Замена маслосъёмных колпачков (со снятием головки блока)


Для замены маслосъемных колпачков двигателя ВАЗ-21129 необходимо снять головку блока цилиндров, так как при «рассухаривании» невозможно удержать клапан через свечное отверстие, как это делают на некоторых других моделях двигателей.

См. также Замена маслосъёмных колпачков без снятия ГБЦ

Приечание:
Каталожные номера деталей см. тут (21129) или тут (21179)

Потребуются ключи «на 10, 13, 16, 17, 19», торцовые головки «на 10, 13, 17», ключи Torx Е8, Е10, Е12 и Т30, отвертки - плоская и крестовая, герметик АН-501 или Loctite 574, приспособление для сжатия пружин клапанов, пинцет или магнитный стержень (для извлечения сухарей из тарелок пружин клапанов), приспособление для снятия и установки маслосъёмных колпачков.


Так выглядит универсальное приспособление для сжатия пружин клапанов.


Так выглядит универсальное приспособление для маслосъемных колпачков:
оправка А для напрессовки колпачков, боек b, цанга C для снятия колпачков.

1. Снимите ГБЦ (см. тут)

2. Отсоедините от головки катколлектор (см. тут).

3. Установите ГБЦ на рабочем столе камерами сгорания вниз.

4. Снимите распределительные валы.

5. Выверните свечи зажигания, чтобы не повредить их.

6. Извлеките из отверстий ГБЦ гидротолкатели клапанов.

7. Чтобы стержень снимаемого клапана не перемещался при рассухаривании, подложите под тарелку клапана подходящий упор (например, клиновидный деревянный брусок).

8. Закрепите приспособление для сжатия пружин клапанов на головке блока. Для этого вверните в одно из отверстий головки болт крепления корпуса подшипников распределительного вала и зацепите приспособление за этот болт. Установите подпятник приспособления на тарелку клапана.

9. Нажмите на рычаг приспособления и сожмите пружину.

Если усилие перемещения рычага приспособления значительно увеличивается, а сухари не выходят из проточек клапана, нанесите легкий удар молотком по тарелке пружины, чтобы сухари освободились.

10. Выньте два сухаря из верхней тарелки пружины с помощью пинцета или намагниченной отвертки. Затем снимите приспособление.

11. Снимите верхнюю тарелку пружины и пружину.

12. Снимите опорную тарелку пружины.

13. Спрессуйте маслосъёмный колпачок с направляющей втулки клапана. Для этого установите на колпачок цангу приспособления для снятия колпачков и зафиксируйте цангу, резко ударив бойком по втулке приспособления. Затем так же резко ударьте бойком вверх, по ручке приспособления, спрессовав тем самым колпачок с втулки.


При отсутствии приспособления для снятия колпачков аккуратно снимите их пассатижами.

Усилие нужно прикладывать строго вверх и не проворачивать колпачки, чтобы не повредить направляющие втулки клапанов. Применение для этой цели двух отверток запрещено!

14. Выньте колпачок из цанги приспособления.


Если зазор между направляющей втулкой и стержнем клапана больше предельно допустимого, замена маслосъёмного колпачка не даст желаемого результата. Из-за люфта стержня клапана новый колпачок очень быстро деформируется и образуется зазор. Через этот зазор маслоопять начнет попадать в цилиндр двигателя. Поэтому перед заменой колпачков проверьте зазоры между направляющими втулками и клапанами.


Рис. 2.13. Люфт клапана в направляющей втулке: А - люфт клапана; Б - деформация маслосъемного колпачка; 1 - головка блока цилиндров; 2 - направляющая втулка; 3 - стер-жень клапана; 4 - маслосъемный колпачок

15. Для проверки зазор между направляющей втулкой и стержнем клапана выньте клапан из ГБЦ.

После длительной эксплуатации на верхнем торце клапана может образоваться заусенец грибообразной формы. Перед извлечением клапана из направляющей втулки удалите этот заусенец надфилем. Категорически запрещается выбивать клапан из направляющей втулки без удаления заусенца, так как при этом неизбежно будет повреждена внутренняя поверхность втулки.

