Проверка уровня, доливка и замена масла в вариаторе JF015E (жидкость ATF в CVT), замена фильтров и чистка магнитов


Какое масло заливается:
- FLUID AUTO TRANS (ATF) NS-3

Сколько масла в варитаторе?
- Полный объём - 6,9 л;
- Объём при частичной замене: 2,6 л.

Каталожные номера заменяемых деталей см. тут

Согласно предписаниям завода-изготовителя, масло вариатора не требует сервисных замен и обеспечивает нормальную работу КП в течение всего срока службы автомобиля.

Однако многие специалисты рекомендуют периодически менять масло, т.к. это напрямую влияет на остаточный ресурс вариатора.

Кроме того: В различных случаях, когда требуется слить масло из вариатора (ремонт, замена сальников и прокладок, снятие приводов и т.д.) повторное использование масла не допускается. Можно заливать только новое масло.

На рисунке ниже показана зависимость между рабочей температурой ATF и сроком её эксплуатации.

старние масла акп в зависимости от температуры

Чем выше температура ATF, тем меньше срок её эксплуатации. Например, при температуре ATF в 100°С, что является нормальным при движении в городских условиях, ресурс работы ATF составляет 100тыс.км. пробега. А при температуре ATF в 150°С ресурс составляет всего около 6 тыс.км.пробега.

Одна из особенностей данного вида КП - крайне повышенная чувствительность к внешним загразнениям. При доливке или замене масла, ремонте и любых других действиях следует предотвратить попадание внутрь грязи и других инородных частиц. Протирку внутренних деталей (щуп, посадочные места сальников приводов, шестерни и валы при ремонте КП и т.д.) при необходимости выполнять только безворсовой бумагой. Ворс и частички грязи могут засорить дроссельные отверстия системы управляющих клапанов и привести к нарушению алгоритма работы КП или её полному отказу.

Общая информация

Масло, применяемое в АКП, выполняет следующие основные задачи:
- смазка и охлаждение зубчатых передач и подшипников;
- смазка и охлаждение фрикционов;
- передача крутящего момента от двигателя к первичному валу в гидротрансформаторе;
- обеспечение работы гидравлической системы АКП.

Ниже перечислены требования, предъявляемые к маслу для обеспечения надёжной и долговечной работы АКП.

1) Совместимость масла с материалами уплотнений АКПП.

2) Масло должно обладать хорошими фрикционными свойствами, для передачи высоких крутящих моментов фрикционами.

3) Масло должно обладать стабильными свойствами во всём диапазоне рабочих температур.

4) Масло для АКП не должно вспениваться при работе, так как наличие воздуха в гидравлической системе приводит к нестабильным характеристиками переключения передач..

ATF - Automatic Transmission Fluid является общепринятым названием масла для всех автоматических трансмиссий.

Первая спецификация масел, применяемых в АКП, была выпущена в 1967году компанией GM. Масло получило название Dexron. Спустя некоторое время компания Ford выпустила свою спецификацию масла для автоматических трансмиссий под названием Mercon. Далее компания Chrysler выпустила свою спецификацию Mopar, компания Mitsubishi -Diamond ATF SP, компания Hyundai - Genuine Diamond ATF Sp и т.д.

Все производители автоматических трансмиссий рекомендуют использование оригинальных масел или их аналогов, производимых компаниями Mobil, Shell, Castrol, ВР и т.д. Смешивание масел разных производителей и разных марок не рекомендуется в процессе эксплуатации. Для отличия ATF от других масел, используемых в автомобиле, в состав ATF добавляются красители. Например, в масле Dexron используется краситель красного цвета. В процессе эксплуатации краситель постепенно исчезает, таким образом, не стоит ставить необходимость замены масла в зависимость от его цвета. Однако, если масло имеет темно-коричневый или черный цвет, пахнет гарью, а на масляном щупе имеются посторонние частицы, то его необходимо заменить.

Повторимся еще раз: используйте только рекомендованное масло для АКП!!! Несоответствующее масло может стать причиной толчков и ударов при переключении передач или даже повреждений коробки передач.

Проверка уровня

В процессе эксплуатации необходимо регулярно проверять уровень масла в АКП.

