Рулевое управление
На автомобилях Lada Vesta установлено рулевое управление с травмобезопасной рулевой колонкой, с электромеханическим усилителем и механизмом регулировки по углу наклона и вылету.
Рулевой механизм типа шестерня - рейка с постоянным передаточным отношением установлен на подрамник передней подвески.
Рулевой привод состоит из двух горизонтальных рулевых тяг и рычагов на поворотных кулаках. Длина каждой тяги рулевой трапеции регулируется вращением внутреннего наконечника и фиксируется контргайкой.

Рисунок 1-1 - Рулевое управление: 1 - модуль надувной подушки безопасности водителя (МНПБВ); 2 - рулевое колесо; 3 - блок подрулевых переключателей; 4 - кожух рулевой колонки нижний; 5 - выключатель зажигания; 6 - кожух рулевой колонки верхний; 7 - вал рулевого управления; 8 - рулевой механизм; 9 - кожух защитный чехла рейки рулевого механизма
Рулевая колонка (рис. 5.1) с механизмом регулировки ее положения по углу наклона и противоугонным устройством в замке зажигания, блокирующим от поворота рулевой вал. Кронштейны рулевой колонки, прикрепленные гайками к кронштейнам на кузове, с самой рулевой колонкой соединены шарнирно, это позволяет изменять угол наклона колонки.

Рис. 5.1. Рулевая колонка с электроусилителем: 1 - промежуточный вал; 2 - верхний карданный шарнир промежуточного вала; 3 - электроусилитель; 4 - рычаг блокировки положения рулевой колонки; 5 - кронштейн крепления кожуха рулевой колонки; 6 - подвижная часть рулевой колонки; 7 - шлицевой наконечник рулевого вала; 8 - выключатель (замок) зажигания; 9 - механизм регулировки рулевой колонки; 10 - кронштейн крепления механизма регулировки; 11 - неподвижная часть рулевой колонки; 12 - кронштейн крепления электроусилителя; 13 - блок управления электроусилителем; 14 - нижний карданный шарнир промежуточного вала
На подвижной части рулевой колонки размещены органы управления светом фар, указателями поворота, омывателем и очистителем ветрового стекла.
Электромеханический усилитель рулевого управления (электроусилитель, ЭМУРУ) снижает усилие на рулевом колесе, тем самым облегчая управление автомобилем. В случае выхода электроусилителя из строя автомобиль полностью сохраняет управляемость, но усилие на рулевом колесе несколько возрастает.
Электроусилитель работает следующим образом. При повороте водителем рулевого колеса возникает момент на входном валу рулевого управления, в результате происходит рассогласование между входным и выходным валами. Расположенный между валами упругий элемент (торсион) скручивается на угол, пропорциональный величине момента. Величина этого угла определяется датчиком момента.
При превышении момента на входном валу выше минимально заданного, блок управления электроусилителем подает управляющий сигнал на обмотки электродвигателя для создания на валу необходимого дополнительного момента. Сигнал к обмоткам подается с учетом сигналов от датчика положения ротора и от датчика момента. При увеличении скорости автомобиля момент, создаваемый ЭМУРУ, пропорционально уменьшается.
В комбинации приборов расположен сигнализатор неисправности электроусилителя рулевого управления (оранжевого цвета). Сигнализатор загорается при включении зажигания и должен погаснуть после пуска двигателя. Загорание сигнализатора при работающем двигателе указывает на неисправность электроусилителя, при этом электроусилитель отключается и усилие на рулевом колесе резко возрастает. В этом случае необходимо как можно скорее обратиться в автосервис для диагностики и ремонта электроусилителя.
ПРИМЕЧАНИЕ
Электроусилитель может также отключиться по причинам не связанным с неисправностью собственно механизма усилителя:
- при снижении напряжения бортовой сети;
- при низких оборотах холостого хода двигателя автомобиля;
- при отсутствии сигнала о скорости автомобиля;
- при стоянке автомобиля более 5 мин с работающим двигателем, у которого частота вращения коленчатого вала выше 1500 мин-1.

Промежуточный вал соединен с выходным валом электроусилителя и с валом рулевого механизма карданными шарнирами. Промежуточный вал состоит из двух частей, верхней и нижней, соединенных между собой шлицами.
При фронтальном столкновении автомобиля с каким-либо препятствием нижняя часть промежуточного вала входит в верхнюю, что позволяет уменьшить длину промежуточного вала и тем самым нанести меньше вреда водителю.

Для большей безопасности ось рулевого вала смещена относительно оси рулевого механизма: при фронтальном столкновении автомобиля, нижняя часть промежуточного вала за счет карданных шарниров сдвигается относительно верхней, что позволяет валу «складываться» вбок.
Рулевой механизм - реечного типа с постоянным передаточным отношением закреплен на подрамнике передней подвески жесткими кронштейнами 10 (рис. 5.2). Картер 5 рулевого механизма отлит из алюминиевого сплава. В картере установлена косозубая ведущая шестерня (вал-шестерня), находящаяся в зацеплении с рейкой. На рейке нарезаны косые зубья.

Рис. 5.2. Рулевой механизм: 1 - наружный наконечник рулевой тяги; 2 - шестигранник тяги; 3 - чехол тяги; 4 - вал-шестерня рулевого механизма; 5 - картер рулевого механизма; 6 - шарнир наружного наконечника тяги; 7 - контргайка наконечника тяги; 8 - малый хомут чехла тяги; 9 - большой хомут чехла тяги; 10 - кронштейн крепления механизма 11 - резьбовой упор рейки
Рулевой привод включает в себя две составные рулевые тяги и поворотные рычаги на кулаках передней подвески.

Рулевые тяги прикреплены к рейке рулевого механизма и к поворотным кулакам передней подвески шаровыми шарнирами. От проворачивания в наконечниках 1 (см. рис. 5.2) рулевые тяги зафиксированы контргайками 7. Вращением рулевой тяги во внутреннем шаровом шарнире относительно наружного наконечника 1 регулируют схождение управляемых колес.

Шаровой шарнир 6 наружного наконечника для защиты от грязи закрыт резиновым защитным чехлом (пыльником). Наружный наконечник образует с шарниром неразборную конструкцию, поэтому при выходе шарнира из строя следует заменить наконечник.

Рулевое колесо с подушкой безопасности водителя. В центральной накладке рулевого колеса установлены клавиши включения звукового сигнала, в вариантном исполнении на левой спице рулевого колеса расположены переключатели управления круиз-контролем, а на правой - мультимедийной системой.
Ступица рулевого колеса прикреплена болтом к валу рулевой колонки.