Осмотр и проверка рулевого управления


ВНИМАНИЕ
Регулярно проверяйте состояние рулевого управления, так как от него зависит безопасность движения.

Не допускаются:

- видимые следы деформации и трещины деталей рулевого привода;

- люфт и стуки в резинометаллических шарнирах и шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг и наконечников тросов переключения передач;

- разрывы и растрескивания защитных колпачков;

- трещины и деформация рычагов передней подвески, деформация и трещины кронштейнов и мест их крепления к кузову, а также деталей рулевого привода;

- разрывы и растрескивания защитных чехлов рулевого механизма и приводов передних колес;

- разрывы, растрескивание и выпучивание втулок шарнирных соединений передней и задней подвесок;

- разрывы и растрескивания защитных чехлов шаровых пальцев;

- свободный ход пальца или его заедание.


Рисунки 3 и 4 - Проверка состояния защитных чехлов рулевого механизма


Рисунок 5 - Проверка состояния шарниров рулевых тяг, приводов колес, шаровых пальцев

1.    Проверьте расположение спиц рулевого колеса, которые при прямолинейном положении передних колес должны быть расположены симметрично относительно вертикальной оси. В противном случае определите и устраните причину неисправности.

2.    Поворачивая рулевое колесо от упора до упора, проверьте отсутствие заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.

3.    Если вы обнаружите стуки и заедания, отсоедините рулевые тяги от рычагов поворотных кулаков и повторите проверку. Если стуки и заедания не прекратятся, снимите рулевой механизм с автомобиля и замените или отремонтируйте в специализированном сервисном центре.

4.    Проверьте состояние защитных чехлов наконечников рулевых тяг. Замените порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность чехлы.

5.    Проверьте наличие люфтов в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг. Наконечники, шарниры которые имеют ощутимый люфт, замените. Проверьте также затяжку гаек пальцев шарниров наконечников рулевых тяг.

6.    Резко поворачивая рулевое колесо в обоих направлениях (это должен делать помощник), проверьте визуально и на слух крепление рулевого механизма. Перемещение механизма и стуки не допускаются.

7. Проверьте состояние защитных чехлов рулевых тяг. Поврежденные чехлы замените.

8. Проверьте состояние нижнего и верхнего карданных шарниров промежуточного вала.

Проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса

Суммарный люфт рулевого управления не должен превышать 10° при условии исправных: рулевого механизма, рулевых тяг, шаровых пальцев, телескопических стоек. Наличие стука и свободного хода в резинометаллических шарнирах наконечников рулевых тяг не допускается (прибор типа ИСЛ-М производства АОЗТ НПФ "МЕТА", г. Жигулевск).

Для работы потребуются: линейка, мел (или скотч) для нанесения меток.

При увеличенном свободном ходе рулевого колеса затрудняется управление автомобилем, так как он с опозданием реагирует на действия водителя. Кроме того, увеличенный ход, который не удается устранить регулировкой рулевого механизма, свидетельствует о неисправности рулевого управления (ослабление крепления рулевого механизма, рулевых тяг или износ их деталей).

Проверяйте люфт рулевого колеса на автомобиле, установленном на ровном нескользком покрытии. Люфт не должен превышать 5°. Можно определить люфт L и в линейных единицах (мм) по формуле L = (5o/360o)лD, где L - люфт рулевого колеса, мм; л = 3,14; D - наружный диаметр рулевого колеса, мм.

Для рулевого колеса, наружный диаметр которого составляет 370 мм, люфт не должен превышать 16 мм.

1. Установите передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.

2. Установите линейку так, чтобы ее торец упирался в панель приборов, а плоскость линейки касалась наружной поверхности обода рулевого колеса.

3. Не меняя положения линейки, поверните рулевое колесо вправо до момента начала поворота передних колес. В этом положении нанесите на обод рулевого колеса метку.

4. Не меняя положения линейки, поверните рулевое колесо влево до момента начала поворота передних колес. В таком положении нанесите на обод рулевого колеса вторую метку.

5. Измерьте по ободу расстояние между метками. Оно должно быть не больше рассчитанного значения. Если расстояние (свободный ход рулевого колеса) больше, необходимо установить причину и устранить ее.

Проверка работы устройства регулировки рулевой колонки.


Рисунок 24 - Проверка перемещения рулевого колеса по высоте и вдоль рулевой колонки

При опущенном вниз рычаге регулировки, рулевая колонка должна плавно, без рывков и заеданий, перемещаться вниз - вверх и вперед - назад. При поднятом вверх рычаге регулировки, рулевая колонка должна надежно фиксироваться в установленном положении.

ВНИМАНИЕ. Проверку регулировки положения рулевой колонки проводить только на неподвижном автомобиле.

Работоспособность усилителя рулевого управления.

На автомобиле с неработающим двигателем повернуть 1-2 раза рулевое колесо до упора в крайние положения, запустить двигатель и еще раз повернуть рулевое колесо в крайние положения. При этом должно произойти ощутимое снижение усилия на рулевом колесе.

Самопроизвольный поворот рулевого колеса от нейтрального положения при неподвижном состоянии автомобиля и работающем двигателе не допускается.

Видео