Система управления автоматизированной механической трансмиссией (АМТ)
Общее описание
В состав системы управления автоматизированной механической трансмиссией (АМТ) входят:
- контроллер управления роботизированной коробкой передач (КУРКП) (8450008117);
- актуатор переключения передачи (АПП) в сборе с актуатором выбора передачи (АВП) (21820-1705012-00);
- актуатор выключения сцепления (АВС) (21820-1609012-00);
- селектор переключения передач (СПП) (8450007089);
- датчик частоты вращения первичного вала коробки передач (ДЧВПВ) (21700-3858030-00).
Управление процессом переключения передач и сцеплением осуществляется КУРКП, который согласовывает работу актуаторов (АВП, АНН, АВС) в зависимости от выбранного режима работы АМТ.
Актуаторы установлены на коробке передач.
КУРКП установлен в подкапотном пространстве на арке левого колеса под кронштейном крепления АКБ.
Выбор режима работы АМТ осуществляется с помощью селектора переключения передач (СНН), расположенного в салоне автомобиля.
АМТ имеет следующие режимы работы:
- "А" - автоматический;
- "М" - ручной;
- "R" - задний ход;
- "N" - нейтраль.
В режиме "А" переключение передач осуществляется полностью автоматически в зависимости от скорости движения автомобиля, оборотов двигателя и других параметров.
В режиме "М" переключение передач осуществляется с помощью СНН:
- положение "+" - повышение передачи;
- положение - понижение передачи.
Схема электрических соединений АМТ на автомобиле LADA VESTA приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схема электрических соединений АМТ на а/м LADA VESTA (21803-013-51): 1 - генератор; 2 - батарея аккумуляторная; 15 - предохранитель 60 A (F70); 17 - выключатель зажигания; 18 - предохранитель 60 A (F71); 19 - предохранитель 60 A (F72); 51 - контроллер ВСМ; 63 - предохранитель 10 A (F32); 112 - комбинация приборов; 134 - выключатель сигнала торможения; 141 - КУРКП; 143 - контроллер ЭСУД; 163 - С1111; 165 - ДЧВПВ; 166 - колодка диагностики; 168 - А1111; 171 - АВП; 180 - АВС; 203 - предохранитель 10 A (F14); 205 - предохранитель 5 A (F16); 220 - предохранитель 5 A (F66); 221 - предохранитель 5 A (F50); 222 - предохранитель 70 A (F68)
- место расположения предохранителей F1-F59 в салонном монтажном блоке;
- место расположения предохранителей F60-F80 в моторном монтажном блоке
Назначение контактов разъёмов КУРКП приведено в таблице 1.
Таблица 1 - Назначение контактов разъёмов КУРКП
Контакт |
Цепь |
разъём ХР1 | |
А1 |
Не используется |
А2 |
Вход. Клемма "15" выключателя зажигания |
АЗ-А4 |
Не используется |
В1-В4 |
Не используется |
С1 |
Вход. С1111 (Сигнал А1) |
С2 |
Вход. С1111 (Сигнал А2) |
СЗ-С4 |
Не используется |
D1-D4 |
Не используется |
Е1-ЕЗ |
Не используется |
Е4 |
Вход. С1111 (Сигнал АЗ) |
F1-F2 |
Не используется |
F3 |
Вход. Выключатель сигнала торможения (Замыкатель с клеммы "30") |
F4 |
Не используется |
G1-G4 |
Не используется |
Н1 |
Вход / выход. Шина CAN (Н - линия) |
Н2 |
Вход / выход. Шина CAN (L - линия) |
ИЗ |
Вход. С1П1 (Сигнал А4) |
Н4 |
Не используется |
J1-J3 |
Не используется |
J4 |
Масса С1П1 |
К1-К4 |
Не используется |
L1-L2 |
Вход. Клемма "30" ("+" АКБ) |
L3-L4 |
Масса контроллера |
M1-М2 |
Вход. Клемма "30" ("+" АКБ) |
МЗ-М4 |
Масса контроллера |
разъём ХР2 | |
Al |
Вход. Датчик частоты вращения первичного вала коробки передач |
А2-АЗ |
Не используется |
А4 |
Вход. Датчик положения сцепления (В) |
B1 |
Масса датчика частоты вращения первичного вала коробки передач |
В2 |
Не используется |
ВЗ |
Вход. Датчик переключения передачи (В) |
В4 |
Вход. Датчик переключения передачи (А) |
С1-С2 |
Не используется |
сз |
Вход. Датчик положения сцепления (А) |
С4 |
Вход. Датчик выбора передачи (А) |
D1 |
Питание +5 В датчика переключения передачи |
D2-D3 |
Не используется |
D4 |
Вход. Датчик выбора передачи (В) |
Е1 |
Масса датчика переключения передачи |
Е2 |
Питание +5 В датчика выбора передачи |
ЕЗ-Е4 |
Не используется |
F1-F2 |
Не используется |
F3 |
Масса датчика выбора передачи |
F4 |
Не используется |
G1 |
Выход. Моторедуктор переключения передачи ("-") |
G2 |
Питание +5 В датчика положения сцепления |
G3 |
Масса датчика положения сцепления |
G4 |
Выход. Моторедуктор выбора передачи ("+") |
Н1 |
Выход. Моторедуктор переключения передачи ("+") |
Н2 |
Выход. Моторедуктор положения сцепления |
НЗ |
Выход. Моторедуктор положения сцепления ("+") |
Н4 |
Выход. Моторедуктор выбора передачи |
В состав актуаторов (АВП, АПП, АВС) входит датчик положения и электродвигатель. Назначение контактов разъёмов актуаторов приведено в таблице 2.
Таблица 2 - Назначение контактов разъёмов АВП, АПП, АВС
Контакт |
Цепь |
1 |
питания электродвигателя. Напряжение питания (9-16) В |
2 |
Выход датчика положения (А). Сигнал частотный |
3 |
Масса датчика |
4 |
Питание датчика. Напряжение питания 5 В |
5 |
Выход датчика положения (В). Сигнал частотный |
6 |
"+" питания электродвигателя. Напряжение питания (9-16) В |
АВП переключает нейтраль на соответствующую линию выбора передачи.
АПП включает необходимую передачу из нейтрального положения.
Схема переключения передач в КП приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Схема переключения передач в КП
СПП имеет четыре логических выхода. Комбинация сигналов на данных выходах зависит от выбранного режима работы АМТ (см. таблицу 3).
Таблица 3 - Логические уровни сигналов на выходах СПП
Положение СПП |
Логические уровни сигналов на выходах СПП | |||
Выход А1 (контакт 4) |
Выход А2 (контакт 5) |
Выход АЗ (контакт 6) |
Выход А4 (контакт 2) | |
М |
0 |
0 |
0 |
0 |
+ |
1 |
1 |
0 |
0 |
- |
1 |
0 |
1 |
0 |
А |
1 |
0 |
0 |
1 |
N |
0 |
0 |
1 |
1 |
R |
0 |
1 |
1 |
0 |
Параметры электрической цепи и сигналов на выходах СПП, соответствующие логическим уровням приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Параметры логических уровней (при напряжении АКБ > 12 В)
Логические уровни выхода |
Напряжение (U), В |
0 |
3,2-4,1 |
1 |
1,8-2,7 |
Датчик частоты вращения первичного вала расположен на задней крышке коробки передач. ДЧВПВ определяет скорость вращения первичного вала. Датчик генерирует импульсные сигналы в соответствии с частотой вращения ведущей шестерни пятой передачи. Контроллер оценивает частоту вращения по импульсному сигналу ДЧВПВ.