Замена передних тормозных колодок


Внимание! Замену тормозных колодок производить комплектом на колесах одной оси. Установка тормозных колодок разных производителей или разного типа на колеса одной оси не допускается.

Примечание:
Каталожные номера см. тут
(по состоянию на 2016 г. с завода устанавливались передние тормозные колодки фирмы TRW)

Проверка степени износа колодок и эффективности тормозов см. тут

Примечание:
На новой Vesta NG передние тормоза заменены целиком. Компоненты китайские, они невзаимозаменяемы с прежними, включая и тормозные колодки. На фото слева - колодка с дорестайлинговой машины. Справа - с новой. Диаметр диска меньше примерно на 4 мм.

сравнение колодок от старой и новой весты

Контролировать состояние и проводить обслуживания тормозной системы в большинстве случаев можно самостоятельно, имея минимальный набор инструментов. Главное - делать это регулярно при каждом регламентном ТО автомобиля (как правило, каждые 10-15 тыс. км или раз в год), а если поведение тормозной системы вызывает нарекания и отличается от привычного - незамедлительно.

Перед любыми работами с тормозными механизмами необходима их тщательная очистка. Для проверки состояния колодок вывесите колесо автомобиля, обязательно используя страховочную стойку для надежной фиксации кузова транспортного средства. Полагаться на один лишь штатный домкрат чрезвычайно опасно.

Снимите колесо и очистите тормозной механизм снаружи. Можно использовать имеющиеся в продаже жидкости-очистители тормозов. В случае тяжелых загрязнений используйте металлическую щетку и сжатый воздух.

Из очищенного суппорта извлеките тормозные колодки - объективно оценить их состояние можно, только сняв их. Довольно распространенный опыт показывает - тормозные колодки, зачастую выглядящие внешне практически как новые, оказываются абсолютно неработоспособны по причине повреждения фрикционных накладок. Это могут быть многочисленные трещины, вызванные перегревом или банальные механические повреждения. Но в любом случае, какова бы ни была их природа факт остается фактом - колодки со своей работой не справляются, поэтому их необходимо поменять. И обнаружить это можно только после полного демонтажа.

разобранный комплект переднего тормоза с колодками
Комплект переднего тормозного механизма в деталях: 1 – болт крепления скобы к направляющему пальцу; 2 – тормозной суппорт; 3 – направляющий палец; 4 – пыльник направляющего пальца; 5 – тормозной диск; 6 – тормозные колодки (накладки); 7 – пружинные скобы колодок (шумоподавляющие пластины); 8 – направляющая колодок

Снятие

Установить автомобиль смотровую яму, или поддомкратить с одной из сторон передней части, затормозить стояночным тормозом и выключить зажигание. Если работа выполняется на земле, установите противооткатные упоры, а также надёжную подпорку.

Снять передние колеса (см. тут).

Поднять автомобиль на высоту, удобную для выполнения работ.

Очистить детали переднего тормоза (щётка металлическая).

Совет:
Если заведомо известно что старые колодки сильно изношены и их снятие производится для их замены новыми, проверьте уровень тормозной жидкости в бачке.

Если уровень близок к «МАХ», откачайте шприцем некоторую часть тормозной жидкости, потому что после установки новых колодок уровень автоматически поднимется.


Рисунок 5-1 - Замена передних тормозных колодок:
1, 2 - болты крепления направляющих пальцев;
3    - чехол защитный направляющего пальца (пыльник);
4    - направляющая переднего тормоза;
5    - суппорт переднего тормоза;
6    - тормозные колодки;
7    - направляющий палец

Развести колодки. Эту операцию также можно осуществить вставив отвёртку между скобой и тормозной колодкой и утопить поршень в цилиндр. При выполнении данной операции отвернуть крышку бачка гидропривода тормозов и следить за уровнем тормозной жидкости, излишки жидкости удалить (отвёртка плоская, насос кистевой, или шприц, ёмкость).

Отвернуть и извлечь нижний болт 1, рисунок 5-1, крепления направляющего пальца...

... удерживая при этом ключом направляющий палец 7 (ключи "на 15", "на 13").

