Система пассивной безопасности, подушки безопасности, схема, распиновка
Примечание:
Более подробно о работе подушек безопасности см. тут
Снятие подушки безопаности водителя см. тут
Ваш автомобиль оборудован системой пассивной безопасности (СПБ). В зависимости от комплектации автомобиля СПБ включает в себя:
- Диагонально-поясные ремни безопасности с запирающим устройством инерционного типа для всех посадочных мест.
- Диагонально-поясные ремни безопасности с запирающим устройством инерционного типа, с устройством предварительного натяжения и ограничения нагрузки для водителя и переднего пассажира (в вариантном исполнении).
- Подушкой безопасности водителя.
- Подушкой безопасности переднего пассажира (в вариантном исполнении).
- Боковыми подушками безопасности водителя и переднего пассажира (в вариантном исполнении).
- Система оповещения о непристёгнутом ремне безопасности водителя.
- Система оповещения о непристёгнутом ремне безопасности переднего пассажира (в вариантном исполнении).
- Блок управления и датчик фронтального удара.
- Датчики бокового удара (в вариантном исполнении).
- Выключатель фронтальной подушки безопасности переднего пассажира (в вариантном исполнении).
Схема устройства системы пассивной безопасности (в вариантном исполнении):
1 – боковые подушки безопасности (в вариантном исполнении); 2 – ремни безопасности водителя и переднего пассажира; 3 – фронтальная подушка безопасности водителя; 4 – фронтальная подушка безопасности пассажира (в вари-антном исполнении); 5 – выключатель фронтальной подушки безопасности пассажира (в вариантном исполнении); 6 – электронный блок управления системой пассивной безопасности с встроенным датчиком фронтального удара; 7 – датчики бокового удара (в вариантном исполнении); 8 – преднатяжители ремней безопасности (в вариантном исполнении); 9 – замки ремней безопасности .
Фронтальные подушки безопасности предназначены для защиты водителя и переднего пассажира при фронтальном столкновении, при котором достаточная защита не может быть обеспечена одними только ремнями безопасности.
Боковые подушки безопасности обеспечивают дополнительную защиту в случае бокового столкновения.
При любом столкновении датчики рот истрируют замедление транспортного средства. Если степень замедления будет достаточно высокой (равной или превышающей значение, заложенное в память блока управления системой пассивной безопасности), то блок управления приводит в действие последовательно пиропатроны ремней безопасности (система преднатяжения ремней) и подушек безопасности.
При раскрытии подушки безопасности опасность от раничения видимости для водителя практически отсутствует, так как она наполняется и сдувается за короткий промежуток времени.
Предупреждение
• Подушки безопасности обеспечивают оптимальную защиту при правильной установке положения сиденья, спинки сиденья и подголовника. Вся спина должна опираться на спинку сиденья, а сиденье должно быть отодвинуто назад настолько, насколько это практически удобно водителю, чтобы в вертикальном сидячем положении слегка согнутыми в локтях руками можно было держать рулевое колесо. Сиденье переднего пассажира максимально отодвинуть назад и привести спинку в вертикальное положение так, чтобы не испытывать дискомфорт. Ремни безопасности должны быть пристёгнуты и отрегулированы по росту человека.
• Система пассивной безопасности водителя и переднего пассажира является автономным устройством разового использования. После срабатывания блок управления, модули надувных подушек безопасности и ремни безопасности с устройством предварительного натяжения подлежат обязательной замене у дилера LADA.
В зависимости от силы и направления удара возможны следующие варианты срабатывания подушек безопасности:
- При слабом фронтальном или боковом столкновении, переворачивании, наезде колесом на невысокое препятствие (бордюр, яма и т. д.), падении автомобиля с невысокого выступа срабатывает блокировка ремней безопасности запирающим устройством инерционного типа.
- При фронтальном или боковом столкновении средней силы дополнительно срабатывает устройство предварительного натяжения ремней безопасности водителя и переднего пассажира.
- При сильном фронтальном столкновении дополнительно надуваются подушки безопасности водителя и переднего пассажира.
