Проверка уровня и замена тормозной жидкости, прокачка


Тормозная система и гидравлический привод сцепления (для автомобилей с механической трансмиссией) снабжаются рабочей жидкостью из одного бачка.

Периодичность замены: через 3 года эксплуатации или 45 тыс. км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). Со временем тормозная жидкость напитывается влагой, которая может создать неблагоприятную среду для тормозных магистралей. Поэтому существует указанный регламент по её замене.

Используемая тормозная жидкость: не ниже класса DOT-4.

Примечание: Какую тормозную жидкость заливать и её количество - см. Эксплуатационные жидкости

Необходимо регулярно проверять уровень рабочей жидкости, особенно если Вы замечаете даже небольшое уменьшение эффективности работы тормозной системы.

Проверка уровня осуществляется при выключенном двигателе на остановленном на горизонтальной поверхности автомобиле.

Уровень тормозной жидкости в бачке, установленном на главном тормозном цилиндре, проверяется визуально по меткам на корпусе бачка и должен быть на метке "max". Если гидропривод тормозов исправен, понижение уровня жидкости в бачке связано с износом накладок колодок тормозных механизмов. Понижение уровня жидкости до метки "min" косвенно свидетельствует об их предельном износе. В этом случае необходимо провести контроль состояния накладок, а доливать тормозную жидкость в бачок нет необходимости, так как при установке новых колодок уровень жидкости в бачке поднимется до нормального.

уровень тормозной жидкости
Рисунок 34 - Проверка уровня тормозной жидкости

При понижении уровня тормозной жидкости ниже метки "min" загорается сигнализатор "Отказ тормоза", что говорит о потере герметичности системы и утечке жидкости. Доливку жидкости проводить только после восстановления герметичности системы.

Уровень тормозной жидкости в бачке проверяйте визуально по меткам на корпусе бачка, выполненного из полупрозрачной пластмассы. При новых накладках тормозных колодок уровень тормозной жидкости должен быть на метке МАХ.

Если гидропривод тормозов исправен, понижение уровня жидкости в бачке связано с износом накладок колодок тормозных механизмов. Понижение уровня жидкости до метки MIN косвенно свидетельствует об их предельном износе и необходимости замены.

Сигнализатор неисправности тормозной системы (в вариантном исполнении) загорается при падении уровня рабочей жидкости в бачке ниже метки «MIN», что при новых или частично изношенных накладках колодок тормозных механизмов говорит об утечке рабочей жидкости вследствие разгерметизации системы.
Запрещается эксплуатация автомобиля при постоянно горящем сигнализаторе.

Замена


Схема контура гидравлической системы тормозов на автомобиле с АБС: 1 — передние тормозные механизмы; 2 — тормозная трубка передняя; 3 — блок АБС; 4 — бачок гидропривода; 5 — главный тормозной цилиндр; 6 — вакуумный усилитель; 7 — педаль тормоза; 8 — задняя тормозная трубка ; 9 — рабочий тормозной цилиндр; 10 — задний тормозной шланг; 11 —передний тормозной шланг

Для работы потребуются: ключ «на 10», тормозная жидкость, отрезок шланга (лучше прозрачного диаметром 4-5 мм), прозрачная ёмкость.

После длительной эксплуатации клапан выпуска воздуха часто «срастается» с корпусом цилиндра в одно целое и при попытке отвернуть его обычным ключом скручивается и ломается.

В продаже есть специальные кольцевые ключи для отворачивания приржавевших клапанов выпуска воздуха.

ПРИМЕЧАНИЕ
Замену тормозной жидкости рекомендуется проводить с помощником, предварительно установив автомобиль на смотровую канаву или эстакаду (не потребуется снимать колеса). Очередность замены жидкости в тормозных механизмах:

- правый задний;

- левый передний;

- левый задний;

- правый передний.

ВНИМАНИЕ
Не используйте слитую жидкость повторно: она загрязнена, насыщена воздухом и влагой. Доливайте в систему только новую жидкость той марки, которая была залита прежде.

Тормозная жидкость гигроскопична (впитывает влагу из окружающего воздуха), поэтому ее следует хранить в герметично закрытой таре.

Берегите природу! Не сливайте использованную тормозную жидкость в почву или канализационную систему.

1. Отверните пробку бачка главного тормозного цилиндра и откачайте (например, медицинским шприцем) старую жидкость из бачка.

2. Залейте в бачок новую тормозную жидкость до нижней кромки наливной горловины.

3. Очистите от грязи клапаны выпуска воздуха из рабочих цилиндров и снимите защитные колпачки клапанов тормозных механизмов передних...

4. ...и задних колес.

5. Наденьте резиновый шланг или прозрачную трубку на клапан выпуска воздуха рабочего цилиндра правого заднего колеса...

6. ...и погрузите конец шланга в чистый прозрачный сосуд.

7. Помощник должен резко нажать на педаль тормоза четыре-пять раз (с интервалом между нажатиями 1-2 с), после чего удерживать педаль нажатой.

