Замена прокладки головки блока цилиндров


Потребуются: ключи «на 13, 16, 17, 19», торцовые головки «на 10, 13, 17», ключи Torx Е8, 10, 12 и Т30, динамометрический ключ, отвертки - плоская и крестовая, герметик Анатерм-501 (АН-501), или Loctite 574.

Каталожные номера прокладки - для 21129, для 21179

В данном подразделе некоторые операции для наглядности показаны на снятом двигателе.

1. Снизьте давление в системе питания (см. тут).

2. Отсоедините клемму «-» аккумулятора.

3. Слейте охлаждающую жидкость (см. тут).

4. На автомобиле с кондиционером снимите кронштейн вспомогательных агрегатов.

5. Отсоедините колодки проводки от датчика аварийного падения давления масла...

б. ...датчика температуры охлаждающей жидкости...

7. ...датчика фазы.

8. Снимите ремень ГРМ (см. тут).

9. Снимите заднюю крышку привода ГРМ (см. тут).

10. Сожмите фиксаторы (зеленого цвета) и отсоедините наконечник подающей трубки от штуцера топливной рампы.

11. Снимите модуль впуска (см.тут).

12. Снимите крышку ГБЦ (см. тут).

13. Отсоедините шланги системы охлаждения от патрубков термостата.

14. Выверните болт крепления наконечника провода «массы» жгута ЭСУД и отсоедините его от ГБЦ.

15. Ослабьте, в несколько этапов, затяжку болтов крепления ГБЦ в последовательности, указанной на рисунке.


Порядок выворачивания болтов крепления ГБЦ

16. Окончательно выверните болты, выньте их и снимите установленные под ними шайбы.

17. Убедитесь, что от ГБЦ отсоединены все держатели проводки.

18. Снимите ГБЦ вместе с распредвалами и катколлектором.

19. Очистите камеры сгорания от нагара.

20. Удалите с поверхности прилегания головки к блоку цилиндров нагар и остатки масла.

Внимание
Запрещается очищать привалочную поверхность головки металлическими щетками или наждачной бумагой. Пользуйтесь лопаткой из твердого дерева или пластмассы, предварительно размягчив нагар растворителем или керосином.

21. Осмотрите головку блока. Если на ней есть трещины или следы прогара в камерах сгорания, замените головку.

22. Проверьте с помощью щупа и металлической линейки, установленной на ребро, плоскостность поверхности прилегания головки к блоку. Замените головку, если зазор больше 0,1 мм.

Проверку плоскостности поверхности головки блока проводите в продольном и поперечном направлениях, а также по диагоналям.

23. Проверьте плоскостность приваленных поверхностей головки блока под модуль впуска...

24. ...и катколлектор. Неплоскостность этих поверхностей не должна превышать 0,1 мм.

При таких неисправностях, как нарушение герметичности каналов рубашки системы охлаждения или коробление привалочных поверхностей, головка блока подлежит замене.

ГБЦ заменяют в сборе с корпусом подшипников, так как их обрабатывают в сборе.

25. Осмотрите клапаны. Трещины или прогары на тарелках клапанов не допускаются. При наличии повреждений замените клапан.

Для предотвращения завоздушивания каналов подвода масла к гидротолкателям, во входном масляном канале ГБЦ установлен обратный клапан. Благодаря этому, после остановки двигателя из каналов, идущих от масляного насоса, масло постепенно стекает в масляный картер, а каналы подвода масла к гидротолкателям при этом все равно остаются заполненными. Герметичность обратного клапана очень важна для работы гидротолкателей.

Для проверки обратного клапана снимите распредвалы и гидротолкатели. Погрузите нижнюю плоскость ГБЦ в ёмкость с водой (верхняя поверхность головки должна остаться над уровнем воды).

Подайте в выходное отверстие масляной магистрали (показано стрелкой) сжатый воздух под давлением 0,5-1,0 кгс/м2.

Отсутствие пузырьков воздуха из входного отверстия масляной магистрали (показано стрелкой) в течение 10 с свидетельствует о герметичности обратного клапана. При наличии пузырьков очистьте или замените детали обратного клапана.

После окончания проверки продуйте каналы ГБЦ сжатым воздухом.

26. Для проверки герметичности клапанов положите головку набок и залейте керосин в тот канал, который вы проверяете. Если в течение трех минут керосин не просочится в камеру сгорания, клапан можно считать герметичным. В противном случае притрите или замените клапаны.

27. Для правильной затяжки болтов ГБЦ удалите из резьбовых отверстий масло или охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки.

28. Проверьте наличие двух установочных втулок в гнездах крайних отверстий блока цилиндров под болты крепления головки.

Если при снятии головки втулки остались в головке или вышли из гнезд блока, запрессуйте их в блок до упора.

29. Очистите и обезжирьте привалоч-ные поверхности головки блока и блока цилиндров (они должны быть чистыми и сухими).

прокладка гбц

30. Установите на блок новую прокладку ГБЦ (прокладка должна быть чистой и сухой) по установочным втулкам.

31. Установите головку на блок, предварительно убедившись, что коленвал находится в положении ВМТ.

32. Окуните болты крепления головки в ёмкость с моторным маслом. Выньте болты и дайте стечь излишкам масла, выдержав болты не менее 30 мин. Вставьте болты в отверстия и вверните их до упора усилием руки.

ВНИМАНИЕ

На двигателе ВАЗ-21129 применены болты крепления головки блока М10х1,25 (21120-1003271-01) длиной 98 мм без учета высоты головки. Болты крепления головки вытягиваются при многократном использовании. Болты, длина которых больше указанного значения замените новыми.

33. Затяните болты ГБЦ в последовательности, указанной на рисунке в три этапа:

1- й - моментом 20-25 Н-м;

2- й - доверните болты на 90°;

аорядок затяжки болтов гбц
Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров

3-й - окончательно доверните болты на 90°.

34. Установите на ГБЦ снятые детали и подсоедините к ней шланги и провода в порядке, обратном снятию.

Перед установкой крышки ГБЦ нанесите на корпус подшипников распределительного вала герметик для фланцевых соединений АН-501 или Loctite 574 непрерывным валиком шириной 1,5-2 мм.

Пускать двигатель разрешается не ранее чем через один час после нанесения герметика.

Видео