- При сильном боковом столкновении дополнительно надувается боковая подушка безопасности водителя или переднего пассажира.
ВНИМАНИЕ!
• Подушки безопасности, а также устройства предварительного натяжения ремней безопасности водителя и переднего пассажира срабатывают только при включенном зажигании.
• Фронтальные подушки безопасности срабатывают, если датчик замедления регистрирует фронтальное столкновение с перегрузкой, достаточной для раскрытия подушек безопасности.
• Подушки безопасности, а также устройства предварительного натяжения ремней безопасности водителя и переднего пассажира срабатывают независимо от того, находится на сиденье человек или нет.
• Подушки безопасности, а также устройства предварительного натяжения ремней безопасности водителя и переднего пассажира могут сработать при ударе сзади, переворачивании, ударе по кузову автомобиля, наезде на бордюр, попадании колеса в яму, падении автомобиля с выступа ит.д., если автомобиль будет испытывать воздействия аналогичные тем, которым он подвергается при фронтальном столкновении с определенными условиями.
• Во всех случаях, требующих ремонта, диагностики или замены компонентов СПБ, а также рулевого колеса, панели приборов и (или) сидений с боковыми подушками безопасности, обращайтесь к дилеру LADA.
• Запрещается самовольное вмешательство в СПБ. Все работы по ней должны выполняться только у дилера LADA.
• При утилизации автомобиля обязательно обратитесь к дилеру LADA для демонтажа компонентов СПБ.
Внимание. К работе с автомобилями, оборудованными системой надувных подушек безопасности (СНПБ), допускается только обученный персонал.
Неправильное обращение, хранение, транспортировка, установка или демонтаж компонентов СНПБ могут привести к непредусмотренному их срабатыванию и травмированию людей или к нарушению нормального функционирования системы в целом.
Компоненты системы подушек безопасности одноразового действия. Сработавшие в результате ДТП или иного происшествия модуль надувной подушки безопасности водителя, модуль надувной подушки безопасности пассажира (МНПБП), боковые надувные подушки безопасности (БНПБ), ремни безопасности с устройством предварительного натяжения, блок управления системы надувных подушек безопасности (БУСНПБ) необходимо заменить. При срабатывании модуля подушки безопасности на автомобиле обязательной замене подлежат также рулевое колесо и соединитель с устройством вращающимся.
Компоненты системы подушек безопасности и ремни безопасности с устройством предварительного натяжения), сработавшие или не сработавшие, но со следами повреждений, подлежат замене. Допускается устанавливать компоненты системы соответствующие только модели данного автомобиля.
При повреждении рулевого колеса с модуля подушки безопасности водителя замене подлежит рулевое колесо.
Как узнать установлены ли подушки безопасности и какие?
Наличие системы подушек безопасности на автомобиле подтверждается надписью "AIRBAG" на крышке модуля надувной подушки безопасности водителя, установленного на рулевом колесе, надписью "AIRBAG" на панели приборов со стороны переднего пассажира и этикетками "AIRBAG", вшитыми в обивки спинок передних сидений.
Устройство
1. Система надувных подушек безопасности является дополнительным средством защиты водителя и пассажира, пристегнутых ремнями безопасности, и предназначена для снижения тяжести их травмирования при фронтальных (±30 градусов) столкновениях автомобиля в дорожно-транспортных происшествиях. Подушка безопасности срабатывает в зависимости от силы столкновения автомобиля с различными препятствиями.
Система подушек безопасности, в случае штатного срабатывания в аварийной ситуации запускается вне зависимости от состояния пристегивания водителя или переднего пассажира ремнём безопасности. Поэтому, использование ремней безопасности водителем и передним пассажиром является обязательным условием эффективной работы системы подушек безопасности.
Система подушек безопасности начинает функционировать после включения зажигания и управляется электронным блоком с функцией самодиагностики.
Срабатывание системы осуществляется подачей электрического сигнала от блока управления на модули надувных подушек безопасности и ремни безопасности с устройством предварительного натяжения.
