Проверка двигателя подержанного автомобиля: главные точки контроля


Никто никогда не продавал свой автомобиль, потому что он слишком хорошо работал или был слишком дешёвым в обслуживании! Вы должны всегда помнить об этом, когда смотрите на подержанные машины, независимо от того, насколько вы влюблены в ту или иную из них. Однако «подержанный» совершенно не означает плохой - на самом деле даже очень старые автомобили могут долго оставаться в достаточно приличном состоянии, если за ними внимательно ухаживать. Впрочем, прежде чем потянуться за кошельком, обязательно убедитесь в том, что вы не совершаете покупку, о которой сразу пожалеете. И потому, прежде всего, оцените состояние двигателя своего потенциального избранника. Подробный алгоритм проверни мы представим в нашей публикации.

Не пренебрегайте!

При покупке подержанного автомобиля очень важно точно оценить состояние двигателя - проблемы с ним могут дорогого стоить. Если их не распознать сразу и сделать неправильный выбор - пожалеете сто раз, но изменить что-либо будет уже невозможно. Не существует «бюджетных» и в то же время надежных технологий ремонта мотора - все качественные технологии, так же как и применяемые в процессе работ детали, довольно дороги.

Поэтому сразу уясните для себя - во время быстрого тест-драйва сделать правильный вывод о работоспособности и ресурсе агрегата в принципе невозможно. Чтобы не ошибиться, перед заключением сделки и оформлением документов обязательно проведите тщательный осмотр всего автомобиля в целом и двигателя в частности. Причем не самостоятельно, а непременно с участием квалифицированного специалиста СТО, которой всецело доверяете.

Пусть это потребует определенной платы, но лучше немного (в масштабе стоимости автомобиля) заплатить механику, чем потом кусать локти, получив проблемное транспортное средство, непрестанно сосущее деньги на регулярные ремонты.

Вот несколько рекомендаций о том, на что обратить внимание и как обнаружить признаки проблем с двигателем или ненадлежащего (а может, и вообще отсутствия) технического обслуживания при проверке подержанного автомобиля.

Начальный этап

Проверка сервисной книжки. Первым делом проверьте историю обслуживания и записи о выполнении сервисных работ. Да, такие записи не всегда доступны, да, существует определенный риск фальсификации, но, тем не менее, это всегда отправной пункт, с которого стоит начинать. Ведь надлежащая забота прежнего владельца о транспортном средстве (официально подтвержденная и задокументированная) - залог его исправного функционирования в будущем.

Сервисная книжка предоставит исчерпывающую информацию обо всех работах, которые выполнялись с автомобилем, включая сведения о замене моторного масла, ремонте компонентов двигателя, проблемах, связанных с блоком цилиндров, поршнем, ремнем ГРМ и т.д.
Обычно замена масла в автомобилях производится с интервалом в 15 000 км, и, если в сервисной книжке обнаружится нарушение данного правила, к этому нужно отнестись очень серьезно. Ведь это явный признак того, что с двигателем автомобиля не все в порядке, поскольку любая небрежность в замене масла всегда приводит к непоправимому износу и повреждению компонентов агрегата.

Проверьте, нет ли пятен, потеков и луж под автомобилем. Прежде чем открыть дверь выбранного автомобиля или даже заглянуть в окно, встаньте на одно колено и осмотрите поверхность под ним на предмет наличия пятен, потеков или луж. Если они есть, попробуйте определить их возраст - это старые масляные разводы или свежие пятна? Может быть, вы увидите лужу, в которую прямо в момент осмотра сверху что-то капает.

Выясните, случайно ли этот автомобиль припарковался на старой лужице или он теряет драгоценные технические жидкости чуть ли не на ваших глазах. Хотя это не всегда является препятствием для сделки, любой вид капель, «запотевания», утечки или просачивания может указывать на довольно серьезные проблемы.