При низком уровне масла масляный насос подсасывает вместе с маслом воздух, что приводит к образованию пузырьков в гидроприводе коробки передач. Это, в свою очередь, приводит к падению давления в гидросистеме и, следовательно, к запоздалому переключению передач и проскальзыванию муфт и тормозов. При слишком высоком уровне масла шестерни, ударяясь о масло, взбивают пену, что приводит к ударам и рывкам при переключениях передач

Проверку уровня масла в вариаоре производите на автомобиле, стоящем на ровной горизонтальной поверхности.

Перед извлечением масляного щупа тщательно очистите прилегающие поверхности от загрязнений, при этом допустимо применять только безворсовую бумагу или полотенца, нетканные материалы.

Проверку уровня масла следует производить при температуре масла 50º…80ºС.


Рисунок 4-3 – Проверка уровня масла

- прогреть двигатель;

- измерить температуру масла в КП (прибор диагностический);

- если температура масла недостаточно высокая, необходимо проехать на автомобиле примерно 10 минут (при температуре окружающего воздуха 20°С, требуется около 10 минут для прогрева масла до температуры 50° - 80°С);

- установить автомобиль на ровное место и затормозить стояночным тормозом;

- при работающем двигателе нажать на педаль тормоза и перевести рычаг переключения передач из положения ”Р” в положение "D", далее перевести рычаг переключения передач из положения "D" в положение "Р” удерживая рычаг в течении 5 секунд в каждом промежуточном положении;

- извлечь указатель уровня масла, протереть его и вновь вставить указатель в АКП до упора;

- снова извлечь указатель и проверить уровень масла, который должен находиться в пределах контрольного участка ”А”, рисунок 4-3, для горячего масла;

- если уровень масла находится вблизи отметки ’’min’’ необходимо долить масло.

Оценка состояния масла

Извлечь щуп уровня масла и проверить состояние масла. Если масло загрязненное или имеет какие либо примеси или включения, необходимо устранить неисправности в соответствии с таблицей 4-1 и заменить масло в АКП.

Состояние масла Возможные причины Необходимые действия
Маслянистое (вязко-маслянистое) Перегрев масла Провести диагностику КП, проверить жгуты проводов, трубки системы охлаждения и т.д., устранить неисправности. Заменить масло.
Молочно-белое или мутное Наличие воды в масле Устранить неисправности и заме-нить масло
Большое количество примеси металлической пудры Чрезмерный износ трущихся поверхностей Устранить неисправность и заменить масло.

Частичная замена без снятия поддона

Количество заменяемого масла - около 2,6 л

Замена масла в АКП, или вариаторе существенно отличается от замены масла в других агрегатах автомобиля. Это объясняется тем, что в состав гидравлической системы АКП входят гидротрансформатор и гидравлический блок клапанов, которые имеют большой внутренний объём. В АКП легковых автомобилей внутренний объём гидротрансформатора может быть равен почти половине всего объёма масла, заливаемого в картер АКП. Кроме того, гидротрансформатор является дополнительным центробежным фильтром очистки масла, поскольку заставляет масло вращаться со скоростью вращения двигателя.

Таким образом, если просто отвернуть сливную пробку картера АКП вы сольёте только часть заправочного объёма масла, так как остальной объём останется в гидротрансформаторе и гидравлическом блоке клапанов. И после заправки свежего масла, вы обнаружите, что цвет масла после такой замены практически не поменялся. Такое явление объясняется просто - свежее масло смешивается со старым грязным маслом, которое находится в гидротрансформаторе и гидравлическом блоке клапанов, причём объём старого масла сопоставим с объёмом свежего масла.

Поэтому необходимо использовать специальную установку для полной замены масла в АКПП, которые используют на СТО. Правила работы с установкой по замене масла зависят от конкретной марки установки, поэтому они здесь не рассматриваются.

В случае отсутствия возможности использования установки для замены масла необходимо пользоваться процедурой частичной замены описанной ниже.

Установить автомобиль на ремонтную яму, или подъёмник.

Отсоединить клемму "-” аккумулятора.

Отвернуть сливную пробку 2, рисунок 4-4, и слить масло из коробки передач (ключ "на 19").
Ориентировочный объём - 2,6 л.

сливная пробка акп
Рисунок 4-4 - Замена масла: 1 - поддон вариатора; 2 - сливная пробка

Установить на сливную пробку новое уплотнительное кольцо и завернуть пробку на место.

Момент затяжки пробки 35 Н.м (3,5 кгс.м) .

