъемников (отключает реле разрешения работы стеклоподъемников).

1.2.5 Система пуска и остановки двигателя

Система предназначена для выполнения процедуры пуска и остановки двигателя автомобиля.

Функциональная схема пуска двигателя представлена ниже:

Система разрешает включение стартера только после проверки условий пуска. После нажатия кнопки START:

- проверяется аутентификация ключа;

- проверяется разблокировка ESCL (модуль электронной блокировки руля МЭБР);

- включается зажигание (кл.15);

- проверяются датчики нейтрального положения КПП, педали торможения, педали сцепления;

- проверяется состояние двигателя и происходит получение разрешения на пуск двигателя со стороны контроллера ЭСУД (КСУД).

Если все условия выполнены, то включается реле стартера. Если условия не выполнены, то реле стартера не включается и отправляется запрос на вывод сообщения в комбинации приборов.

Реле стартера будет отключено если двигатель завелся или по истечении заданного времени для пуска. Максимальное время работы стартера составляет 15-25 секунд в зависимости от условий запуска. Для охлаждения стартера заложена пауза (во время паузы стартер не включается при попытках пуска двигателя) равная времени прокрутки.

Принудительно остановить работу стартера во время его работы можно повторным кратковременным нажатием кнопки START/STOP.

Для пуска двигателя ключ 1 должен находиться в салоне автомобиля, рисунок ниже:

- в активном состоянии в зоне действия А;

в спящем - в зоне В.

Если ключ не распознается, то его необходимо разместить на центральной консоли панели приборов.

Для пробуждения ключа нажать кнопку на ПДУ либо разместить ключ у считывающего устройства на центральной консоли панели приборов. Длительность активного состояния ключа составляет 45 секунд.

Более подробная информация по работе ключа и системы иммобилизации приведена в описании системы контроля доступа и защиты от угона.

Функциональная схема остановки двигателя представлена ниже:

Система разрешает остановку двигателя только после проверки условий остановки. После нажатия кнопки START:

- проверяется аутентификация ключа;

- проверяется скорость автомобиля;

- проверяется состояние двигателя.

Если все условия выполнены, то выключается зажигание (кл.15) и двигатель останавливается. Если условия не выполнены, то двигатель продолжает работать и отправляется запрос на вывод сообщения в комбинации приборов.

Если ключ отсутствует в автомобиле, но требуется остановить двигатель, необходимо нажать кнопку остановки двигателя затем повторно нажать и удерживать до остановки двигателя. При этом пуск двигателя возможен только при наличии ключа.

1.2.6 Система контроля доступа и защиты от угона

Описание системы

Система контроля доступа - это электронная система, которая распознает уникальный сигнал от ключа (пульта дистанционного управления ПДУ), и предоставляет доступ в салон машины без необходимости включать/выключать сигнализацию.

Система защиты от угона - это комплекс технических средств, устанавливаемых на автомобиль, для предотвращения его угона и другого несанкционированного использования.

Система защиты от угона состоит из:

- иммобилайзера;

- блокирования рулевого управления.

Иммобилайзер - вид электронного противоугонного устройства. Предназначен для надежной блокировки некоторых из модулей автомобиля.

Система охраны - комплекс мер, направленных на предупреждение владельца о несанкционированном проникновении в салон транспортного средства, его перемещении и механических воздействиях.

Функции системы:

- блокировка/ разблокировка дверей, багажника/задней двери, лючка бензобака;

- система управления ESCL (модуль электронной блокировки руля МЭБР);

- бесключевой запуск двигателя;

- дистанционный доступ к автомобилю с помощью ПДУ.

Система контроля доступа и защиты от угона может быть разделена на две системы:

- система доступа;

- система иммобилизации.

В состав системы контроля доступа и защиты от угона входят следующие компоненты:

- ключ (пульт дистанционного управления ПДУ);

- УБКЭ (uBCM);

- МЭБР (ESCL);

- КСУД (ЕСМ);

- замки дверей;

- замок багажника / задней двери;

- кнопка запуска (кнопка START/STOP)

Команды, посылаемые с ПДУ, принимаются и обрабатываются uBCM.

Замки боковых дверей

Основная функция бокового замка заключается в запирании боковой двери.

Замки боковых дверей подсоединены к uBCM.