Наймите опытного специалиста для осмотра. Такой специалист поможет обнаружить скрытые механические неисправности в подержанном автомобиле и сообщить об этом покупателю.

Механики дилерских и независимых СТО скажут вам, что небольшое просачивание масла является нормальным явлением, и отчасти это правда - некоторые марки и модели печально известны трудно устраняемыми утечками масла, причем это не мешает им вполне нормально функционировать. Поэтому решите для себя, согласны ли вы мириться с подобным дефектом и, регулярно следя за уровнем масла, постоянно доливать его. Вполне возможно, в достаточно приличных количествах, достигающих 2-3 литров (или даже больше) на межсервисный интервал.

Определите, из какого типа жидкости образовались лужи. Лужи под машиной также могут образовываться вследствие протечек магистралей тормозной системы, системы охлаждения, трансмиссии, гидроусилителя рулевого управления или даже жидкости стеклоомывателя. Если вы обнаружите мокрое пятно, возможно, вам захочется ткнуть в него пальцем. И это вполне нормальная реакция. Но гораздо больше полезной информации вы получите, просто изучив его цвет визуально.

Красноватая жидкость, вероятно, является трансмиссионной жидкостью. Черная жидкость - это, как правило, старое масло. Карамельный цвет - это цвет свежего масла, старой жидкости гидроусилителя рулевого управления или тормозной жидкости. Зеленая или оранжевая жидкость, вероятно, антифриз.

Кроме того, не забывайте о прозрачных лужах, которые могут быть просто водой - остатками недавно прошедшего дождя или конденсатом работавшего кондиционера. Поэтому все-таки ткните пальцем в пятно, чтобы понять, маслянистая эта жидкость или нет. Если маслянистая - уделите больше внимания следующим шагам.

Осмотрите ходовую часть. Ушлые продавцы довольно часто проводят полную мойку двигателя, поэтому подкапотное пространство подержанного автомобиля нередко блестит пуще нового, но помните (в нашем случае - особенно): не все то золото, что блестит! Как правило, даже после очень тщательной мойки остаются характерные следы застарелых загрязнений. При этом обычно моются внешние верхние поверхности, которые сразу бросаются в глаза, а «изнаночная» часть остается за кадром. Но осмотрите и ее - там может обнаружиться много интересного.

Только не забывайте - вы все-таки осматриваете автомобиль, поэтому не пугайтесь, увидев некоторое количество дорожной грязи и жирных пятен. Принципиальны капли или потеки жидкости, которые образовались, но еще не упали. Ищите влажные пятна на поверхностях двигателя и его агрегатах, темные пятна и маслянистые наросты-загрязнения (в виде осадка). Обратите пристальное внимание на масляный поддон и любые сочленения узлов и компонентов, которые вы можете обнаружить. Нередко бывает, что от прошлых проблем, которые с тех пор были исправлены, остается немного грязи.

Однако свежая, влажная грязь или масло могут означать актуальные дефекты, поэтому не стесняйтесь их трогать (возможно, используя бумажное полотенце), чтобы понять, насколько они мокрые, скользкие или запекшиеся.

Решите, являются ли утечки проблемой для вас. Если вы видите сухие или свежие потеки, попробуйте разобраться, откуда они берутся. Протечек может быть достаточно, чтобы отказаться от данной машины и перейти к осмотру следующего приглянувшегося автомобиля. А может быть, для вас они не играют большой роли?

Многие автовладельцы реально не видят большой беды в регулярных доливках моторного масла. Как уже было отмечено, для некоторых двигателей это регламентированная производителем процедура, известны даже объемы дозаправки в течение межсервисного интервала. При этом снижение уровня (естественно, до определенного значения) не влечет никаких неприятных последствий, кроме разве что дополнительных расходов и неудобств. К тому же некоторые утечки настолько незначительны, что могут занять месяцы, чтобы привести к ощутимым потерям.