16. Очистите клапан от нагара подходящим инструментом. Предварительно размочите нагар керосином.

Чтобы на стержнях клапанов не образовались риски, не очищайте их проволочными щетками и металлическими скребками.


Рис. 2.14. Клапан: 1 - проточки под сухари; 2 - стержень; 3 - тарелка; 4 - фаска


Рис. 2.15. Размеры клапанов и их направляющих втулок: А - впускной; В - выпускной

Таблица 2.1. Зазор между клапаном и направляющей втулкой, мм

Параметр

Впускные клапаны

Выпускные клапаны

Номинальный зазор

0,018-0,047

0,018-0,047

Предельно допустимый зазор

0,300

0,300

17. Осмотрите клапан.

Деформация стержня 2 (рис. 2.14) клапана и трещины на его тарелке 3 не допускаются. При наличии повреждений замените клапан. Проверьте, не слишком ли изношена и не повреждена ли рабочая фаска 4. Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске можно вывести притиркой клапанов.

18. Проверьте зазор (табл. 2.1) между направляющей втулкой и стержнем клапана одним из двух способов:

- приподнимите тарелку клапана на 25 мм, затем измерьте индикатором часового типа перемещение клапана по двум перпендикулярным осям. Половина полученной величины даст значение зазора между стержнем и направляющей втулкой клапана;

-  измерьте внутренний диаметр отверстия втулки и диаметр стержня клапана и по разности этих размеров определите зазор.

19. Если зазор не достиг предельно допустимого, можно попробовать устранить его заменой клапана (рис. 2.15). Если это не удается сделать или зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку. Втулки можно заменить в специализированной мастерской, располагающей соответствующими инструментами и оборудованием.

20. Проверьте состояние седла клапана. На рабочей фаске седла не должно быть следов износа, раковин, коррозии и пр. Седла клапанов можно заменить в специализированной мастерской. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и пр.) можно вывести притиркой клапанов.

21. Более значительные дефекты седел клапанов устраняют шлифованием. Седла рекомендуется шлифовать в специализированной мастерской.


Рис. 2.16. Параметры проверки пружины клапана

22. Проверьте состояние пружины клапана. Трещины, снижение упругости пружины и отклонение оси пружины от вертикали в свободном состоянии более 4° не допускаются. Дефектную пружину замените.

23. Для проверки упругости пружины измерьте ее высоту в свободном состоянии, а затем под двумя различными нагрузками (рис. 2.16). Если пружина не соответствует требуемым параметрам, замените ее.

24. Установите клапан в головку блока, предварительно смазав его стержень моторным маслом.


Если устанавливаете старый клапан, наждачной бумагой снимите заусенцы с проточек под сухари.

25. Перед установкой новых маслосъемных колпачков рекомендуется снять с них пружины, иначе колпачки можно повредить, когда их рабочие кромки будут проходить через проточки под сухари на клапанах.

Если в комплект новых колпачков входит установочная втулка, наденьте ее на стержень клапана, чтобы предотвратить повреждение рабочей кромки колпачка острыми краями проточек под сухари на стержне клапана. В этом случае пружины с колпачков можно не снимать.

26. Вставьте колпачок в оправку.

27. Осторожно запрессуйте колпачок до упора в нижнюю тарелку.

28. Установите на колпачок пружину, если ее снимали. Если на стержень клапана устанавливали направляющую втулку, снимите ее.

29. С помощью приспособления установите пружины и тарелку клапана в порядке, обратном снятию.

При установке сухарей проследите, чтобы выступы на их внутренней поверхности вошли в проточки на стержне клапана (показано на снятом клапане).

После установки сухарей и снятия приспособления для сжатия клапанных пружин нанесите несколько несильных ударов молотком по торцу стержня клапана, чтобы сухари гарантированно зафиксировались в проточке стержня. Если установленные с перекосом сухари останутся незафиксированными, при пуске двигателя «рассухаренный» клапан провалится в цилиндр, что приведет к серьезной аварии двигателя.

30. Установите гидротолкатель клапана.

31. Аналогично замените маслосъёмные колпачки остальных клапанов.

Видео