Повернуть суппорт 1, рисунок 5-2, переднего тормоза вверх ...
(тормозной шланг при этом отсоединять не нужно)


Рисунок 5-2 - Замена передних тормозных колодок:
1    - суппорт переднего тормоза;
2    - тормозные колодки;
3    - направляющая переднего тормоза;
4    - шумоподавляющие пластины

... и извлечь тормозные колодки 2 ...

... и шумоподавляющие (прижимные) пластины колодок 4.

Оратите внимание на пластины: если они сильно помяты, имеют коррозию - замените их новыми.

Установка

Проверить толщину накладок тормозных колодок. При толщине накладок менее 1,5 мм колодки заменить (штангенциркуль ТТЩ-Т-125-0.1 или ШЦ-1-150-0,1).

Проверить состояние пылезащитного колпачка рабочего поршня, пылезащитных чехлов (пыльников) направляющих пальцев и при необходимости заменить. Для замены чего извлеките направляющий палец 5 из отверстия 6 направляющей колодки и замените чехол 7. При установкке пальца смжте его пластичной смазкой, а также вложите немного смазки в отверстие 6 направляющей колодок

Вдавите до конца поршень в тормозной цилиндр. При необхоимости воспользуйтесь раздвижными пассатижами. Не повредите при этом резиновый пыльник.

Установить на место шумоподавляющие пластины

... новые тормозные колодки ...

... и опустить суппорт в рабочее положение.

Очистить резьбовую часть болта 1, рисунок 5-1, от остатков герметика (щётка металлическая).

Нанести на резьбовую часть болта 1 герметик и, удерживая ключом направляющий палец, завернуть болт в отверстие пальца.

    Момент затяжки болта крепления направляющего пальца 26...31 Н.м (2,6...3,1) кгс.м (головка "на 13", ключ гаечный 15, ключ моментный, герметик УГ-9, расход 1 г).

Установить передние колёса.

Нажать на педаль тормоза 2-3 раза, проверить и при необходимости довести до нормы уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов. Уровень тормозной жидкости должен быть на метке "mах" на корпусе бачка. Установить на место крышку бачка тормозной жидкости.

Проверить эффективность рабочей тормозной системы.

Дополнение

ВЫБОР ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК

Выбор подходящих тормозных колодок очень сильно влияет на производительность и срок службы тормозной системы транспортного средства.
Тормозные колодки - это нечто большее, чем просто универсальная деталь - неправильный выбор может привести к сокращению эффективности торможения и увеличению тормозного пути, дополнительным расходам а, самое главное, к риску для жизни и здоровья водителя, пассажиров, пешеходов.

Изучая возможные варианты, крайне важно вдумчиво оценить такие элементы, как состав фрикционной смеси колодок, совместимость с моделью и модификацией транспортного средства, условиями вождения, с которыми вы обычно сталкиваетесь, уровень шума и предоставляемую производителем / продавцом гарантию.

Фрикционный материал

Хотя размеры и толщина тормозных колодок могут варьироваться в зависимости от типа транспортного средства, их общий внешний вид и конструкция похожи. Все тормозные колодки состоят из металлической опорной пластины, которая фиксируется в скобе суппорта и на которую прикреплен,собственно, фрикционный материал, таким образом, что его открытая поверхность трется о поверхность тормозного диска при нажатии на педаль тормоза.

Основное назначение фрикционного материала - создавать достаточное трение при прижатии к поверхности тормозного диска для эффективной остановки автомобиля. Существует множество различных материалов, используемых для изготовления тормозных колодок. Их свойства варьируются в зависимости от условий эксплуатации, предпочтительного для каждого конкретного водителя стиля вождения (динамичный, размеренный и проч.) или от определенной категории транспортных средств (например, легковых автомобилей, внедорожников, коммерческих грузовиков и т. д.).

Вот основные категории материалов для тормозных колодок:
Органические - в 1980-х и 1990-х годах большинство тормозных колодок изготавливалось с использованием асбеста, пока не было доказано его канцерогенное воздействие на живые организмы. После этого были разработаны безасбестные органические (NAO) тормозные колодки, называемые просто органическими, которые быстро завоевали популярность благодаря своей бесшумной и надежной работе.

