Снятие и установка компрессора кондиционера


Компрессор установлен на блоке цилиндров двигателя и приводится во вращение от шкива коленчатого вала поликлиновым (многоручьевым) ремнем. Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента в системе кондиционирования. Вал компрессора установлен в передней крышке корпуса на подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.

Компрессор системы кондиционирования воздуха: 1 - шкив привода; 2 - передняя проушина крепления; 3 - колодка жгута проводов электромагнита; 4 - кронштейн держателя жгута проводов; 5 - трубопровод низкого давления; б - трубопровод высокого давления; 7 - задняя проушина крепления; 8 - крышка блока лепестковых клапанов; 9 - блок лепестковых клапанов; 10 - корпус насосной части; 11 - передняя крышка корпуса; 12 - прижимной диск муфты

табличка на компрессоре кондиционера
Идентификационная табличка на компрессоре

Каталожные номера детали см. тут

Шкив компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается. При включении кондиционера крутящий момент передается от шкива к валу компрессора через фрикционную муфту с электромагнитным приводом.

В крышке блока лепестковых клапанов компрессора установлен регулятор давления. В случае роста давления в системе (отказ датчика давления, электрического вентилятора или иные нештатные ситуации) более установленного максимума, клапан перепускает часть хладагента из контура нагнетания во всасывающий контур.

О ремонте компрессора кондиционера

Компрессор кондиционера - достаточно сложный агрегат. Компании, производящие комплектующие для ремонта насосной части компрессоров в розничную продажу не поставляют. Единственным узлом компрессора, который можно отремонтировать самостоятельно, является электромагнитная муфта его привода.

Рис. 9.6. Электромагнитная муфта привода компрессора: 1 - стальной поводок ведомого диска; 2 - прижимной диск муфты; 3 - подшипник; 4 - внутренняя обойма подшипника; 5 - рабочая поверхность шкива; 6 - обмотка электромагнита; 7 - жгут проводов электромагнита; 8 - корпус электромагнита; 9 - ручьи шкива; 10 - шлицевое отверстие ведомого диска муфты

При эксплуатации автомобиля выход муфты компрессора из строя - очень распространенная неисправность. Как правило, сначала начинает разрушаться подшипник 3 (рис. 9.6) шкива. Причиной может послужить неправильное натяжение ремня привода, попадание воды при проезде глубокой лужи, проскальзывание прижимного диска 2 и, следовательно, перегрев подшипника и т.д. По мере разрушения подшипника начинает появляться люфт шкива. Когда люфт достигнет критического значения, внутренняя поверхность шкива при вращении начинает тереться о поверхность корпуса 8 катушки электромагнита.

Происходит электрическое замыкание - электромагнит выходит из строя. В самых запущенных случаях происходит заклинивание подшипника и проворачивание внутренней обоймы 4 подшипника на посадочной шейке передней крышки компрессора. После этого компрессор приходится заменять, а это дорогой ремонт в специализированных сервисных центрах.

Чтобы не подвергать себя ненужным расходам, при осмотрах автомобиля обращайте внимание на нехарактерные шумы при работе компрессора кондиционера. При подозрении на возникновение проблем с подшипником шкива снимите ремень привода и рукой проверните шкив. Шкив должен вращаться на подшипнике равномерно, бесшумно, без заеданий. Не должно быть осевого и радиального люфта.

При необходимости замените подшипник, не дожидаясь его полного разрушения.

Снятие

Установить автомобиль на подъёмник, или смотровую яму, затормозить стояночным тормозом и отсоединить клемму "–" от аккумулятора (ключ "на 10").

Выгрузить хладагент из системы кондиционирования (см. тут).

Отвернуть болты крепления переднего правого колеса, поднять автомобиль на высоту, удобную для работы, снять колесо (головка "на 17").

Отвернуть десять винтов 2, рисунок 5-4, крепления щитка 3 переднего крыла, извлечь четыре пистона 1, снять подкрылок (головка Torx Т20, отвёртка плоская).


Рисунок 5-4 - Подкрылок переднего крыла:
1 - пистон крепления подкрылка переднего крыла;
2 - винт самонарезающий крепления щитка переднего крыла;
3 - подкрылокпереднего крыла

Отвернуть тринадцать болтов 1, рисунок 5-5, крепления брызговика 2 двигателя, снять брызговик (головка "на 10", вороток и удл.).


Рисунок 5-5 - Брызговик двигателя:
1 - болт крепления брызговика двигателя;
2 - брызговик двигателя

Снять заглушку натяжного ролика 1, рисунок 5-6, ослабить гайку 3 крепления и перевести натяжной ролик в верхнее положение (головка "на 13", Torx Т55).

Снять ремень со шкива компрессора.


Рисунок 5-6 - ремень привода навесных агрегатов
1 - ролик натяжной;
2 - ремень привода навесных агрегатов;
3 - гайка крепления ролика

Отвернуть болты 3, рисунок 5-7, крепления трубопроводов высокого 1 и низкого 2 давления к компрессору 4, отсоединить трубопроводы от компрессора. На трубопроводы и в отверстия компрессора установить технологические заглушки (головка "на 8").


Рисунок 5-7 - Отсоединение трубопроводов от компрессора:
1 - трубопровод компрессора высокого давления;
2 - трубопровод компрессора низкого давления;
3 - болт крепления трубопровода;
4 - компрессор

Отсоединить колодку 2, рисунок 5-8, жгута проводов от электромагнитной муфты компрессора 1.


Рисунок 5-8 - Крепление компрессора:
1 - компрессор;
2 - колодка жгута проводов;
3 - болт крепления компрессора

Отвернуть болты 3 крепления компрессора (головка "на 10").

Выверните задний и два передних болта крепления компрессора к кронштейну.

Выньте болты из отверстий.

Немного опустите компрессор вниз и отсоедините от кронштейна на компрессоре пластиковый держатель жгута проводов.

Снимите компрессор, опустив его вниз.

Установка

Установку компрессора проводить в последовательности, обратной снятию.

При этом:

- перед присоединением трубопроводов установить на трубопроводы новые уплотнительные кольца, на уплотнительные кольца нанести масло компрессорное.

Момент затяжки болта крепления блока трубопроводов к испарителю 6...8 Н.м (0,6...0,8 кгс.м) (головка "на 8", вороток и удл.).

Установить ремень привода навесных агрегатов на шкив компрессора.

Примечание:
Воспользуйтесь случаем и проверьте состояние ремня привода вспомогательных агрегатов, а также состояние подшипников натяжного ролика и генератора. Рукой проверните ролик и генератор. Они должны вращаться в подшипниках равномерно, бесшумно, без заеданий. Не должно быть осевого и радиального люфтов.

Произвести натяжение ремня привода навесных агрегатов, для этого:

- перевести натяжной ролик в нижнее положение в направлении по часовой стрелке и затянуть гайку крепления натяжного ролика.

    Момент затяжки гайки 30... 36 Н.м (3,0...3,6 кгс.м) (головка "на 13", Torx Т55).

Выполнить вакуумирование системы кондиционирования и загрузить систему хладагентом согласно требованиям инструкции по эксплуатации на сервисное оборудование (хладагент R134a или HFO (1234) yf, в зависимости от комплектации, норма загрузки 390 ± 20 г).

Проверить работу системы кондиционирования.