Пользование механической коробкой передач (МКП)


Примечание:
Начало движения и особенности езды см. тут

См. также Пользование АМТ и Пользование АКП

Схема положений рычага переключения передач в механической коробке передач нанесена на его рукоятке, сверху (рис. 19):

1, 2, 3, 4, 5 - первая, вторая, третья, четвертая, пятая передачи.

R - передача заднего хода.

Нейтральное положение - между третьей и четвертой передачей.

Рис. 19. Рычаг переключения механической коробки передач

Перед пуском двигателя убедитесь, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.

Для включения передачи переднего хода выжмите педаль сцепления, не отпуская педали, произведите перемещение рычага в нейтральное положение, затем на выбранную передачу по траектории, указанной на схеме рукоятки. Для передачи крутящего момента от двигателя на колеса плавно отпустите педаль сцепления.

Управляйте КПП согласно схеме переключений, нанесенной на рукоятку. В нейтральном положении рычаг автоматически устанавливается в положение для включения III или IV передачи, из которого его можно переместить соответственно вперед (3) или назад (4). Для включения 1-й или 2-й передачи переместите рычаг влево до упора и затем соответственно вперед (1) или назад (2). Для включения 5-й передачи переместите рычаг вправо до упора и вперед.

Когда переключать передачи: При движении на дисплей бортового компьютера выводятся стрелки подсказывающие о необходимости переключения передач. Мигающая треугольная стрелка вверх ▲ информирует о необходимости перехода на более высокую передачу, стрелка (трегольник) вниз ▼ - на более низкую. Стрелки загораются, если частота вращения коленвала приближается к рекомендованному производителем значению для переключения передачи . Подсказки-стрелки могут сопровождаться звуковым сигналом, который включается или отключается в сервисном режиме бортового компьютера.

Настройку звуковых оповещений о необходимости переключения передачи на Vesta NG см. тут

Для включения передачи заднего хода полностью остановите автомобиль, нажмите на педаль сцепления и, выдержав паузу (не менее 3 секунд), отведите рычаг переключения передач из нейтрального положения вправо до упора и переместите его назад по ходу движения автомобиля.
При перемещении рычага в положение заднего хода включается фонарь заднего хода (при включенном зажигании).

Если включить передачу не удается, верните рычаг в нейтральное положение, отпустите педаль сцепления, затем выжмите сцепление снова и повторите попытку включения передачи. Обращайте внимание на полное выключение сцепления при переключении передач, для чего педаль сцепления следует отжимать до упора. Только после полного включения задней передачи отпускайте педаль сцепления и начинайте движение задним ходом. Эксплуатация автомобиля с недовключенной задней передачей может привести к повреждению деталей коробки передач.

ВНИМАНИЕ!

Включение задней передачи производится только на неподвижном автомобиле и не раньше, чем через три секунды после выжимания педали сцепления.

В МКП имеется механизм блокировки включения передачи заднего хода во время движения. Это предотвращает случайное включение задней скорости при выключении 5-й передачи. Включить передачу заднего хода можно только после перемещения рычага в нейтральное положение.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
При движении задним ходом обзор водителя сильно ограничен, поэтому перед началом движения необходимо убедиться в безопасности совершаемого маневра и отсутствии препятствий.

ВНИМАНИЕ!
• При переключении передач не прилагайте к рычагу переключения передач излишних усилий.
• При переключении передач педаль сцепления следует выжимать до упора для полного отключения сцепления. Иначе возможно затруднение, шум при переключении передач и повышенный износ деталей коробки передач.
• Эксплуатация автомобиля с недовключенной передачей может привести к повреждению деталей коробки передач.
• В процессе движения не держите длительное время руку на рукоятке переключения передач (кроме моментов переключения передач), это может привести к повреждению и преждевременному износу деталей привода переключения передач.

Чтобы избежать работы двигателя с излишне высокой частотой вращения коленчатого вала, своевременно переключайте передачи при движении автомобиля. Тем самым Вы уменьшите износ двигателя и снизите расход топлива.

На автомобиле с механической трансмиссией установлен гидропривод сцепления с механизмом компенсации износа накладок сцепления, благодаря которому исключена ручная регулировка привода за весь срок службы накладок. Во избежание пробуксовки сцепления, после переключения передачи и включения сцепления снимите ногу с педали.

ВНИМАНИЕ!
На автомобиле с механической трансмиссией в процессе движения не держите длительное время ногу на педали сцепления (кроме моментов пользования педалью), это может привести к повреждению и преждевременному износу деталей механизма сцепления.

Видео