Извлечь масляный щуп и залить через отверстие щупа трансмиссионноое масло в количестве соответствующему слитому (соответствует контрольному участку "Cold” на щупе при температуре масла 20°...30°С)

Довести уровень масла до нормы (см. выше).


Частичная замена масла со снятием поддона, фильтров грубой и тонкой очистки

Количество заменяемого масла - около 4,5 л

Произвести слив масла в соответствии с пунктом выше и закрутить сливную пробку.

Снять брызговик двигателя (см. тут)

Отвернуть болты с 1 по 15, рисунок 17-4, крепления поддона, снять поддон вариатора и прокладку поддона (ключ "на 10").

порядок затяжки ботов поддона вариатора
Рисунок 17-4 - Порядок затяжки поддона коробки передач: 1 -15 - болты; 16 - поддон

Слейте остатки масла из поддона.

СНЯТИЕ ФИЛЬТРА ГРУБОЙ ОЧИСТКИ

Отвернуть три болта 2, рисунок 17-6, и снять фильтр 1 грубой очистки масла (ключ "на 10").

замена фильтра грубой очистки масла вариатора
Рисунок 17-6 - Снятие фильтра грубой очистки масла: 1 - фильтр грубой очистки масла; 2 - болт

ЗАМЕНА ФИЛЬТРА ТОНКОЙ ОЧИСТКИ

Снимите левое переднее колесо.

Снимите левый подкрылок.

Отсоедините разъём 1, рисунок 17-8, проводки от разъёма управления КП и установить на разъем технологическую заглушку. Для отсоединения колодки от разъема необходимо повернуть запорное кольцо колодки против часовой стрелки до упора.


Рисунок 17-8 - Снятие фильтра тонкой очистки масла: 1 - колодка жгута проводов; 2 - корпус фильтра тонкой очистки масла; 3 - болт

Отвернуть болт 3, повернуть корпус 2 фильтра против часовой стрелки, и снять корпус фильтра тонкой очистки масла (ключ 10).

Снять фильтрующий элемент 1, рисунок 17-9.

замена фильтра тонкой очистки акп вариатора
Рисунок 17-9 - Снятие фильтра тонкой очистки масла: 1 - фильтрующий элемент; 2 - корпус фильтра тонкой очистки масла; 3 - уплотнительное кольцо

Установка

Установить в коробку передач новый фильтр тонкой очистки 1, рисунок 17-9.

Установить на корпус 2 фильтра новое уплотнительное кольцо 3 и смазать кольцо трансмиссионным маслом NS-3

Установить корпус фильтра в посадочное отверстие, повернуть его по часовой стрелке до упора и завернуть болт крепления.

Момент затяжки болта 6...8 Н.м (0,6...0,8 кгс.м)

Снять с разъема управления КП заглушку и присоединить к разъему колодку 1, рисунок 17-8, жгута проводки.

Установить подкрылок и колесо

Снимите с поддона вариатора два магнита 1, рисунок 17-5.


Рисунок 17-5 - Снятие магнитов: 1 - магниты

С помощью безворсовой салфетки и уайт-спирита очистите магниты и поддон от продуктов износа и установите магниты обратно в поддон.

Таким же образом промыть или при необходимости заменить фильтр грубой очистки масла

Установить на фильтр грубой очистки новое уплотнительное кольцо 1, рисунок 17-7, и смазать кольцо трансмиссионным маслом NS-3

.
Рисунок 17-7 - Замена уплотнительного кольца на фильтре грубой очистки масла: 1 - уплотнительное кольцо

Установить фильтр в коробку передач и завернуть три болта крепления.

Момент затяжки болтов 7...9 Н.м (0,7...0,9 кгс.м)

Установить на поддон новую прокладку, установить поддон с прокладкой на коробку передач и завернуть, не затягивая, болты крепления. Резьбовую часть болтов перед установкой смазать трансмиссионным маслом NS-3

Окончательно затянуть болты крепления поддона в последовательности, указанной на рисунке 17-4.

Момент затяжки болтов 5...7 Н.м (0,5...0,7 кгс.м)

Залить новое масло в вариатор через отвертие масляного щупа в количестве соответствующему слитому, или немного меньше.

Далее, довести уровень масла до нормы по методике описаной в пункте "Проверка уровня" выше.

Видео