Замена гидротолкателей клапанов (гидрокомпенсаторы)
Примечание:
Каталожные номера деталей см. тут (21129) или
тут (21179)
Гидротолкатель представляет собой стаканчик, передающий давление от кулачка распредвала на торец клапана. Внутри спрятан гидроцилиндр, выполненный с минимальными зазорами, который подпитывается моторным маслом из системы смазки двигателя. При этом гидроцилиндр с помощью пружины максимально раздвинут, так что затылок кулачка даже слегка трется по толкателю. А как только кулачок нажимает на толкатель, внутренний объем гидроцилиндра запирается шариковым клапаном, и толкатель передает давление на торец клапана, открывая его. Конечно, часть масла из полости гидроцилиндра под нагрузкой уйдет сквозь ничтожные зазоры, но, как только давление кулачка прекратится, произойдет подпитка свежей порцией масла.
В данном подразделе некоторые операции для наглядности показаны на снятом двигателе.
1. Снимите крышку ГБЦ (см. тут).
2. Снимите распредвалы (см. тут).
3. Извлеките гидротолкатель из гнезда ГБЦ.
Извлекать гидротолкатель удобно подходящим по размерам магнитом.
4. В случае, если на боковой поверхности обнаружены какие лмбо дефекты (царапины и пр.) - замените гидротолкатель. На рабочей поверхности А также не должно быть дефектов и следов неравномерного износа, натира металла. Такой гидротолкательподлежит замене. На поверхности А допускаются концентрические следы приработки с кулачками распредвала.
5. Смажьте новый гидротолкатель и гнездо в ГБЦ моторным маслом и установите гидротолкатель на место.
6. Таким же образом замените остальные гидротолкатели.
7. Для уменьшения времени работы гидротолкателей в режиме масляного голодания залейте шприцом чистое моторное масло в подводящие каналы в ГБЦ.
8. Установите распредвалы и детали привода ГРМ в обратном порядке.
9. Установите все снятые детали в обратном порядке.
Пускать двигатель разрешается не раньше чем через один час после нанесения герметика.
Двигатель при первом пуске после замены гидротолкателей может непродолжительное время работать с повышенным шумом до тех пор, пока не прокачаются гидротолкатели. Для ускорения прокачки дайте двигателю поработать с повышенной частотой вращения в течение 1-2 мин.
Почему гидрокомпенсаторы в современных автомобилях применяют редко?
- Гидрокомпенсаторы зазоров в приводе клапанов впервые появились около века назад и постепенно захватывали позиции - вначале на двигателях североамериканских, а затем европейских и азиатских производителей. Особенно полезны гидрокомпенсаторы на многоцилиндровых моторах с четырьмя-пятью клапанами на цилиндр. Но затем часть производителей с целью снижения производственных издержек перешла на конструкцию, в которой клапаны нужно регулировать, сняв распредвалы и заменяя толкатели клапанов. Сложная и дорогая работа должна проводиться не реже, чем раз в 100 тысяч км - как раз после окончания гарантийного срока. Хорошо, что отечественные производители 16-клапанных двигателей остались верны гидрокомпенсаторам.