Шины и колёса - характеристики, особенности, давление


Примечание:
См. также Замена колеса

Шины - единственный элемент автомобиля, который находится в постоянном контакте с дорогой, поэтому очень важно следить за исправностью шин Вашего автомобиля.

Диски колес не должны иметь деформаций, трещин и других повреждений.

Установленные на автомобиле шины по размеру и допустимой нагрузке должны соответствовать модели автомобиля. Разрывы, вздутия боковин не допускаются. Шины не должны иметь сквозных повреждений или расслоений и следов неравномерного износа протектора.

Допустимая степень износа шин: Остаточная глубина протектора должна быть не менее 1,6 мм.

При установке шин с направленным дорожным рисунком протектора, который можно определить по стрелке на боковинах, необходимо проверить соответствие совпадения стрелок и направления вращения колёс.

Периодически проверяйте давление воздуха в шинах манометром. Эксплуатация шин с давлением, отличающимся от рекомендованного (см. таблицу 1), приводит к их преждевременному износу, а также к ухудшению устойчивости и управляемости автомобиля. Если наблюдается постоянное падение давления воздуха в шине, проверьте, нет ли утечки воздуха через золотник вентиля. В случае утечки воздуха доверните золотник, а если это не поможет, замените его новым.

Если давление падает при исправном золотнике, то необходимо отремонтировать шину.

Во избежание повреждения герметизирующего слоя шины демонтаж и монтаж ее проводите с помощью специального приспособления или у дилеров. Чтобы не нарушить балансировку колеса, перед разбортовкой сделайте отметку мелом на шине против вентиля, а при монтаже установите шину по этой метке.

После установки новых шин обязательно отбалансируйте колеса у дилеров.

Для обеспечения равномерного износа шин переставляйте колеса как показано на рисунке 1.


Рис. 1. Схема перестановки колес

При эксплуатации автомобиля избегайте притирания колес к бордюрам дорог и быстрой езды по дорогам с нарушенным покрытием (выбоины, ухабы и т.д.), так как повреждение обода колеса может вызвать не только его дисбаланс, но и потерю герметичности бескамерных шин. При появлении во время движения вибраций проверьте балансировку колес у дилеров. При комплектации автомобиля колесами размерностью 16 и 17 дюймов запасное колесо размерностью 15 дюймов (185/65 R15 88H) является колесом для временного использования. Перед его установкой переведите выключатель зажигания в положение «STOP» на не менее, чем 5 минут. Начинайте движение плавно без пробуксовок. Необходимо осторожно управлять автомобилем с установленным колесом для временного использования, максимально допустимая скорость указана на табличке запасного колеса временного использования. Необходимо как можно скорее отремонтировать или купить новую шину той же марки, размера, типа и рисунка протектора, что и остальные шины. Недопустима эксплуатация автомобиля с установленным на нем более чем одним запасным колесом для временного использования. Допускается применение зимних шин (M+S) вышеуказанных размерностей и индексом Q с соответствующим ограничением максимальной скорости автомобиля (до 160 км/ч).

Таблица 1

Модификация и исполнение автомобиля Размерность шин с индексами грузоподъемности и скорости1, 2 Технические данные применяемых колёс
DIA,3 мм PCD,4 мм Количество крепежных отверстий, шт. Ширина обода (в дюймах) Вылет обода (ЕТ)5, мм Давление воздуха в шинах, спереди/сзади, МПа (кгс/см2)
Устанавливается производителем (штатные)
Vesta,
Vesta SW
185/65R15 88/92H 60,1 100 4 6J 50 0,22/0,22 (2,2/2,2)
195/55R16 87/91H
Vesta Cross,
Vesta SW Cross
205/50R17 89V 61/2J 43
205/50R17 93W
Допускается устанавливать при эксплуатации
Vesta,
Vesta SW
185/65R15 88/92H, T 60,1 100 4 5J, 51/2J, 6J, 61/2J 50 0,22/0,22 (2,2/2,2)
195/55R16 87/91H, T 51/2J, 6J, 61/2J
Vesta Cross,
Vesta SW Cross
205/50R17 89H, V 43
205/50R17 93W

1 - Допускается применение зимних шин вышеуказанных размерностей и индексом Q с соответствующим ограничением максимальной скорости автомобиля (до 160 км/ч).
2 - Индексы скорости: Т – до 190 км/ч, Н – до 210 км/ч, V – до 240 км/ч, W – до 270 км/ч. Индексы грузоподъемности: 87–545 кг, 88–560 кг, 89–580 кг, 91–615 кг, 93–650 кг.
3 - DIA – диаметр центрального отверстия колеса.
4 - PCD – диаметр расположения крепежных отверстий колеса.
5 - Вылет обода (ЕТ) – расстояние от привалочной плоскости диска до середины обода.

