Система электронного контроля устойчивости ESC
(системы коррекции и помощи при вождении - ABS, EBD и пр.)


В вариантном исполнении автомобили оснащаются системой электронного контроля устойчивости (ESC - Electronic Stability Control), которая выполняет следующие функции:
• антиблокировочную систему тормозов (ABS - Antilock Braking System);
• распределения тормозных сил (EBD - Electronic Brake Force Distribution);
• вспомогательного торможения (BA - Brake Assist);
• контроля устойчивости (VDC - Vehicle Dynamic Control);
• противобуксовочную (TC - Traction Control);
• предотвращения скатывания автомобиля при трогании на подъеме (ННС - Hill Hold Control);
• включения аварийной сигнализации при экстренном торможении (AHW - Automatic Hazard Warning).

Функция ABS предотвращает блокировку колес при торможении, обеспечивая тем самым сохранение устойчивости и управляемости автомобиля, а также минимальный тормозной путь практически в любых дорожных условиях. Однако при торможении на дороге с неровным или рыхлым покрытием (гравий, песок, неукатанный снег) может произойти некоторое увеличение тормозного пути по сравнению с торможением в техже условиях с заблокированными колёсами. Торможение, регулируемое ABS, начинается со скорости более 5-8 км/ч и сопровождается незначительной пульсацией педали тормоза и характерным шумом исполнительных механизмов. ABS прекращает регулирование при снижении скорости автомобиля до 3-5 км/ч.

При экстренном торможении максимально быстро и с максимальным усилием нажимайте на педаль тормоза и не отпускайте ее до конца торможения. При изменении направления движения во время торможения также не отпускайте педаль тормоза.

Прерывистое торможение (отпускание и повторное нажатие педали тормоза) при исправной ABS увеличивает тормозной путь.

Индикация состояния ABS осуществляется сигнализатором «ABS» . Сигнализатор загорается желтым светом при включении зажигания и после запуска двигателя гаснет (режим самотестирования). Если сигнализатор не гаснет после пуска двигателя или загорается во время движения автомобиля, это свидетельствует о неисправности антиблокировочной системы.

Предупреждение!
Постоянно горящий сигнализатор свидетельствует о неисправности ABS, устранение которой необходимо проводить только у дилеров LADA.

При возникновении неисправности ABS работа гидравлического привода тормозов не нарушается, и сохраняется возможность торможения как на автомобиле без ABS.

ABS выполняет также дополнительную функцию распределения тормозных сил (EBD - Electronic Brake Force Distribution).храняется возможность торможения как на автомобиле без ABS.

Функция EBD обеспечивает оптимальное соотношение тормозных сил передних и задних колес автомобиля при нерегулируемом ABS торможении и при неисправности ABS.

Индикация состояния EBD осуществляется сигнализатором «Отказ тормоза» . Сигнализатор загорается красным светом при включении зажигания и после запуска двигателя гаснет (режим самотестирования).

Одновременное загорание сигнализаторов «ABS» и «Отказ тормоза» , за исключением режима самотестирования при включении зажигания, свидетельствует о неисправности ABS и EBD. В этом случае при торможении возможна преждевременная блокировка задних колес и опасный занос автомобиля. Движение автомобиля с горящим сигнализатором запрещается. Неисправность должна быть устранена у дилеров как можно быстрее. Доставку автомобиля к дилеру для диагностики и ремонта осуществляйте эвакуатором.

Функция ВА распознает по высокой скорости нажатия педали тормоза необходимость экстренного торможения и автоматически увеличивает давление в гидравлическом приводе тормозов до уровня, обеспечивающего максимальную эффективность торможения в течение всего времени, пока нажата педаль тормоза.

Функция ESC в любых дорожных условиях при отклонении автомобиля от заданной водителем траектории движения (снос или занос) автоматически притормаживает одно или несколько колес и, при необходимости, уменьшает крутящий момент двигателя, тем самым компенсируя отклонение и сохраняя устойчивость и управляемость автомобиля.

Функция ВА распознает по высокой скорости нажатия педали тормоза необходимость экстренного торможения и автоматически увеличивает давление в гидравлическом приводе тормозов до уровня, обеспечивающего максимальную эффективность торможения в течение всего времени, пока нажата педаль тормоза.

Функция VDC в любых дорожных условиях при отклонении автомобиля от заданной водителем траектории движения (снос или занос) автоматически притормаживает одно или несколько колес и при необходимости уменьшает крутящий момент двигателя, тем самым сохраняет устойчивость и управляемость автомобиля.

