Замена датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)


Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в потоке охлаждающей жидкости двигателя на термостате, на головке цилиндров (рис. 1.1-04).

Датчик температуры охлаждающей жидкости ввернут в корпус термостата (глушитель шума впуска для наглядности снят).


Рис. 1.1-04. Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости в подкапотном пространстве автомобилей семейства LADA VESTA:
1 - датчик температуры охлаждающей жидкости

Чувствительным элементом датчика температуры охлаждающей жидкости является термистор, т. е. резистор, электрическое сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры. Высокая температура вызывает низкое сопротивление, а низкая температура охлаждающей жидкости - высокое сопротивление (см. табл. 1.1-02). Контроллер выдает в цепь датчика температуры охлаждающей жидкости напряжение 5 В.

Температуру охлаждающей жидкости контроллер рассчитывает по падению напряжения на ДТОЖ. Падение напряжения относительно высокое на холодном двигателе и низкое на прогретом. Температура охлаждающей жидкости используется в большинстве функций управления двигателем.

При возникновении неисправности цепей ДТОЖ контроллер заносит в свою память ее код, включает сигнализатор и вентилятор системы охлаждения и рассчитывает значение температуры охлаждающей жидкости по специальному алгоритму.

Внимание. При работе с датчиком соблюдать осторожность. Повреждение датчика может привести к нарушению нормальной работы системы управления двигателем.

Таблица 1.1-02
Таблица зависимости сопротивления ДТОЖ от температуры охлаждающей жидкости (±2%)

Температура, °C

Сопрот., Ом

-40

100700

-30

52700

-20

28680

-15

21450

-10

16180

-5

12300

0

9420

+5

7280

+10

5670

+15

4450

+20

3520

+25

2796

+30

2238

+40

1459

+45

1188

+50

973

+60

667

+70

467

+80

332

+90

241

+100

177

Замена

Внимание
При работе с датчиком соблюдайте осторожность. Повреждение датчика может привести к нарушению нормальной работы системы управления двигателем.

1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумулятора.

2. Частично слейте жидкость из радиатора системы охлаждения.

Для замены датчика температуры полностью сливать охлаждающую жидкость не требуется.

При достаточном навыке исполнителя охлаждающую жидкость можно не сливать вовсе. Вывернув датчик, немедленно вверните на его место новый. Потеря жидкости при этом будет незначительной.

3. Снимите глушитель шума впуска. (см. тут)

4. Отожмите фиксатор колодки жгута проводов и отсоедините колодку отдатчика.

5. Выверните датчик из корпуса термостата.

6. Подсоедините тестер в режиме омметра к выводам датчика и измерьте сопротивление. Измерьте термометром температуру окружающего воздуха и сравните полученные значения с данными табл. 1.1-02. При отклонении сопротивления от нормы замените датчик.

7. Для измерения сопротивления на выводах датчика при различных температурных режимах опустите датчик в горячую воду и проверьте изменение его сопротивления по мере остывания воды, контролируя температуру воды термометром. Номинальные значения сопротивления при различных значениях температуры указаны в табл. 2.4. При отклонении сопротивления от нормы замените датчик.

8. Установите датчик в порядке, обратном снятию и затяните его моментом 10-15 Н м.

Соединение датчика с корпусом термостата уплотнено медной шайбой.

Видео