Замки боковых дверей оснащены одним моторедуктором, они контролируются в течение 450 мс при каждом действии блокировки/разблокировки.

Максимальный ток составляет: 6 А для блокировки.

Каждый замок содержит сигнализатор открытой двери (выключатель двери):

- контакт разомкнут => дверь закрыта;

- контакт замкнут => дверь открыта.

Замок двери задка / крышки багажника

Замок двери задка / крышки багажника оснащен моторедуктором и работает только на разблокировку. Он управляется в течение 450 мс после нажатия на кнопку ПДУ.

Максимальный ток составляет 7 А.

Каждый замок содержит сигнализатор открытой двери:

- контакт разомкнут => дверь / крышка багажника закрыта;

- контакт замкнут => дверь / крышка багажника открыта.

Электропривод блокировки лючка наливной горловины топливного бака

Электропривод блокировки лючка управляется в течение 450 мс после нажатия на кнопку ПДУ.

Максимальный ток составляет 4 А.

ЕСМ (контроллер системы управления двигателем КСУД)

ЕСМ используется в автомобиле для выполнения противоугонной функции.

ЕСМ имеет программный модуль для аутентификации с uBCM.

Для этого ЕСМ начинает шифрованную коммуникацию по CAN после включения зажигания. Во время этого обмена данными uBCM отправляют коды в ЕСМ, чтобы снять с него защиту. Если коды, отправленные uBCM, неверны, то ЕСМ останется в защищенном режиме, и автомобиль завестись не сможет. Статус прохождения аутентификации выставляется в параметре VERLOG.

Если коды совпадают и коммуникация выполнена должным образом, ЕСМ отправляет в CAN свой статус о снятии защиты. uBCM использует эти данные в своем алгоритме.

Протокол обмена данными между uBCM и ЕСМ осуществляется по шифрованному протоколу.

Ключи (ПДУ)

Ключ используется для:

1) ручного закрытия и открытия двери водителя, оснащенного замком (с помощью механической части ключа).

2) блокировки и разблокировки автомобиля с помощью ПДУ:

- кнопка разблокировки автомобиля: однократное нажатие разблокирует автомобиль и лючок топливного бака.

- кнопка блокировки автомобиля: однократное нажатие блокирует автомобиль.

- кнопка открытия багажника или блокировки / разблокировки задней двери.

3) запуска и остановки двигателя.

Коммуникация между ПДУ и uBCM осуществляется по радиоканалу на частоте 433 МГц.

Электронная схема состоит из:

- приемо-передатчик - содержит набор различных кодов ключа для функций радиочастотного доступа и защиты от кражи;

- антенна приемо-передатчика - обеспечивает связь на радиочастоте 433 МГц;

- катушка - позволяет пробуждать ключ ПДУ и питать цепь на частоте 125 кГц.

Ключи поставляется необученными (чистыми).

Максимальное число ключей ПДУ, которое может быть обучено, составляет 8.

Процедура обучения ключей приведена в и.2 данной ТИ.

Блок УБКЭ (uBCM)

УБКЭ - это ведущий блок управления системы, который управляет:

- доступом для автомобиля по RF (радиоканалу);

- МЭБР (ESCL);

- функцией иммобилизации;

- стартером двигателя (включением и отключением).

УБКЭ также позволяет осуществить аварийный запуск двигателя при разряженной батарейке ключа ПДУ или при возникновении помех ВЧ или НЧ-диапазона при бесключевом запуске двигателя. Для этого необходимо разместить ключ ПДУ в специально отведенном месте на центральной консоли.

Противоугонная функция (функция иммобилизации) заключается в проверке следующих действий:

- ключ привязан к автомобилю (обучен с УБКЭ) и выполняется обмен правильными кодами между УБКЭ и ПДУ;

- КСУД обучен с УБКЭ.

Функция доступа заключается в приеме РЧ сигнала от ключа, обученного на автомобиле, и приведении в действие дверных замков.

Для обеспечения этих функций УБКЭ использует следующие компоненты, показанные на функциональной схеме:

МЭБР (ESCL)

Модуль электронной блокировки рулевой колонки, предназначен для предотвращения нормального перемещения автомобиля неавторизованным лицом. Это устройство выполняет блокировку и разблокировку рулевой колонки.

МЭБР (ESCL) является одной из закодированных частей автомобиля и участвует в функции иммобилизации.

