Актуатор механизма переключения передач - снятие и установка
Примечание:
См. также Замена актуатора сцепления
Внимание:
При выполнении операций снятпие/устпановка актуатора механизма переключения передач не допускается:
- разборка актуатора, за исключением случаев, когда невозможно снять актуатор с коробки передач без разборки:
- падение актуатора, в случае падения актуатор заменить на новый:
- подключать актуатор к электропитанию и приводить в действие вне коробки передач:
- вращать актуатор вручную за вал 2, рисунок 7-1, или рычаг 4 переключения передач:
- держать актуатор за хвостовик вала 2 переключения передач или блокировочную пластину 3:
- касаться контактов разъёмов актуатора незаземленными предметами или руками (возможно повреждение датчиков из-за электростатического разряда).
Рисунок 7-1 - Снятие актуатора механизма переключения передач: 1 - актуатор механизма переключения передач; 2 - вал рычага переключения передач; 3 - блокировочная пластина; 4 - рычаг переключения передач
Внимание: Актуатор не ремонтопригоден. При обнаружении какого либо дефекта актуатор проверяется, ремонтируется или заменяется фирмой ZF.
Внимание: Положение рычага переключения передач актуатора при установке на коробку передач (в состоянии поставки) выбор - линия 3/4 передачи, переключение - нейтраль.
Снятие
Установить автомобиль на подъёмник, или эстакаду и застопорить стояночным тормозом (подъемник двухстоечный типа ПЗ,2Г грузоподъемностью 3,2 т).
Отсоединить патрубки резонатора 1, рисунок 3-1, впуска от воздухозаборника и корпуса воздушного фильтра, отвернуть два болта крепления и снять резонатор (головка "на 10").
Отжать хомут 1, рисунок 3-2, крепления и отсоединить верхний шланг 3 вентиляции картера от патрубка крышки 7 головки цилиндров (плоскогубцы).
Ослабить хомут 2 крепления и отсоединить шланг 4 впускной трубы от дроссельного патрубка (отвёртка крестовая).
Отвернуть болт 5 крепления воздушного фильтра и снять воздушный фильтр 6 в сборе со шлангом 4 впускной трубы (головка "на 10").
Установить актуатор механизма переключения передач в нейтральное положение одним из следующих способов:
1 - с помощью диагностического прибора;
2 - включить зажигание, нажать на педаль тормоза и перевести рычаг управления механизмом переключения передач в нейтральное положение, выключить зажигание и подождать выключения контроллера управления - 1 мин.
Если актуатор не удается установить в нейтральное положение, необходимо проверить надежность подсоединения колодок жгутов проводов к разъёмам на актуаторе, на контроллере управления и на приводе управления. Проверить надежность подсоединения колодки жгута проводов к выключателю сигнала торможения. Проверить жгуты проводов на отсутствие обрывов, повреждения изоляции и замыкание. Провести диагностику роботизированной коробки передач (см. тут).
Отсоединить клемму "–" от АКБ (ключ "на 10").
Рисунок 7-2 - Снятие актуатора механизма переключения передач: 1 - болты крепления актуатора; 2 - актуатор механизма переключения передач; 3 - коробка передач
Если актуатор механизма переключения передач установлен в нейтральное положение, отвернуть три болта 1, рисунок 7-2, крепления и снять актуатор 2 с коробки передач 3 (ключ кольцевой 13).
Осмотреть рабочие части актуатора (вал и рычаг переключения передач, блокировочную пластину) и убедится в отсутствии повреждений.
Если в результате диагностики установлена неисправность актуатора и рычаг переключения актуатора находится в положении отличном от положения "нейтраль", снятие актуатора производить в следующей последовательности:
- отвернуть два винта 5, рисунок 7-3, крепления верхнего электродвигателя к крышке актуатора и снять электродвигатель 4 в сборе с хомутом 3 крепления (насадка Torx ТЗ0);
- отвернуть семь винтов 2 крепления верхней крышки актуатора и снять крышку 1 (насадка Torx Т30);
Рисунок 7-3 - Снятие неисправного актуатора механизма переключения передач: 1 - крышка актуатора; 2 - винт крепления актуатора; 3 - хомут крепления электродвигателя; 4 - электродвигатель актуатора верхний; 5 - винт крепления электродвигателя
- попытаться вручную передвинуть зубчатый сектор 1, рисунок 7-4, в нейтральное положение (например в случае, когда имеет место отказ верхнего электродвигателя);
- отвернуть три болта крепления и попытаться снять актуатор с коробки передач (ключ кольцевой 13).
Рисунок 7-4 - Снятие неисправного актуатора механизма переключения передач: 1 - зубчатый сектор вала рычага переключения передач; 2 - гайка крепления зубчатого сектора; А - ориентация зубчатого сектора соответствует положению "нейтраль"
Если актуатор не удается снять с коробки передач, необходимо дополнительно выполнить следующие операции:
- отвернуть гайку 2 крепления зубчатого сектора (головка "на 13");
- снять актуатор с коробки передач (вал переключения передач при этом остается в коробке передач, поэтому для снятия актуатора необходимо приложить значительное усилие);
- извлечь из коробки вал переключения передач.
Снять с актуатора колпачок сапуна.
Очистить от старого герметика привалочные поверхности на коробке передач и актуаторе (скребок пластмассовый, кисть, уайт-спирит).
Очистить резьбовую часть двух болтов М8х25 крепления актуатора и соответствующие отверстия в картере КП и обезжирить (кисть, уайт-спирит, расход 5 г).
Установка
Перед установкой актуатора механизма переключения передач выполнить следующие операции:
- в коробке передач проверить положение штоков вилок переключения передач и при необходимости установить штоки в положение "нейтраль";
- на привалочную поверхность коробки передач под актуатор непрерывным валиком диаметром 2 мм нанести жидкую прокладку ПС-1, расход 5 г;
- нанести на два болта М8х25 крепления актуатора герметик пояском шириной 3 мм в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 4-5 (герметик Локтайт 5061, расход 2 г).
Рисунок 7-5 - Схема нанесения герметика на болты крепления актуатора: А - зона нанесения герметика
Установить актуатор механизма переключения передач на место и закрепить его тремя болтами.
Момент затяжки болтов 16...25 Н.м (1,6...2,5 кгс.м) .
Установить на место колпачок сапуна.
Установить воздушный фильтр 6, рисунок 3-2, со шлангом впускной трубы в сборе на три опоры крепления и закрепить болтом 5.
Присоединить шланг 4 впускной трубы к дроссельному патрубку и затянут хомут 2 крепления.
Присоединить верхний шланг 3 вентиляции картера к патрубку крышки 7 головки цилиндров и установить хомут 1 крепления.
Присоединить резонатор 1, рисунок 3-1, впуска к корпусу воздушного фильтра и воздухозаборнику и закрепить к кузову двумя болтами .
Присоединить клемму "–" к АКБ и затянуть гайку крепления.
Момент затяжки гайки 4...6 Н.м (0,4...0,6 кгс.м) .
Выполнить процедуру обучения АМТ (см. тут)