Если ничего явно не протекает, не капает и не покрыто осадком/ наростами, вы можете почувствовать себя уверенно. Большое количество потенциальных проблем с двигателем можно исключить, просто не найдя протечек технических жидкостей.


Основной этап

Откройте капот и принюхайтесь. Прежде чем запустить двигатель, попросите продавца открыть капот, чтобы вы могли осмотреть двигатель и обратить внимание на любые запахи.

Чистый, блестящий новый двигатель должен пахнуть резиной и пластиком с легким привкусом бензина или масла. В наилучших из всех возможных вариантов вы почувствуете запах дымка, который естественным образом исходит от ремней, шлангов и различных пластиковых деталей, - запах моторного отсека не должен слишком отличаться от запаха новых шин.

В подержанном автомобиле вы почти наверняка почувствуете запах масла. Это нормально, и, пока он не превалирует над всеми остальными запахами, это не то, чего следует бояться. Вы также можете почувствовать запах бензина. Его запах тоже совершенно нормален, и в старых автомобилях с карбюраторами даже сильный запах бензиновых паров не является редкостью. Однако, если запах слишком сильный, это может означать утечку в топливной системе и быть причиной для беспокойства.

Вы также можете почувствовать запах скипидара. Он возникает вследствие длительного простоя автомобиля. Обязательно уточните у продавца, как долго машина находится без движения. Если срок довольно длителен, скорее всего, имеет смысл слить старое топливо и промыть бак, чтобы избежать попадания в систему топливоподачи накопившихся отложений и, вероятно, даже ржавчины.

Также вы можете почувствовать запах антифриза. Он может появиться из-за неаккуратности того, кто заливал охлаждающую жидкость и немного пролил, но вам все равно следует проверить систему охлаждения на предмет утечек. На холодном двигателе их можно заметить по бело-зеленоватой пленке - признак того, что охлаждающая жидкость испарилась.

Кроме того, может присутствовать едкий, терпкий запах, который в какой-то момент укажет на необходимость более тщательного осмотра аккумулятора.

Проверьте уровень технических жидкостей. Вытащите масляный щуп двигателя, очистите, всуньте обратно, снова вытащите. Масло есть? Хорошо. На этом этапе масла может быть даже мало - в большинстве автомобилей на непрогретом двигателе уровень масла ниже.

В автомобилях с АКПП может быть еще один щуп для проверки уровня трансмиссионной жидкости. По похожему алгоритму проверьте уровень и убедитесь в ее чистоте. Опять же, сейчас вам надо просто убедиться, что в системе присутствует трансмиссионная жидкость.

В автомобилях с гидравлическим усилителем рулевого управления обязательно есть насос ГУР. Обычно у этого насоса есть крышка с маленьким щупом. Убедитесь, что в нем находится хотя бы немного жидкости. Также проверьте уровень тормозной жидкости (уж коль взялись за проверку жидкостей). Обычно резервуар для тормозной жидкости прозрачный, и вы можете увидеть ее уровень, ничего не открывая.

В финале проверьте уровни охлаждающей жидкости и жидкости стеклоомывателя.
Осмотрите ремни и шланги. Спросите продавца, когда ремни и шланги менялись в последний раз. Но если присутствуют трещины в резине, скорее всего, придется заменить эти детали в ближайшее время. Учтите, хорошая очистка даже самые старые и потрепанные ремни и шланги превращает в блестящие новые изделия. Поэтому в поисках истины не стесняйтесь лезть в моторный отсек, сжимать шланги и дергать за ремни. Шланги надо проверять на мягкость и пористость, которые являются более явным признаком износа, чем их внешний вид.

Кроме того, убедитесь, что к каждому шкиву, который вы видите, либо подходит ремень, либо есть веская причина его отсутствия.