Примечание: Если ESCL неисправен и нуждается в замене и, если он находится в заблокированном положении, рекомендуется также заменить рулевую колонку. Гарантийный ESCL должен быть отправлен на анализ и, следовательно, содержаться в хорошем состоянии.

После успешной аутентификации ключа ПДУ запускается процедура прохождения аутентификации между ESCL и УБКЭ. При успешном прохождении, подается запрос на разблокировку ESCL от УБКЭ (uBCM).

Блокировка МЭБР (ESCL) разрешена, если выполнены следующие два условия:

1) Зажигание выключено, скорость автомобиля равна 0 км/ч.

2) Открытие любой боковой двери после остановки двигателя;

или блокировка транспортного средства с помощью ключа ПДУ;

или блокировка багажника, ведущая к блокировке всего автомобиля;

или после прохождения 30 секунд, после остановки двигателя.

Блокировка МЭБР (ESCL) не разрешена, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

- скорость автомобиля не равна нулю;

- зажигание включено;

- фрейм (кадр CAN) по скорости от блока управления ABS/ESP отсутствует;

- фрейм от блока управления uBCM отсутствует.

Антенны

Автомобиль оснащен двумя типами антенн:

- антенна для приема RF радиочастот, которая встроена в uBCM на печатной плате (433 МГц);

- НЧ (LF) антенна служит для пробуждения ключа ПДУ (125 кГц) или подпитки в случае севшей батарейки. НЧ антенна состоит из катушки вокруг ферритового сердечника.

Управление замками дверей с ПДУ

Разблокировка

Нажатие кнопки "Разблокировка'’ на ПДУ приводит к отправке РЧ кадра с ПДУ на uBCM. Блок uBCM просыпается и декодирует запрос на разблокировку. Если ключ ПДУ идентифицирован как принадлежащий автомобилю и если двигатель остановлен, то uBCM пробуждается.

uBCM отправляет импульс на разблокировку замков всех дверей автомобиля, крышки/двери багажного отделения, лючка топливного бака.

Об успешной разблокировке свидетельствует двукратное моргание указателей поворота.

Блокировка

Нажатие кнопки "Блокировка” на ПДУ приводит к отправке РЧ кадра с ПДУ на uBCM. Блок uBCM декодирует запрос на блокировку. Если ключ ПДУ идентифицирован как принадлежащий автомобилю и если двигатель остановлен, uBCM пробуждается.

uBCM отправляет импульс на разблокировку замков всех дверей и далее проверяет их состояние:

- если все двери закрыты, uBCM активирует дверные механизмы для блокировки четырех дверей автомобиля, крышки/двери багажного отделения, лючка топливного бака. Об успешной блокировке свидетельствуют однократное моргание указателей поворота;

- если хотя бы одна из дверей открыта (двери, багажник/задняя дверь, капот), то uBCM блокирует все двери, а затем происходит их разблокировка с троекратным морганием указателей поворота, чтобы привлечь внимание водителя и предупредить о незащищенной зоне.

Блокировка / разблокировка багажника или задней двери

Нажатие кнопки разблокировки/блокировки багажника на ПДУ приводит к отправке РЧ кадра с ПДУ на uBCM.

Если ключ ПДУ идентифицирован как принадлежащий автомобилю и если двигатель остановлен, uBCM пробуждается.

Блок uBCM отправляет пмульс на замок крышки или двери багажного отделения. Блок uBCM декодирует запрос на активацию или деактивацию кнопки, расположенной на багажнике или задней двери.

Об успешном разблокировании свидетельствует двукратное моргание указателей поворота,

Об успешном блокировании свидетельствует однократное моргание указателей поворота.

Управление замками дверей с кнопки центрального замка (ЦЗ)

Автомобиль можно разблокировать или заблокировать нажатием кнопки ЦЗ, расположенной в салоне автомобиля.

Если все двери были заблокированы (и если функциональность кнопки ЦЗ активирована), нажатие кнопки ЦЗ приводит к разблокировке дверей.

Если хотя бы одна дверь не заблокирована (но закрыта), нажатие кнопки ЦЗ (короткое нажатие) приводит к блокировке всех дверей.

Если дверь открыта (багажник/задняя дверь), нажатие кнопки ЦЗ (короткое нажатие) немедленно приводит к блокировке, за которой следует разблокировка всех дверей.

