Обкатка нового автомобиля


Рекомендации АвтоВАЗа

Во время эксплуатации нового автомобиля до пробега первых 2000 км:

– плавно трогайтесь, ускоряйтесь и тормозите;

– после пробега первой тысячи километров проконтролируйте затяжку болтов крепления колес и, при необходимости, подтяните;

– при движении автомобиля не превышайте скорости 110 км/чи частоты вращения двигателя 3500 мин-1;

– своевременно, в соответствии с дорожными условиями,включайте высшие передачи в коробке передач, избегаяперегрузки двигателя;

– не производите буксировки прицепа или другого автомобиля .

После пробега первых 2000 км можно постепенно увеличивать частоту вращения двигателя и скорость автомобиля .

Работа новых шин, тормозных колодок и дисков, сцепления оптимизируется только после их обкатки (притирки). Поэтому первые 500 км используйте сдержанную манеру движения с умеренными ускорениями.

КАК И ЗАЧЕМ ОБКАТЫВАТЬ НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Авторы Михаил Колодочкин и Алексей Ревин

Можно ли после покупки автомобиля сразу ездить «на всю катушку» или лучше всё же вспомнить древнее слово «обкатка»? А как себя вести после капремонта двигателя? В обкатке прежде всего нуждается двигатель автомобиля. С него и начнем.

Что трется?

Современный двигатель внутреннего сгорания содержит множество пар трения. Подшипники коленчатого и распределительных валов, поршневые пальцы, кулачки и толкатели привода клапанов, цепь и башмаки привода ГРМ и даже сам масляный насос смазываются моторным маслом. Где под давлением, где разбрызгиванием, но везде масло снижает трение и защищает от износа поверхности, нагретые в предельных условиях до 100 °C или немного больше. Но есть пары трения, которые работают в условиях намного более высоких температур. Это «поршень - поверхность цилиндра» и «поршневые кольца - поверхность цилиндра».

Реально в обкатке нуждаются поршневые кольца. Это единственная пара трения, где только за счет прижима одной поверхности к другой и выполняется главная функция -герметизация зазора между поршнем и цилиндром. Главная, хотя и не единственная. Ещё поршневые кольца должны обеспечивать отвод тепла от поршня.

Днище поршня, соприкасаясь с раскаленными газами, нагревается до 350 °C. До 50-60% тепла здесь отводят поршневые кольца. Если бы не они, перегретый поршень потерял бы прочность и спровоцировал калильное зажигание. При этом сами кольца, хотя выполнены из более тугоплавких материалов, чем алюминиевый поршень, перегреваться не должны.
Первым делом тепло отдает верхнее компрессионное кольцо. Оно на современных двигателях выполнено из стали. Второе компрессионное кольцо чаще чугунное. Маслосъемное кольцо (коробчатое или наборное) в теплоотводе играет небольшую роль.
Только хорошо притертые кольца начинают плотно контактировать с цилиндром и только так они способны хорошо отдавать тепло. Пока не приработаны - теплоотвод плохой! И такие, не приработанные, кольца можно перегреть, сжечь. Они потеряют упругость и не смогут плотно прилегать к стенке цилиндра.

Что получается при перегреве?

Плохое уплотнение компрессионных колец приводит к прорыву газов к маслосъемным кольцам. Теперь и они перегреваются, масло на них закоксовывается. Масляная пленка перестает нормально удаляться со стенок цилиндров и - здравствуй, масложор!

На сожженных кольцах больше рабочих газов будет прорываться «мимо» поршня - в цилиндре останется меньше давления. Мощность упадет, а для компенсации этого придется подавать больше топливовоздушной смеси: растет расход топлива.

Как быть?

Нужно плавной и неспешной ездой в течение первой тысячи километров пробега притирать компрессионные кольца к поверхности цилиндров.
Конечно, сегодня обкатку упрощают и убыстряют современные технологии производства колец и цилиндров. Поверхность цилиндров обрабатывают методом плосковершинного хонингования: кольцам почти не приходится стачивать «лишние» микровыступы, это сделано ещё на станке.


Варианты профиля компрессионного кольца: 1 - минутное; 2 - минутное с внутренней нижней фаской; 3 - минутное с внутренним нижним углом; 4 - скребковое; 5 - скребковое минутное; 6 - с внутренней фаской; 7 - цилиндрическое; 8 - с внутренним углом.

Первое компрессионное кольцо часто имеет наружную поверхность, на которой будто нарезана очень мелкая резьба. Эти мельчайшие канавки облегчают и ускоряют приработку кольца. А ещё его покрывают мягкими приработочными сплавами.

Второе компрессионное кольцо имеет наружную поверхность в виде едва заметного конуса - это так называемое минутное кольцо, потому что угол наклона образующей конуса составляет не градусы, а минуты. Такая форма тоже облегчает приработку. На внутренней поверхности кольца в месте перехода к верхней плоскости выполняют фаску. Под действием сил трения о стенку цилиндра такое кольцо выворачивает на очень малый угол, что облегчает притирку.

Кольца старых двигателей, не имевших всех этих усовершенствований, нуждались в более длительной обкатке: до 5000-8000 км пробега.

Что нельзя делать при обкатке?

Чтобы нормально приработать поршневые кольца, не надо давать двигателю высоких нагрузок - и высоких оборотов. 11ельзя таскать прицеп или буксировать другую машину. Не стоит загружать автомобиль под завязку. Важно не засаживать машину в грязь, песок и даже снег - мотор сильно нагреется, а обдув плохой - можно сжечь кольца.

Когда происходит страшное?

Неприятный момент в жизни нового автомобиля - погрузка его на автовоз. Особенно, если на верхний уровень. Перегонщики с вашей будущей машиной церемониться не будут, а потому могут хорошо «дать гари» непрогретому двигателю, для которого это первые минуты жизни. Может быть, такие «неудачные машины» потом и оказываются хуже своих товарок, первыми страдают от масложора и раньше попадают на капиталку.

А зачем нужна замена масла?

Как бы ни был высок уровень производства, когда детали соприкасаются первый раз, они притираются, сбивают друг с друга микронеровности и микровыступы. В большинстве пар трения, кроме поршневых колец, это происходит ещё на заводе, при первых поворотах коленвала. Что бы ни говорил производитель -мы рекомендуем по окончанию обкатки заменить масло и масляный фильтр, причем использовать самое качественное масло из числа допущенных производителем.

После капремонта

После капитального ремонта мотора даже в хорошей мастерской мы бы порекомендовали обкатку в два раза более долгую, чем для нового двигателя. Например, многие мастера собирают двигатели с несколько меньшими зазорами по поршневой группе, чтобы уменьшить масложор. Тут уж точно надо менять масло после обкатки - ещё и потому, что возможностей мойки блока цилиндров и других деталей у мастерских меньше, чем у завода.

Что ещё обкатывается

В новом автомобиле в обкатке нуждается также трансмиссия и тормозная система. И если тормоза притираются за совсем небольшой пробег, то агрегаты трансмиссии прикатываются столько же, сколько двигатель. Особенно, если речь идет о полноприводном автомобиле с несколькими редукторами, в которых присутствует гипоидное зацепление. А это - все кроссоверы.
***
Что ж, большинство производителей проголосовало за обкатку. Мы согласны! Физику трения никто не отменял, и даже самые продвинутые автомобили нуждаются в обкатке. Пусть и не такой продолжительной, как раньше. Использован материал журнала За Рулём

Видео