Органические тормозные колодки изготавливаются из волокнистых и углеродных соединений, стекловолокна, стекла, кевлара и других веществ (металлов, как правило, не более 15%), которые смешиваются вместе и скрепляются специальными смолами, что придает им твердость и долговечность. Такие колодки, как правило, являются наиболее доступным вариантом и по этой причине сегодня устанавливаются в качестве стандартного заводского оборудования примерно на половину новых автомобилей.

Органические тормозные колодки обеспечивают достойную эффективность торможения и хорошо подходят для повседневной езды. Однако в условиях повышенной нагрузки с ними нужно быть более внимательным, поскольку реакция может оказаться недостаточно адекватной. Причем, поскольку они мягче других типов колодок, их износ происходит быстрее, потому этот тип колодок требует более частой замены. Кроме того, они не так хорошо работают в экстремальных погодных условиях, при большой влажности.

Керамические - как следует из названия, керамические тормозные колодки изготавливаются из керамического материала, который не слишком отличается от того, который используется для изготовления посуды и кухонной утвари, хотя в тормозные колодки добавлены медные нити, для улучшения теплопроводности и эффективности торможения. Они также являются наиболее сложными и дорогостоящими в производстве и, следовательно - самым дорогим типом колодок.

Керамические тормозные колодки работают чрезвычайно тихо, без заметного скрежета во время торможения и выделяют очень мало пыли при трении о диск. Они относительно мягкие и, следовательно, вызывают минимальный износ поверхностей дисков. Из-за высокой стоимости их чаще можно встретить на автомобилях класса люкс и спортивных автомобилях.

Несмотря на то, что они считаются хорошо подходящими для высокопроизводительных применений, керамические колодки не идеальны для экстремальных холодов, поскольку им требуется в два раза больше времени для прогрева до стандартной рабочей температуры, чем металлическим колодкам.

Металлические - эти тормозные колодки содержат различные металлы, такие как сталь, медь, другие сплавы, которые в сочетании с графитом и прочими наполнителями образуют упругий и долговечный фрикционный материал. Процентное содержание настоящего металла в металлических тормозных колодках варьируется в зависимости от конкретного применения, и может составлять от 30% (так называемые, «полуметаллические» колодки)до 70% (металлические колодки).

Что касается эффективности торможения, металлические/полуметаллические тормозные колодки обладают наибольшей тормозной способностью и превосходным теплоотводом,что приводит к меньшему количеству сбоев при торможении в ситуациях с высокой нагрузкой. По этой причине водители гоночных автомобилей чаще предпочитают металлические колодки.

Из-за большого содержания металла, эти колодки также более абразивны в отношении дисков и могут привести к более быстрому износу их поверхностей. Кроме того, они имеют тенденцию издавать скрежечущие звуки при резком торможении и более шумны, чем их органические и керамические аналоги.

Не так давно на рынке появились тормозные колодки с низким содержанием металла. Эти тормозные колодки похожи на полуметаллические, но содержат меньший процент металла: не более 30% стали или меди, а основным компонентом являются органические материалы. Они часто используются на высокопроизводительных автомобилях и обеспечивают хорошую тормозную способность, но могут быть более шумными и выделять больше пыли, чем керамические колодки.

Керамика или полуметалл?

Очень сложно дать точный ответ на этот вопрос. До появления керамических колодок полуметаллические тормозные колодки считались лучшими на рынке. Конечно, с появлением новых технологий их полезность также снижается, но, по мнению некоторых автопроизводителей, полуметаллические автомобильные тормозные колодки все еще могут конкурировать со многими другими высококачественными продуктами.

Тормозные колодки из полуметалла могут работать лучше и экономичнее, хотя они могут быть жесткими и шумными во время использования.

Керамические колодки обладают многими преимуществами, но стоимость производства тормозных колодок этого типа выше по сравнению со всеми остальными тормозными колодками. Кроме того, способность керамики равномерно поглощать тепло не так велика, как у других материалов. Это приводит к тому, что тепло от процесса торможения отводится от колодок в остальную систему, вызывая износ сопутствующих компонентов. Поэтому такой тип тормозных колодок также нельзя назвать безупречным. При движении в очень холодную погоду или на трассе они тоже могут «закусывать» и работать с меньшей производительностью, а это означает, что при первом нажатии на педаль-тормоза, особенно в холодную погоду, вы заметите меньшую моментальную эффективность.