Функция ТС оптимизирует пробуксовку колес при трогании и разгоне за счет притормаживания буксующего колеса и, при необходимости, уменьшения крутящего момента двигателя.

Примечание. Срабатывание VDC и ТС сопровождается характерным шумом исполнительных механизмов.

Предупреждение!
Срабатывание VDC и ТС свидетельствует о достижении предела сцепления шин с дорожным покрытием. Во избежание потери управления автомобилем Вы должны приспособить свой стиль вождения к действительным дорожным условиям.

Внимание!
Для автомобилей с автоматической трансмиссией при предельных режимах и при постоянном или увеличивающемся нажатии на педаль акселератора возможен переход коробки передач в режим «заморозки» передаточного отношения. Это является не неисправностью, а защитной функцией коробки передач для предотвращения ее выхода из строя при движении с большой нагрузкой на дорогах с переменным сцеплением. Для выхода из данного режима рекомендуется снять ногу с педали акселератора, затем продолжать дальнейшее движение в режиме, наиболее соответствующем дорожным условиям.

После пуска двигателя ESC и ТС включаются автоматически.

Функция ННС предотвращает скатывание автомобиля при трогании передним или задним ходом на подъёме.

При остановке на подъёме с уклоном более 4% удерживайте нажатой педаль тормоза с усилием, достаточным для обеспечения неподвижности автомобиля. При последующем отпускании педали тормоза, при включенной передаче, функция ННС сохраняет давление в гидравлическом приводе тормозов в течение не более 2 секунд, позволяя начать движение без скатывания автомобиля под уклон.

Срабатывание ННС может сопровождаться характерным шумом исполнительных механизмов.

Функция ННС не работает при:
• остановке длительностью менее 1 секунды:
• трогании передним или задним ходом на спуске;
• трогании на подъемах с уклоном менее 4 %:
• использовании стояночного тормоза:
• неисправности функций VDC и ТС.
• установке рычага переключения передач МКП в нейтральное положение;

Функция AHW автоматически включает аварийную сигнализацию при экстренном торможении и срабатывании системы ВА.

ОТКЛЮЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО КОНТРОЛЯ УСТОЙЧИВОСТИ ESC

В ситуациях, когда система электронного контроля устойчивости ограничивает возможность движения в сложных дорожных условиях (рыхлый снег, грязь, песок), рекомендуется:
• заблаговременно оценить дорожную ситуацию и при отсутствии уверенности преодоления сложного участка отказаться от движения по этому участку и найти объезд:
• заранее отработать навыки вождения по сложным участкам на закрытых трассах;
• использовать шины, соответствующие сезону и условиям эксплуатации;
• избегать пробуксовки колес;
• избегать бокового скольжения передней и задней осей, особенно во время преодоления подъёма;
• избегать поворотов рулевого колеса на большие углы и по возможности придерживаться прямолинейного движения;
• преодолевать сложный участок с постоянной скоростью без остановки, заранее выбрав скорость и траекторию движения.

При необходимости можно отключить часть функций (VDC и ТС) системы электронного контроля устойчивости. Для этого в вариантном исполнении нажмите на клавишу выключателя «ESC OFF» 1 и удерживайте в нажатом положении в течение 0.5-1 секунды.


Для Vesta


Для Vesta NG

Примечание. Отключение функций действует только при скорости автомобиля менее 50 км/ч. (для Vesta) и менее 57 км/ч. (для Vesta NG)

Обратное включение функций VDC и ТС а вариантном исполнении производится кратковременным нажатием на клавишу выключателя «ESC OFF» или произойдёт автоматически после пуска двигателя или при достижении скорости 50 км/ч. (для Vesta) и 57 км/ч. (для Vesta NG)

Индикация состояния функций VDC и ТС осуществляется в комбинации приборов сигнализаторами и которые загораются при включении зажигания примерно на две секунды и затем гаснут (режим «самотестирования»). Мигание сигнализатора во время движения автомобиля свидетельствует о срабатывании функций VDC и ТС системы электронного контроля устойчивости. При отключённых функциях VDC и ТС сигнализатор горит постоянным светом.

Предупреждение!
• Если сигнализатор не гаснет после пуска двигателя или загорается постоянным светом во время движения автомобиля, это свидетельствует о неисправности функций VDC и ТС системы электронного контроля устойчивости. Необходимо как можно скорее обратиться к дилеру LADA для диагностики и устранения неисправности.
• Во избежание ограничения работоспособности функций ABS, EBD, VDC и ТС не устанавливайте на автомобиль шины разной размерности (за исключением кратковременного использования запасного колеса).

Видео