Функциональность кнопки ЦЗ деактивируется после блокировки всех дверей с помощью ПДУ по RF каналу или после аварийной блокировки дверей.

Функциональность кнопки ЦЗ повторно активируется при следующей процедуре разблокировки: аутентификации ключа ПДУ по RF каналу.

Статус светодиода на кнопке ЦЗ указывает на состояние блокировки автомобиля:

- ВКЛЮЧЕН, если автомобиль в статусе блокировки;

- ВЫКЛЮЧЕН, если автомобиль в статусе разблокировки (по истечении 2 минут подсветка светодиода кнопки ЦЗ в салоне отключается).

Алгоритм работы блокировки по кнопке ЦЗ

Если дверь водителя открыта и автомобиль остановлен (зажигание выключено, двигатель остановлен), то при нажатии кнопки ЦЗ более 5 секунд происходит блокировка замков дверей.

После закрытия двери водителя происходит блокировка замков всех дверей. Блокировка сопровождается однократным морганием указателей поворота, при этом постановка на охрану не выполняется.

Блокировка по скорости

Когда скорость автомобиля превышает определенный порог (10км/ч), все двери и ба-гажник/задняя дверь автомобиля автоматически блокируется.

Для включения или отключения данной функции, необходимо длительное нажатие (не менее 5 секунд) на кнопку ЦЗ при работающем двигателе.

Разблокировка замков дверей при аварии

При аварии сигнал от блока управления подушками безопасности обрабатывается блоком uBCM для разблокировки дверей в случае удара.

Автовозврат

Автоматическая повторная блокирование дверей, багажника или задней двери автомобиля позволяет избежать оставления автомобиля незапертым после того, как пользователь непреднамеренно нажал на кнопку разблокировки на ПДУ, выходя из автомобиля.

Если автомобиль был заблокирован, то после разблокировки с ПДУ, блок uBCM автоматически повторно отправляет импульс на блокировку дверей, багажника или задней двери автомобиля, если в течение 2 минут не происходило никаких действий, например, как: открытие двери, нажатие кнопки ЦЗ, запуск двигателя.

Защита замков дверей от перегрева

Если блокировка и разблокировка замков дверей происходят многократно (более 10 раз) и промежуток между импульсами не превышает 2,5 секунды, то срабатывает защита замков от перегрева, после чего система перестает реагировать. Замки останутся в разблокированном состоянии до момента восстановления работоспособности системы. Если это произошло, необходимо подождать некоторое время, далее работоспособность системы полностью восстановится.

Функция иммобилизации

Противоугонная защита автомобиля заключается в отказе неавторизованному пользователю в разблокировке рулевой колонки и в пуске двигателя.

Описание системы иммобилизации

Система включает следующие блоки:

- uBCM (УБКЭ) - осуществляет управление запуском двигателя. Является ведущим блоком в системе иммобилизации;

- ECSL (МЭБР) - является частью системы иммобилизации. Отвечает за блокировку рулевой колонки. Является ведомым блоком в системе иммобилизации;

- ЕСМ (КСУД) - является частью системы иммобилизации. Отвечает за запуск двигателя. Является ведомым блоком в системе иммобилизации;

- ключ ПДУ - исходный элемент в получении права доступа к автомобилю. Содержит пароль для обучения всей системы (здесь и далее, если не указано обратное, подразумевается, что используется "свой" ключ, зарегистрированный в памяти УБКЭ).

Описание процедур аутентификации

В системе предотвращения несанкционированного использования автомобиля происходит взаимная аутентификация следующих блоков:

- uBCM и ключа ПДУ;

- uBCM и ESCL;

- uBCM и ЕСМ.

Процедура иммобилизации состоит из следующих этапов:

- аутентификация по ключу ПДУ;

- снятие блокировки рулевой колонки;

- включение зажигания;

- снятие защиты от подачи топлива по защищенному протоколу между uBCM и КСУД (ЕСМ).

Для отключения иммобилайзера и запуска двигателя, необходимо нажать на педаль тормоза и затем нажать на кнопку ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ (START/STOP), которая запускает процедуру аутентификации между ключом ПДУ и uBCM.

Система предотвращения запуска основана на распознавании кода ключа ПДУ блоком кузовной электроники uBCM. Обмен кодами происходит по защищенному RF каналу. Во время запуска двигателя ключ ПДУ должен находится внутри салона автомобиля.