8. Отверните на 1/2-3/4 оборота клапан выпуска воздуха. Из шланга начнет вытекать старая (грязная) тормозная жидкость. Педаль тормоза в это время должна плавно дойти до упора. Как только жидкость перестанет вытекать, заверните клапан выпуска воздуха.

ПРИМЕЧАНИЕ
Постоянно следите за уровнем жидкости в бачке, не допуская его снижения до метки «MIN» на стенке бачка. При необходимости доливайте новую тормозную жидкость, чтобы не допустить попадания воздуха в гидропривод. Таким образом обеспечивается постепенное вытеснение старой жидкости новой без осушения гидросистемы.

замена тормозной жидкости

9. Таким же способом замените тормозную жидкость в рабочем цилиндре тормозного механизма левого переднего колеса.

10. Затем замените тормозную жидкость во втором контуре (сначала в рабочем цилиндре тормозного механизма левого заднего колеса, затем правого переднего).

11. Повторяйте операции 5-10 до полной замены жидкости в приводе (из шланга должна вытекать чистая жидкость без пузырьков воздуха).

12. Проверьте качество выполненной работы: нажмите несколько раз на педаль тормоза - ход педали и усилие на ней должны быть одинаковыми при каждом нажатии. Если это не так, вернитесь к выполнению операций 5-10.

13. Долейте тормозную жидкость до уровня между метками «МАХ» и «MIN» на стенке бачка и заверните пробку.

14. После замены тормозной жидкости обязательно наденьте защитные колпачки на клапаны выпуска воздуха.

На этом процесс замены тормозной жидкости можно закончить, но можно, также, частично заменить жидкость в гидроприводе сцепления. Полной замены жидкости без снятия всех узлов добиться сложно, так как рабочий цилиндр сцепления, совмещенный с подшипником выключения сцепления, является своего рода тупиком. Штуцер прокачки находится на середине магистрали, и через него всю жидкость заменить не удаётся. Однако перемешивание жидкости позволит несколько её обновить. Ориентировочное количество для замены методом вытеснения 140-160 мл.

Прокачка гидропривода тормозной системы

Гидропривод тормозов прокачивают для удаления воздуха, попавшего туда при заполнении жидкостью после ее замены или после ремонта гидропривода, связанного с его разгерметизацией.

Признаки наличия воздуха в гидроприводе:

- увеличение хода педали, ее «мягкость» при однократном нажатии на педаль;

- постепенное уменьшение хода педали с одновременным увеличением ее «жесткости» при повторных нажатиях на педаль.

Если прокачка гидропривода связана с ремонтом какого-либо одного контура и заведомо известна исправность другого контура, то допустима прокачка только ремонтируемого контура (описано выше).

Действия при прокачке гидропривода такие же, как и при замене тормозной жидкости (см. выше). Различие состоит лишь в том, что не требуется предварительно откачивать из бачка старую тормозную жидкость, а критерием завершения прокачки рабочего цилиндра является прекращение выхода пузырьков воздуха из шланга, а не появление свежей тормозной жидкости.

Дополнение:
Основные причины утечки тормозной жидкости:

• Поврежденный бачок главного тормозного цилиндра. Бачок главного тормозного цилиндра обычно изготавливается из пластика и может стать хрупким из-за теплового воздействия. Возникающие трещины приводят к протечкам тормозной жидкости по задней части двигателя.

• Неисправное уплотнение поршня. Компоненты тормозной системы, такие как главный цилиндр, суппорт дискового тормоза или цилиндр барабанного тормоза, работают через поршень. Поршень - это подвижная часть, которая приводится в действие тормозной жидкостью. У него есть уплотнения, которые помогают удерживать жидкость, и они могут быть повреждены в результате регулярного износа, что приведет к утечке.

• Изношенные тормозные колодки, накладки и проч. Тормозные колодки,диски,накладки
и барабаны также могут со временем изнашиваться. Когда это происходит, поршень суппорта или поршень колесного цилиндра может чрезмерно растянуться, что приведет к повреждению уплотнений поршня и утечке жидкости.

• Поврежденные тормозные магистрали или тормозной шланг. Тормозные магистрали
и шланги рассчитаны на работу в большинстве дорожных и погодных условий. Но со временем они подвержены ржавчине, разрывам и прочим повреждениям. Обрыв тормозной магистрали, разрыв тормозного шланга или поврежденные фитинги тормозной магистрали могут привести к утечкам тормозной жидкости.

• Поврежденный или незакрепленный спускной клапан. Каждый тормозной суппорт или тормозной барабан имеет спускной клапан (или выпускной винт), используемый для «выпуска воздуха из тормозов» в процессе так называемой прокачки, что позволяет удалять воздух из стальных тормозных магистралей. Если выпускной клапан поврежден или ослаблен, это может привести к утечке тормозной жидкости.

• Неисправный модуль АБС. Некоторые части насоса ABS в тормозах несут и удерживают тормозную жидкость под высоким давлением. К сожалению, уплотнения со временем изнашиваются, что приводит к утечке тормозной жидкости.

Видео