Проверьте места коммуникации шлангов между собой и с компонентами системы охлаждения. Внимательно осмотрите; вполне возможно, вы увидите застывшую пленку, свидетельствующую о происходивших утечках. Протечки иногда возникают только на доведенном до рабочей температуры двигателе, поэтому капель не будет, а хорошая доза средства для чистки мотора может устранить их следы. Поэтому вам нужно очень внимательно посмотреть, есть ли хотя бы минимальные признаки протечек - они мало чем отличаются от накипи из-за жесткой воды, например, возникающей в чайнике.

Осмотрите аккумулятор и клеммы. Как и двигатель, аккумулятор и подходящие к нему кабели недобросовестные продавцы могут хорошенько очистить, но эта процедура все равно не вернет им былого здоровья. Впрочем, разряженный аккумулятор - не редкость на подержанном автомобиле. Так что не расстраивайтесь, если в какой-то момент машине понадобится быстрый запуск от внешнего источника.

А пока взгляните на сам аккумулятор, чтобы убедиться, что он не треснул и не протекает. Ищите оголенный кабель, который не страшен, пока он не позеленел или не покрылся белым налетом.

Также обратите внимание на белый (или зеленый, или зелено-белый) налет на клеммах. Обычно его появление - просто признак старения аккумулятора. Он без неприятных последствий легко удаляется зубной щеткой с небольшим количеством газированной воды, и АКБ служит еще несколько лет.

Опять же, наилучший вариант - если вы обнаружите слой обычной старой пыльной грязи вместо блестящего металла или пластика. Это не означает, что перед вами хорошая батарея или что клеммы не покрыты коррозией, которую вы не видите. Однако вы стопроцентно можете быть уверены в том, что потенциальные проблемы не были замаскированы ослепительным внешним видом.

Спросите о воздушных фильтрах. Если вы покупаете автомобиль у дилера, воздушный фильтр должен быть чистым и новым. Если вы покупаете у человека, он может быть старым и грязным и нуждаться в замене.

Если воздушный фильтр нуждается в замене, вполне вероятно, что необходимо заменить и другие (если не все) фильтры (такие как масляный, топливный, воздушный, трансмиссионный).

Убедитесь, что турбина подключена и не заржавела. Если в автомобиле есть турбонагнетатель, скорее всего, вы не сможете диагностировать его, пока автомобиль не заведен. Однако, по крайней мере, вы можете проверить наличие утечек и убедиться, что он подключен и не проржавел.

Отступите назад и посмотрите на моторный отсек в целом. Каждая марка и модель характеризуются собственной почти уникальной конфигурацией моторного отсека, но она всегда закончена и целостна. Поэтому ищите взглядом что-то, что вызывает сомнение.
Это могут быть:
• Незакрепленные провода и шланги. Ищите мелочи, которые вы, возможно, не понимаете, но которые нелогичны, например незакрытые отверстия или потенциально недостающие детали.
• В новых машинах разобраться сложнее из-за электроники (ищите подпалины, следы воспламенения, явные повреждения) и сложных вакуумных систем.
• Старые автомобили проще и более снисходительны к вторичному использованию. Обсудите любые изменения или модификации, внесенные вашим продавцом. Хотя по большому счету лучше избегать так или иначе модернизированных машин. Да, тюнинг сегодня - модное словечко, и он действительно улучшает определенные характеристики автомобиля. Тем не менее у него есть свои недостатки, и негативное влияние модификаций на долговечность двигателя автомобиля является общеизвестным фактом. Желательно не покупать подержанный автомобиль, двигатель которого был форсирован механическим или электронным образом.

Финальный этап

Осмотрите выхлопную трубу. Утечки выхлопных газов - одна из причин возгорания двигателя. Возможно, вам плохо виден выпускной коллектор в моторном отсеке, но проверить выхлопную трубу достаточно просто. Наконечник выхлопной трубы должен быть пепельно-серым изнутри.

Если внутри он черный, это означает, что автомобиль работал на переобогащенной смеси (слишком много топлива в топливно-воздушной смеси), что плохо, но не страшно, и обычно чревато лишь высоким расходом горючего. Белые следы означают, что автомобиль работает на бедной смеси (слишком много воздуха в топливно-воздушной смеси), что приводит к повышенному износу и перегреву двигателя.