2. В состав 6-канальной системы подушек безопасности входят следующие элементы:
- модуль надувной подушки безопасности водителя (МНПБВ);
- модуль надувной подушки безопасности пассажира (МНПБП);
- боковые надувные подушки безопасности (БНПБ);
- ремни безопасности с устройством предварительного натяжения;
- датчики бокового удара (ДБУ);
- блок управления системы надувных подушек безопасности (БУСНПБ);
- выключатель подушки безопасности пассажира;
- датчики непристегнутых ремней безопасности водителя и переднего пассажира;
- датчик присутствия пассажира;
- сигнализаторы режимов работы системы подушек безопасности
3. Состояние системы подушек безопасности отображается сигнализатором диагностики (символоранжевого цвета), расположенным в комбинации приборов, который после включения зажигания, при отсутствии неисправностей, должен включиться на 6-8 секунд и выключится.
В системе подушек безопасности имеется неисправность, если:
- при включении зажигания после 6-8 секундного горения сигнализатор не выключается и продолжает гореть;
- сигнализатор включается во время эксплуатации автомобиля и продолжает гореть;
Состояние ремня безопасности водителя отображается сигнализатором, расположенным в комбинации приборов.
Управление сигнализатором диагностики и сигнализатором непристегнутого ремня безопасности осуществляется по шине CAN.
Состояние ремня безопасности пассажира и статус подушки безопасности пассажира отображается соответственно сигнализаторами и , расположенными в блоке освещения салона (БОС).
4. Обмен данными между блокос управления подушками безопасности и блоками управления других систем автомобиля осуществляется по шине CAN.
Принципиальная схема 6-канальной системы надувных подушек безопасности автомобилей LADA VESTA
Рисунок 4-1 - Принципиальная схема 6-канальной СНПБ автомобилей LADA VESTA: 51 - ЦБКЭ; 92 - выключатель подушки безопасности пассажира; 96 - надувная подушка безопасности водителя; 98 - датчик непристегнутого ремня водителя; 99 - датчик непри-стегнутого ремня пассажира; 100 - преднатяжитель ремня водителя; 101 - преднатяжитель ремня пассажира; 102 - надувная подушка безопасности пассажира; 103 - датчик бокового удара водителя; 104 - датчик бокового удара пассажира; 105 - датчик присутствия пассажира; 107 - блок управления системой подушек безопасности; 108 - боковая подушка безопасности водителя; 109 - боковая подушка безопасности пассажира; 184 - терминальный блок (ЭБУ) ЭРА-ГЛОНАСС; 185 - блок освещения салона с интерфейсом ЭРА-ГЛОНАСС; 189 - предохранитель 15А (F21); 204 - предохранитель 5A (F17)
Назначение контактов разъёма блока управления 6-канальной системы подушек безопасности .
Таблица 4-1 - Назначение контактов разъёмов БУСНПБ
Контакт |
Цепь |
Разъем А (20 контактов) | |
1 |
Вход / выход. Шина CAN (Н - линия) |
2 |
Выход. Датчик бокового удара водителя (+) |
3 |
Выход. Датчик бокового удара пассажира (+) |
4 |
Выход. Фронтальная подушка безопасности пассажира (+) |
5 |
Выход. Преднатяжитель ремня безопасности пассажира (+) |
6 |
Выход. Фронтальная подушка безопасности водителя (+) |
7 |
Выход. Преднатяжитель ремня безопасности водителя (+) |
8 |
Выход. Сигнал уведомления о событии (ENS) |
9 |
Выход. Индикатор статуса подушки безопасности пассажира (PADI) |
10 |
Вход. Напряжения питания +12В (Клемма "15") |
11 |
Вход / выход. Шина CAN (L - линия) |
12 |
Выход. Датчик бокового удара водителя (-) |
13 |
Выход. Датчик бокового удара пассажира (-) |
14 |
Выход. Фронтальная подушка безопасности пассажира (-) |
15 |
Выход. Преднатяжитель ремня безопасности пассажира (-) |
16 |
Выход. Фронтальная подушка безопасности водителя (-) |
17 |
Выход. Преднатяжитель ремня безопасности водителя (-) |
18 |
Выход. Индикатор ремня безопасности при наличии пассажира (PBS OSWI) |
19 |
Вход. Выключатель ремня безопасности водителя (DBS) |
20 |
Вход. "Масса" |
Разъем В (16 контактов) | |
1 |
Выход. Боковая подушка безопасности водителя (+) |
2 |
Выход. Боковая подушка безопасности пассажира (+) |
6 |
Вход. Выключатель ремня безопасности и датчик наличия пассажира (PBS SBRS) |
9 |
Выход. Боковая подушка безопасности водителя (-) |
10 |
Выход. Боковая подушка безопасности пассажира (-) |
14 |
Вход. Выключатель подушки безопасности пассажира (ACS) |
Меры безопасности при работе с системой подушек безопасности
Внимание. При проведении ремонтных и регламентных работ на автомобилях, оборудованных СНПБ, выключатель зажигания должен быть в состоянии "ВЫКЛЮЧЕНО", клемма провода "массы" должна быть отсоединена от аккумуляторной батареи.