При прохождении процедуры проверки принадлежности ключа ПДУ к конкретному автомобилю выполняются следующие действия:

- блок uBCM запрашивает у ключа ПДУ аутентификацию;

- ключ ПДУ возвращает свой идентификатор;

- если uBCM знает идентификатор, он возвращает зашифрованный вызов;

- ключ ПДУ сравнивает этот вызов со своим собственным расчетом. Если результат правильный, ключ возвращает свой ответ uBCM;

- блок uBCM расшифровывает его и сравнивает с тем, что хранится в памяти. Если результат правильный, аутентификация по ключу ПДУ принимается;

- любой отрицательный результат останавливает процедуру запуска.

В случае проблем со связью с ключом ПДУ на комбинации приборов появляется соответствующее сообщение, в котором клиенту предлагается поместить ключ ПДУ на площадку в нише центральной консоли в зоне считывающего устройства над НЧ (LF) антенной.

Далее при успешной аутентификации ключа ПДУ запускается процедура прохождения аутентификации между uBCM и ESCL по защищенному протоколу.

При успешной аутентификации, выполняется разблокировка ESCL, включается зажигание и запускается процедура прохождения аутентификации между uBCM и КСУД (ЕСМ) по защищенному протоколу. При успешном прохождении аутентификации между uBCM и КСУД (ЕСМ), блок uBCM активирует стартер.

2 Процедуры, выполняемые при замене УБКЭ

После замены УБКЭ (uBCM) необходимо с помощью диагностического прибора Grade-X выполнить следующие процедуры:

- автоматическое конфигурирование УБКЭ.

Внимание. Процедуру автоматического конфигурирования УБКЭ выполнять перед процедурой обучения УБКЭ;

- обучение УБКЭ (см. и.2.2 "Обучение элементов системы контроля доступа" данной инструкции);

- запись VIN (см. и.3.3 "Режим "Функции" данной инструкции);

- просмотр кодов неисправностей в памяти УБКЭ. При обнаружении кодов неисправностей выполнить диагностику по соответствующей диагностической карте.

2.1 Автоматическое конфигурирование

Процедуру автоматического конфигурирования УБКЭ выполнить с помощью диагностического прибора Grade-X в режиме "Функции", рисунок 2-1. Далее выбрать режим "Автоматическое конфигурирование" и действовать в соответствии с рекомендациями меню диагностического прибора.

Рисунок 2-1 - Меню диагностического прибора Grade-X в режиме "Функции": выбрать "Автоматическое конфигурирование"

После окончания процедуры автоматического конфигурирования выключить зажигание с помощью диагностического прибора (см. и.3.3) и дождаться отключения главного реле ЭСУД, после чего можно включить зажигание.

2.2 Обучение элементов системы контроля доступа

Для обеспечения функций системы контроля доступа и иммобилизации ключ ПДУ, УБКЭ, ESCL и контроллер ЭСУД должны быть обучены, т.е. в них должен быть записан код-пароль системы. В этом режиме указанные элементы системы обучены и являются "своими" для данного автомобиля.

Первое обучение элементов системы проводится в заводских условиях, после чего должны быть выполнены следующие требования к автомобилю:

- запуск двигателя должен осуществляться двумя ключами.

Новые блоки (ключ ПДУ, УБКЭ, ESCL и контроллер ЭСУД) поставляются "чистыми" (необученными). Поэтому после установки на автомобиль для восстановления функционирования системы необходимо в новые блоки записать код-пароль системы контроля доступа, выполнив процедуру обучения (регистрации) ключей.

Внимание! Если в ключ ПДУ, УБКЭ, ESCL или контроллер ЭСУД записан код-пароль системы контроля доступа, то этот узел становится "своим" для данного автомобиля и удалить этот код или ввести другой код невозможно.

2.2.1 Процедура обучения

Для записи кода-пароля в блоки системы контроля доступа и иммобилизации (ключ ПДУ, УБКЭ, ESCL и контроллер ЭСУД) необходимо выполнить процедуру регистрации ключей с помощью диагностического прибора Grade-X. Обучать можно "чистые" и "свои" блоки.