Для сохранения первоначального уровня устойчивости, управляемости, виброакустических показателей, расхода топлива устанавливайте на автомобиль шины и колеса только той размерности (шины желательно той же модели), что были установлены на новом автомобиле.

Вопрос: Сколько весит колесо от Весты?
- Вес колеса зависит от радиуса, установленной резины и типа диска. Ориентировочно сняряженное колесо Vesta Cross 17 дюймов, на штатном литом диске весит около 20 кг.

Крепление колеса (болты колёс)

Таблица 2

Количество болтов, шт. Резьба болта Длина цилиндрической части болта, мм Размер шестигранника головки болта под ключ, мм Класс прочности болта, не менее Момент затяжки болта, Н*м
4 М12x1,5 24,5+0,5 17 9,8 105±15 %

Система контроля давления в шинах TPMS

В вариантном исполнении автомобиль оснащен системой контроля давления в шинах (TPMS).

Принцип действия: каждое колесо (кроме запасного) имеет встроенный в клапан датчик, который регулярно замеряет давление в шине во время движения. Когда система обнаруживает недостаточное давление воздуха в шинах (спущенное колесо, прокол шины и т.п.), загорается сигнализатор Продолжение движения при низком давлении в шинах может привести к их перегреву и механическому разрушению. Необходимо, соблюдая меры осторожности, остановить автомобиль, проверить состояние шин и довести уровень давления в них до нормы. Накачку шины следует производить при включенном зажигании рекомендованным давлением, после чего сигнализатор должен выключиться.

При включении зажигания сигнализатор независимо от состояния давления в шинах включается в режиме тестирования на несколько секунд, затем гаснет.

При обнаружении неисправности системы (потеря связи с датчиком колеса, выход из строя приемника и т.д.) сигнализатор мигает около минуты, затем остается включенным. Обратите внимание, что использование системы TPMS не означает отсутствие необходимости правильного обслуживания шин или поддержания в них надлежащего давления.

Запасное колесо не оснащено датчиком контроля снижения давления в шине и при его использовании сигнализатор будет включен. Двигаться следует соблюдая меры осторожности до устранения неисправности.

Примечание. Чтобы заменить шины и узнать о совместимом с системой дополнительном оборудовании, а также о его наличии, обратитесь к дилеру LADA. Использование любого другого оборудования может нарушить работу системы.

Давление в шинах

Не забывайте регулярно проверять давление воздуха в шинах, так как эксплуатация шин с давлением, отличающимся от рекомендованного (см. таблицу выше) приводит к их преждевременному износу, увеличению расхода топлива, а также к ухудшению устойчивости и управляемости автомобиля.

Предупреждение!
Разница давления на одной оси всего на 0,02-0,03 МПа ухудшает управляемость, а при экстренном торможении может привести к заносу!

Контроль давления в шинах следует проводить:
• после перестановки колес;
• после замены колеса;
• в вариантном исполнении при изменении эталонного значения системы контроля давления в шинах TPMS (см. подраздел «Бортовой компьютер» )

Внимание!
Никогда не выпускайте воздух из нагретых шин для приведения давления в норму.

При эксплуатации автомобиля с полной загрузкой (максимальная разрешенная масса автомобиля с грузом) с прицепом, давление в шинах следует увеличить на 0,02 МПа (0,2 кгс/см2) от рекомендованного.

Если наблюдается постоянное падение давления воздуха в шине, проверьте, нет ли утечки воздуха через золотник вентиля. В случае утечки воздуха доверните золотник, а если это не поможет, замените его новым.

Если давление падает при исправном золотнике, то необходимо отремонтировать шину.

Колёса модификации Vesta Sport

Колёса спортивного седана полностью утратили взаимозаменяемость с базовой моделью Весты. Из-за возросших нагрузок диски колес прикрепляются к ступицам пятью болтами, оси которых расположены по окружности (PCD) 114,3 мм, а диаметр центрального отверстия составляет 66,1 мм. Для сравнения: у остальных моделей Весты диски прикручиваются четырьмя болтами, а окружность осей болтов (100 мм) и диаметр центрального отверстия (60,1 мм) одинаковы с моделями, построенными на платформе В0: Ларгусом, XRAY, Renault Logan и Sandero. Однако «разболтовка» колес Лады Весты Спорт не оригинальна: такая же размерность крепления дисков часто встречается на моделях Renault, в том числе популярных в России. Например, данный диаметр окружности осей пяти болтов PCD и размер центрального отверстия DIA появился на машинах Renault Megane третьего (2008 год) и четвертого (2016 год) поколений. Правда, у них вылет колесного диска (ЕТ) составляет 47-49 мм, а у спортивной Весты — 50 мм. Полностью аналогичные по обоим посадочным диаметрам и 50-мм вылету диски устанавливались на основные модификации выпускавшихся в нашей стране автомобилей Renault семейств Duster, Kaptur и Arkana, а также на аналогичный модели Duster Nissan Terrano III образца 2013 года.
Видео