Актуатор механизма переключения передач - снятие и установка


Примечание:
См. также Замена актуатора сцепления

Внимание:
При выполнении операций снятпие/устпановка актуатора механизма переключения передач не допускается:

- разборка актуатора, за исключением случаев, когда невозможно снять актуатор с коробки передач без разборки:

- падение актуатора, в случае падения актуатор заменить на новый:

- подключать актуатор к электропитанию и приводить в действие вне коробки передач:

- вращать актуатор вручную за вал 2, рисунок 7-1, или рычаг 4 переключения передач:

- держать актуатор за хвостовик вала 2 переключения передач или блокировочную пластину 3:

- касаться контактов разъёмов актуатора незаземленными предметами или руками (возможно повреждение датчиков из-за электростатического разряда).


Рисунок 7-1 - Снятие актуатора механизма переключения передач: 1 - актуатор механизма переключения передач; 2 - вал рычага переключения передач; 3 - блокировочная пластина; 4 - рычаг переключения передач

Внимание: Актуатор не ремонтопригоден. При обнаружении какого либо дефекта актуатор проверяется, ремонтируется или заменяется фирмой ZF.

Внимание: Положение рычага переключения передач актуатора при установке на коробку передач (в состоянии поставки) выбор - линия 3/4 передачи, переключение - нейтраль.

Снятие

Установить автомобиль на подъёмник, или эстакаду и застопорить стояночным тормозом (подъемник двухстоечный типа ПЗ,2Г грузоподъемностью 3,2 т).

Отсоединить патрубки резонатора 1, рисунок 3-1, впуска от воздухозаборника и корпуса воздушного фильтра, отвернуть два болта крепления и снять резонатор (головка "на 10").

Отжать хомут 1, рисунок 3-2, крепления и отсоединить верхний шланг 3 вентиляции картера от патрубка крышки 7 головки цилиндров (плоскогубцы).

Ослабить хомут 2 крепления и отсоединить шланг 4 впускной трубы от дроссельного патрубка (отвёртка крестовая).

Отвернуть болт 5 крепления воздушного фильтра и снять воздушный фильтр 6 в сборе со шлангом 4 впускной трубы (головка "на 10").

Установить актуатор механизма переключения передач в нейтральное положение одним из следующих способов:

1 - с помощью диагностического прибора;

2 - включить зажигание, нажать на педаль тормоза и перевести рычаг управления механизмом переключения передач в нейтральное положение, выключить зажигание и подождать выключения контроллера управления - 1 мин.

Если актуатор не удается установить в нейтральное положение, необходимо проверить надежность подсоединения колодок жгутов проводов к разъёмам на актуаторе, на контроллере управления и на приводе управления. Проверить надежность подсоединения колодки жгута проводов к выключателю сигнала торможения. Проверить жгуты проводов на отсутствие обрывов, повреждения изоляции и замыкание. Провести диагностику роботизированной коробки передач (см. тут).

Отсоединить клемму "–" от АКБ (ключ "на 10").


Рисунок 7-2 - Снятие актуатора механизма переключения передач: 1 - болты крепления актуатора; 2 - актуатор механизма переключения передач; 3 - коробка передач

Если актуатор механизма переключения передач установлен в нейтральное положение, отвернуть три болта 1, рисунок 7-2, крепления и снять актуатор 2 с коробки передач 3 (ключ кольцевой 13).

Осмотреть рабочие части актуатора (вал и рычаг переключения передач, блокировочную пластину) и убедится в отсутствии повреждений.

Если в результате диагностики установлена неисправность актуатора и рычаг переключения актуатора находится в положении отличном от положения "нейтраль", снятие актуатора производить в следующей последовательности:

- отвернуть два винта 5, рисунок 7-3, крепления верхнего электродвигателя к крышке актуатора и снять электродвигатель 4 в сборе с хомутом 3 крепления (насадка Torx ТЗ0);

- отвернуть семь винтов 2 крепления верхней крышки актуатора и снять крышку 1 (насадка Torx Т30);


Рисунок 7-3 - Снятие неисправного актуатора механизма переключения передач: 1 - крышка актуатора; 2 - винт крепления актуатора; 3 - хомут крепления электродвигателя; 4 - электродвигатель актуатора верхний; 5 - винт крепления электродвигателя

- попытаться вручную передвинуть зубчатый сектор 1, рисунок 7-4, в нейтральное положение (например в случае, когда имеет место отказ верхнего электродвигателя);

- отвернуть три болта крепления и попытаться снять актуатор с коробки передач (ключ кольцевой 13).


Рисунок 7-4 - Снятие неисправного актуатора механизма переключения передач: 1 - зубчатый сектор вала рычага переключения передач; 2 - гайка крепления зубчатого сектора; А - ориентация зубчатого сектора соответствует положению "нейтраль"

Если актуатор не удается снять с коробки передач, необходимо дополнительно выполнить следующие операции:

- отвернуть гайку 2 крепления зубчатого сектора (головка "на 13");

- снять актуатор с коробки передач (вал переключения передач при этом остается в коробке передач, поэтому для снятия актуатора необходимо приложить значительное усилие);

- извлечь из коробки вал переключения передач.

Снять с актуатора колпачок сапуна.

Очистить от старого герметика привалочные поверхности на коробке передач и актуаторе (скребок пластмассовый, кисть, уайт-спирит).

Очистить резьбовую часть двух болтов М8х25 крепления актуатора и соответствующие отверстия в картере КП и обезжирить (кисть, уайт-спирит, расход 5 г).

Установка

Перед установкой актуатора механизма переключения передач выполнить следующие операции:

- в коробке передач проверить положение штоков вилок переключения передач и при необходимости установить штоки в положение "нейтраль";

- на привалочную поверхность коробки передач под актуатор непрерывным валиком диаметром 2 мм нанести жидкую прокладку ПС-1, расход 5 г;

- нанести на два болта М8х25 крепления актуатора герметик пояском шириной 3 мм в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 4-5 (герметик Локтайт 5061, расход 2 г).


Рисунок 7-5 - Схема нанесения герметика на болты крепления актуатора: А - зона нанесения герметика

Установить актуатор механизма переключения передач на место и закрепить его тремя болтами.

    Момент затяжки болтов 16...25 Н.м (1,6...2,5 кгс.м) .

Установить на место колпачок сапуна.

Установить воздушный фильтр 6, рисунок 3-2, со шлангом впускной трубы в сборе на три опоры крепления и закрепить болтом 5.

Присоединить шланг 4 впускной трубы к дроссельному патрубку и затянут хомут 2 крепления.

Присоединить верхний шланг 3 вентиляции картера к патрубку крышки 7 головки цилиндров и установить хомут 1 крепления.

Присоединить резонатор 1, рисунок 3-1, впуска к корпусу воздушного фильтра и воздухозаборнику и закрепить к кузову двумя болтами .

Присоединить клемму "–" к АКБ и затянуть гайку крепления.

    Момент затяжки гайки 4...6 Н.м (0,4...0,6 кгс.м) .

Выполнить процедуру обучения АМТ (см. тут)