В старых автомобилях это проблема газораспределения и регулировки клапанов. В новых автомобилях это указывает на то, что что-то не так в электронике; обычно кислородный датчик или, возможно, датчик массового расхода воздуха отправляют неточную информацию на компьютер, который затем допускает ошибки в регулировании смеси.

Запустите двигатель. Итак, вы смотрели, нюхали, тыкали и хватали, и пока вас ничто не отпугнуло, так что теперь ничего не остается, кроме как завести машину и посмотреть, в конце концов, едет ли она.

Если вы не можете завести машину, обычно лучше отказаться от сделки. Возможно, продавец пытается скрыть некоторые серьезные проблемы, которые есть у автомобиля. Но в любом случае нет смысла вести переговоры, когда у вас нет четкого представления о состоянии автомобиля. Существует несколько возможных причин, по которым двигатель не запускается:
- перегоревший предохранитель стартера (легко исправить);
- сломанное реле стартера (легко исправить);
- сломанный стартер (починка средней сложности); цена зависит от автомобиля;
- слабая батарея (легко исправить);
- у транспондера в ключе разряжен аккумулятор (легко исправить);
- неисправный топливный насос (устранение средней сложности); цена зависит от автомобиля;
- засоренный топливный фильтр (устранение средней сложности);
- неисправные свечи зажигания (иногда они просто болтаются) (легко исправить);
- в машине нет топлива (очень легко исправить).

Если продавец говорит, что вся беда только в стартере, скорее всего, это не единственное, что вам нужно исправить. Если вы не запустите двигатель, вы не сможете продиагностировать многие важные компоненты автомобиля.

Проверьте моторный отсек после запуска двигателя. Если двигатель сильно вибрирует, это может быть следствием поломки крепления двигателя. Используйте фонарик и осмотрите моторный отсек на предмет утечек и внимательно прислушайтесь к нерегулярным звукам.

Проверьте дым выхлопных газов. Если дым синего цвета, это означает, что в машине горит моторное масло. Нехорошо. Это могут быть изношенные поршневые кольца, изношенные уплотнения клапанов или даже повреждение прокладки головки блока. Если из выхлопной трубы идет белый дым, это тоже плохо - часто он является следствием пробоя прокладки ГВЦ.

Дайте двигателю поработать на холостом ходу. 1500 об/мин - это высокая частота вращения двигателя на холостом ходу. Подождите, пока двигатель прогреется, чтобы увидеть базовую частоту вращения холостого хода.

Постоянная высокая частота вращения двигателя на холостом ходу может указывать на проблемы с воздушным потоком в двигателе или проблемы с регулирующим клапаном холостого хода. Стандартные обороты двигателя на холостом ходу составляют около 1000 оборотов в минуту.

Нестабильная частота вращения двигателя на холостом ходу может быть признаком неисправности датчика массового расхода воздуха. Скорость холостого хода регулируется регулирующим клапаном холостого хода.

Заодно проверьте вентилятор радиатора. Обычно он включается, когда температура антифриза достигает 87-89°С. Если он не включается, это могут быть неисправный двигатель вентилятора или неисправное реле двигателя вентилятора. Исправить это несложно.

Выключите двигатель и проверьте моторное масло. Достаньте щуп. Проверьте, нет ли в масле металлических включений или пены. Если вы обнаружите что-либо из указанного, откажитесь от сделки. Вкрапления металла указывают на то, что двигатель уже разъедает сам себя.

Пена или эмульсия указывает на загрязнение антифризом (и многие другие возможные серьезные проблемы с двигателем).
Вот такие немудреные рекомендации. Если вы будете придерживаться этого алгоритма проверки, вероятность нарваться на заведомо неисправный или близкий к окончанию ресурса двигатель будет сведена к минимуму.

Использован материал журнала Автокомпоненты

Видео