Во время выполнения процедуры обучения происходит регистрация ключей ПДУ в памяти УБКЭ. После этого в составе системы контроля доступа будут работать только те ключи, которые прошли последнюю процедуру обучения.

В случае потери или кражи, или по просьбе владельца можно отменить регистрацию одного из ключей, выполнив процедуру обучения остальных ключей. При необходимости впоследствии он может быть вновь зарегистрирован для этого же автомобиля после выполнения процедуры обучения.

Внимание! Если на момент обучения нет в наличии всех ключей, то впоследствии необходимо повторить процедуру регистрации со всем комплектом ключей.

Условия, необходимые для выполнения процедуры регистрации ключей:

- аккумуляторная батарея заряжена, и напряжение АКБ находится в рабочем диапазоне;

- диагностический прибор подключен;

- УБКЭ сконфигурирован (выполнена процедура автоматического конфигурирования);

- наличие одного зарегистрированного ключа ПДУ, если УБКЭ был обучен;

- представленные для обучения ключи "свои" или "чистые".

Обучение (регистрацию) ключей выполнить в режиме "Функции - Обучение функций иммобилизации", рисунок 2-1. Далее выбрать режим "Регистрация ключей (карточек бесклю-чевого доступа" и действовать в соответствии с рекомендациями меню диагностического прибора, рисунки 2-2 - 2-6.

3.6 Проверки электрических цепей

Ниже представлены общие методы проверки целостности электрических цепей, проверки на наличие замыканий с использованием омметра и вольтметра.

Проверка целостности электрической цепи

Потеря целостности электрической цепи может быть вызвана следующими причинами:

- отсоединение колодки жгута;

- слабое соединение колодки жгута;

- загрязнение, окисление, коррозия контактов;

- деформация контактов;

- повреждение провода.

Проверку целостности цепи выполнять в следующей последовательности:

1. Отключить клемму провода "массы" от аккумуляторной батареи.

2. Визуально проверить, что колодки жгута подключены с обеих сторон электрической цепи, замки фиксаторов защелкнуты.

3. Разъединить колодки, проверить визуально контакты на наличие грязи, коррозии, деформации.

4. Подергивая за провода рядом с колодкой, убедиться, что провод и клемма крепко обжаты, что клемма зафиксирована внутри колодки.

5. С помощью щупа заданного диаметра и длины, соответствующего размеру контакта в ответной колодке, убедиться, что клеммы жгутовых колодок обеспечивают надежное соединение (клеммы не утоплены в колодке, щуп плотно входит в клемму).

6. С помощью омметра измерить сопротивление цепи между колодками. Сопротивление исправной цепи должно быть менее 1 Ом. Чтобы избежать повреждения клемм, для измерений допускается использовать щупы заданного диаметра, соответствующие размеру контактов в ответных колодках.

Проверка замыкания цепи на "массу"

Проверку выполнять в следующей последовательности:

1. Разъединить колодки с обеих сторон электрической цепи.

2. Пробник, одним концом соединенный с "+" аккумуляторной батареи, подключить к клемме проверяемой цепи. Если пробник светится, значит, проверяемая цепь замкнута на "массу".

Чтобы избежать повреждения клеммы, пробник должен подключаться с помощью щупа заданного диаметра, соответствующего размеру контакта в ответной колодке.

Проверка замыкания цепи на бортовую сеть

Проверку выполнять в следующей последовательности:

1. Отсоединить колодку с одной стороны электрической цепи.

2. Пробник, одним концом соединенный с "массой", подключить к клемме проверяемой цепи.

Если пробник светится, значит, проверяемая цепь замкнута на бортовую сеть.

3. Присоединить отсоединенную колодку.

4. Отсоединить колодку с другой стороны электрической цепи. Выполнить проверку 2.

Чтобы избежать повреждения клеммы, пробник должен подключаться с помощью щупа заданного диаметра, соответствующего размеру контакта в ответной колодке.

Измерение напряжения на контактах жгута проводов

Проверку выполнять в следующей последовательности:

1 Отсоединить колодку с одной стороны электрической цепи.

2 Плюсовой шнур вольтметра подключить к клемме проверяемой цепи, минусовой к "массе" автомобиля. Фиксировать значение напряжения.

Чтобы избежать повреждения клеммы, плюсовой шнур вольтметра должен иметь щуп заданного диаметра, соответствующий размеру контакта в ответной колодке.