Снятие и установка термостата, проверка работоспособности


Термостат это прибор для поддержания постоянной температуры. В автомобиле он способствует быстрому прогреву двигателя, а затем поддержанию температуры в оптимальном диапазоне путем регулирования потока охлаждающей жидкости через радиатор. Исправный термостат предупреждает перегрев мотора, продлевая срок его службы. А неисправный, помимо прочего, увеличивает расход топлива. Конструктивно термостат представляет собой корпус, в котором установлен термочувствительный элемент, заполненный термоактивным воском (церезином) с клапаном, пружина и фиксирующая пластина. При нагреве воск расширяется, приводя в движение клапан и перекрывая или открывая соответствующие проходы для жидкости.


Исполнительный механизм термостата состоит из металлического баллона с термочувствительным наполнителем (1), пружины (2) и её фиксирующей пластины (3). Шток баллона входит в гнездо корпуса термостата. В закрытом положении термостата (на непрогретом двигателе) его пружина, опираясь на фиксирующую пластину, прижимает тарелку баллона к седлу отверстия в корпусе (4), закрывая канал между корпусом и крышкой термостата (5). У современных ВАЗовских моторов термостат именно такой, самый простой, одноклапанный - регулирующий только поток жидкости в радиатор.

На Lada Vesta термостат установлен в корпусе водораспределителя на заднем торце ГБЦ и управляет потоком охлаждающей жидкости только через радиатор (глушитель шума впуска для наглядности снят).

расположение термостата

Чтобы проверить работу термостата без его снятия - запустите двигатель и потрогайте рукой нижний шланг радиатора - он должен быть холодным. После того как температура охлаждающей жидкости достигнет (85±2) °C, шланг должен начать нагреваться. Если этого не происходит, снимите термостат и проверьте его работоспособность.

Каталожные номера деталей см. тут

Снятие

Вам потребуются: головка «на 13», ключ TORX ТЗ0, крестовая отвёртка.

1. Слейте антифриз из радиатора (см.тут) и установите шланг на место.

Полностью сливать охлаждающую жидкость из системы не требуется.

2. Снимите глушитель шума впуска . (см. тут)

3. Отожмите фиксатор и отсоедините провод от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.

4. Сожмите хомут крепления шланга к крышке термостата и сдвиньте его по шлангу.

5. Отсоедините шланг от патрубка.

Термостат можно вынуть из корпуса непосредственно на двигателе, однако в этом случае придется работать в крайне стесненных условиях, на ощупь. Поэтому мы рекомендуем снять корпус в сборе и произвести замену термостата на рабочем столе, визуально контролируя правильность его установки.

6. Ослабьте хомут крепления верхнего шланга радиатора, сжав пассатижами его отогнутые ушки, сдвиньте хомут по шлангу...

7. ...и снимите шланг с патрубка термостата.

8. Отверните две гайки крепления корпуса термостата и снимите установленные под ними шайбы.

9. Снимите корпус термостата со шпилек.

10. Выверните три винта крепления крышки термостата и снимите крышку (нижний винт на фото не виден).

РЕКОМЕНДАЦИЯ


Уплотнительное кольцо крышки заменяйте новым при каждой разборке соединения.

11. Преодолевая усилие пружины, отожмите вниз фиксирующую пластину термостата, и удерживая её в отжатом положении поверните в любую сторону до выхода из зацепления с выступами корпуса.

12. Выньте фиксирующую пластину...

13. ...пружину...

14. ...и термостат из корпуса.

15. Для проверки термостата опустите в воду, подогретую до температуры 78-80 °C. Нагревайте воду, постоянно перемешивая, до температуры (85±2) °C.

16. При температуре (85±2) °C шток Б термостата должен начать выдвигаться из баллона А. При температуре (97±2) °C шток должен выдвинуться полностью. Ход штока при этом должен быть не менее 8 мм. Если этого не происходит, замените термостат.

17. Установите термостат в корпус в порядке, обратном снятию, при этом конец штока должен войти в специальное углубление корпуса.

18. Очистите привалочную поверхность головки блока от остатков старой прокладки.


Уплотнительную прокладку корпуса термостата заменяйте новой при каждой разборке соединения.

19. Установите корпус термостата на головку блока в порядке, обратном снятию и залейте антифриз.

Для того чтобы в дальнейшем исключить возможность утечки охлаждающей жидкости, перед подсоединением шлангов к крышке и корпусу термостата смажьте патрубки тонким слоем водостойкого герметика.

Дополнение

Испытания термостатов разных производителей

Тестирование работы термостатов десяти различных производителей для двигателей ВАЗ произведено журналом "За Рулём". Полный отчёт об испытаниях опубликован в № 11 за 2021 год.

Только два изделия из десяти - оригинальное от ВАЗ, и питерский Luzar - уложились в нормативные требования. Совсем немного не дотянул до отличного результата термостат СтАТО. Хуже всех оказался Zommer, проваливший большинство испытаний и имеющий наименьшую температуру открытия.

Наименование Температура начала открытия клапана, °C (Норма: от 83 до 87 °С) Ход открытия клапана при плавном повышении температуры до 100 °С, мм (Норма: не менее 8 мм) Время вытекания 0,5 л. воды через клапан под давлением 1 бар,с (норма: не менее 60 с) Время полного открытия клапана (8 мм) при погружении в жидкость стемпературой 101 °С, с (норма: не более 60 с) Герметичность корпуса при давлении 2 атм
СтАТО 86.4 8.3 109 64 да
BautLer 82,2 10.6 60 84 да
Dayco 85,5 9.8 400 86 да
Fenox 87,4 10.2 17 59 да
Free-Z 83.2 10,3 750 90 да
Kroner 86.1 11,2 11 58 да
Lada 86.2 8.8 150 52 да
Luzar 85,4 8.4 не протёк 48 да
Pekar 86.5 6.2 353 90 (открытие до 6,6 мм) да
Zommer 81,5 8.8 30 92 да
Видео