Основные правила

При выборе тормозных колодок следует учитывать следующие факторы:

•  Личные  предпочтения:  некоторые  водители  предпочитают  определенные  типы  тормозных  колодок  для  своего  стиля  вождения  или  автомобиля.  Возможно,  вы  захотите  провести  некоторое  исследование  и  прочитать  отзывы,  чтобы  понять,  какие  тормозные  колодки  лучше  всего  подходят  для  ваших  нужд.

•  Учитывайте  свои  привычки  вождения:  часто  ли  вы  ездите  с  остановками  или  в  основном  по  трассе?  Часто  ли  вы  ездите  по  холмистой  или  гористой  местности?  Эти  факторы  могут  повлиять  на  тип  тормозных  колодок,  которые  вы  выберете.  Например,  если  вы  часто  ездите  без  остановок,  вам  могут  понадобиться  керамические  тормозные  колодки  или  с  низким  содержанием  металла,  поскольку  они  с  меньшей  вероятностью  будут  шуметь  и  пылить.

• Проверьте  технические  характеристики  вашего  автомобиля:  производитель  транспортного  средства  часто  рекомендует  определенный  тип  тормозных  колодок.  Обязательно  ознакомьтесь  с  руководством  пользователя  или  проконсультируйтесь  с  квалифицированным  механиком,  чтобы  убедиться,  что  вы  выбираете  правильные тормозные колодки для своего автомобиля.

• Параметры. Внимательно изучите характеристики детали - температуру колодок и коэффициент трения. Первый показатель рассматривается с позиции того, для каких целей вы используете свой автомобиль. Если он завсегдатай спортивных или около-спортивных состязаний (любительский спорт так же учитывается), температура должна составлять 700-900 градусов, оптимальная температура для среднестатистического водителя: 300-350 градусов по Цельсию. Номинальный коэффициент трения составляет 0,3-0,5.

• Учитывайте бюджет: как мы упоминали ранее, керамические тормозные колодки, как правило, самые дорогие. Если у вас ограниченный бюджет, более доступным вариантом могут быть органические или полуметаллические тормозные колодки.

•Учитывайте климат: если вы живете в районе с обильными дождями или снегом, вам могут понадобиться керамические тормозные колодки или с низким содержанием металла, поскольку они, как правило, лучше работают во влажных условиях.

• Учитывайте желаемый уровень производительности: если у вас высокопроизводительный автомобиль или вам нужна максимальная тормозная способность, вы можете выбрать полуметаллические или керамические тормозные колодки.

Алгоритм подбора

Переходим к выбору конкретного комплекта тормозных колодок . Для этого можно открыть онлайн каталог компании производителя колодок. Обычно подходящие колодки можно найти двумя способами:
1) по марке, модели и году выпуска транспортного средства (для ориентировки);
2) по артикулу оригинальной детали.
Конечно же, наиболее точный, быстрый и правильный способ, заключается в поиске по артикулу оригинальной детали, который определяется по VIN конкретного автомобиля.
Введя номер и открыв карточку изделия, вы получите всю необходимую информацию о нем, включая применимость, весогабаритные характеристики,артикул производителя и проч. Отсутствие результатов при поиске по ОЕ говорит о то, что в ассортименте таких колодок нет.
Ведя поиск по марке и модели транспортного средства надо убедиться, что в карточке товара на вкладке «Информация о номере ОЕ» указан оригинальный номер детали, соответствующий искомому автомобилю (по VIN).

В заключение, остается сказать, что правильный выбор тормозных колодок для автомобиля является важным решением, которое может оказать существенное влияние на безопасность на дороге. Вне зависимости от опыта водителя всегда важно учитывать такие факторы, как манеру вождения, технические характеристики автомобиля, бюджет, климат и желаемый уровень производительности.

Кроме того, выбирая тормозные колодки, надо отдавать себе отчет в том, что самый дешевый вариант при покупке может окажется самым дорогим при эксплуатации: он быстро придет в негодность, увеличив не только затраты на обслуживание тормозной системы, но и, что гораздо страшнее - тормозной путь автомобиля. Поэтому не гонитесь за дешевизной, выбирайте оптимальное соотношение цены-качества. Помните, - хорошие тормозные колодки являются ключом к эффективному торможению и, возможно, спасению жизни.

Видео