Во время проведения диагностических работ отсоединение колодок жгутов проводов от электропотребителей и присоединение их обратно выполнять при выключенном зажигании.
Перед проверкой электропроводов системы подушек безопасности на короткое замыкание или обрыв необходимо отсоединить колодки жгутов проводов от модуля, боковой подушки, ремней безопасности с устройством предварительного натяжения и блока управления системы подушек безопасности .
Модули надувных подушек безопасности при нормальных условиях не оказывают вредного влияния на организм человека, но требуют мер предосторожности:
- необходимо осторожное обращение с компонентами системы;
- при извлечении компонентов системы подушек безопасности из оригинальной упаковки необходимо убедиться, что они не имеют механических повреждений;
При работе с компонентами системы подушек безопасности запрещается:
- оставлять компоненты без присмотра;
- направлять компоненты системы в сторону других лиц;
- поднимать компоненты за подсоединенные к ним провода;
- разбирать компоненты ;
- подключать компоненты к источнику энергии, за исключением случаев, описанных в данной инструкции;
- располагать компоненты вблизи открытого огня и источников тепла (обогревателей, печей);
- располагать компоненты рядом с жирами, кислотами, растворителями, горюче-смазочными и подобными материалами;
- располагать компоненты в местах проведения опасных работ (сварочных, окрасочных и т.п.);
- хранить компоненты при температуре выше +45 °C;
- устанавливать на автомобиль компоненты, имеющие механические повреждения;
- использовать электроинструменты, работающие от сети переменного тока при установке и снятии модулей надувных подушек безопасности и ремней безопасности с устройством предварительного натяжения;
- устанавливать на автомобиль компоненты после их падения с высоты более одного метра на твердую поверхность;
- размещать на крышках модулей надувных подушек безопасности какие-либо наклейки или предметы.
При случайном повреждении газогенератора модуля надувной подушки безопасности, повлекшим его разборку и рассыпание пиротехнического вещества, необходимо локализовать место, преградив доступ всех лиц. Собрать составные части с применением инструмента, не вырабатывающего статического электричества. Лицо, выполняющее сбор составных частей должно быть в резиновых перчатках и защитных очках. Собранные составные части поместить в бумажный пакет вместе с перчатками, в которых производился сбор, далее поместить в изолятор брака в отдельный металлический контейнер с запирающейся крышкой. Все лица, находящиеся в контакте с частями раскрытого газогенератора, должны тщательно вымыть руки и лицо мыльным раствором в теплой воде.
При срабатывании компонентов системы подушек безопасности необходимо выждать около 30 минут для охлаждения компонентов. Произвести в зависимости от места нахождения компонентов операции по их подбору или демонтажу с автомобиля или его узла и поместить в изолятор брака (условия хранения обычные).
После окончания работы со сработавшими компонентами необходимо вымыть руки мыльным раствором в теплой воде.