Система экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС) - описание, устройство, схемы, "прозвонка" цепей блока

Примечание:
Снятие блока показано тут
Расположение всех электронных блоков на автомобиле показано тут

На фото - ЭБУ ЭРА-ГЛОНАСС

блок эбу эра-глонасс

распиновка разъёма эбу эра-глонасс

1. Устройство

Система экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС) предназначена для автоматического (при аварии) и ручного вызова оператора системы ЭРА-ГЛОНАСС.

В состав системы ЭРА-ГЛОНАСС входят следующие компоненты:

- терминальный блок (ЭБУ) ЭРА-ГЛОНАСС;

- микрофон и громкоговоритель;

- кнопка вызова оператора системы ЭРА-ГЛОНАСС с нефиксированным положением (кнопка SOS);

- индикатор состояния системы ЭРА-ГЛОНАСС (символ Y красного цвета).

На автомобиле LADA VESTA блок ЭРА-ГЛОНАСС установлен на кронштейне поперечины панели приборов за вещевым ящиком.

В состав блока ЭРА-ГЛОНАСС входит резервная батарея, необходимая для обеспечения работоспособности системы в случае повреждения аккумуляторной батареи. При каждом включении зажигания производится контроль уровня заряда резервной батареи.

Микрофон, громкоговоритель, кнопка вызова оператора и индикатор состояния системы конструктивно расположены в блоке освещения салона (БОС).

При включении зажигания индикатор состояния системы ЭРА-ГЛОНАСС загорается на 5 секунд и затем гаснет. В других случаях постоянное горение индикатора указывает на наличие неисправности в системе ЭРА-ГЛОНАСС. После включения зажигания система проводит самодиагностику в течение 30 ч- 40 секунд и при обнаружении неисправности включает индикатор состояния системы ЭРА-ГЛОНАСС.

Кнопка SOS применяется для ручного вызова оператора системы ЭРА-ГЛОНАСС.

Обмен данными между блоком ЭРА-ГЛОНАСС и блоками управления других систем автомобиля осуществляется по шине CAN.

Система ЭРА-ГЛОНАСС имеет следующие режимы работы:

- режим автоматического экстренного вызова;

- режим ручного экстренного вызова;

- режим ожидания;

- режим "выключена".

Режим автоматического экстренного вызова

При срабатывании надувных подушек безопасности блок ЭРА-ГЛОНАСС получает соответствующий сигнал от БУ СНПБ. В этом случае система ЭРА-ГЛОНАСС формирует определенный набор данных, содержащий информацию о координатах и параметрах движения автомобиля в момент срабатывания СНПБ, время срабатывания СНПБ, VIN-код автомобиля и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования, и передает его оператору системы ЭРА-ГЛОНАСС.

После передачи необходимого набора данных производится дозвон оператору для осуществления голосовой связи. Во время дозвона кнопка SOS мигает красным цветом. При передаче необходимого набора данных и во время голосовой связи с оператором кнопка SOS непрерывно горит красным цветом.

При осуществлении голосовой связи система ЭРА-ГЛОНАСС отключает звуковоспроизведение штатной мультимедийной системы, если до момента экстренного вызова оно было.

Система ЭРА-ГЛОНАСС производит автоматический экстренный вызов только при включенном зажигании.

Режим ручного экстренного вызова

Ручной вызов возможен при включенном зажигании, а также при выключенном зажигании, если с момента выключения зажигания прошло менее 72 часов. Для осуществления ручного вызова необходимо нажать на кнопку SOS и удерживать ее в нажатом состоянии не менее 2 секунд. Алгоритм работы системы ЭРА-ГЛОНАСС при ручном экстренном вызове аналогичен алгоритму при автоматическом экстренном вызове.

Если во время дозвона (пока кнопка SOS мигает красным цветом) инициированного нажатием кнопки SOS, повторно нажать кнопку SOS и удерживать ее в нажатом состоянии не менее 2 секунд, то экстренный вызов будет отменен.

Режим ожидания

В данном режиме система находится, если не производится экстренный вызов и зажигание включено. В режиме ожидания система осуществляет прием сигналов навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, обменивается данными с блоками управления других систем автомобиля, вычисляет направление движения и координаты местонахождения автомобиля, проводит самодиагностику.

Режим "выключена"

В данном режиме система находится, если не производится экстренный вызов, зажигание выключено и с момента выключения зажигания прошло более 72 часов. В режиме "выключена" система ЭРА-ГЛОНАСС не реагирует на нажатие кнопки SOS. Выход из режима "выключена" производится при включении зажигания.

Процедура тестирования системы

Процедура тестирования предназначена для проверки работоспособности компонентов системы ЭРА-ГЛОНАСС: микрофона, громкоговорителя, индикатора состояния системы и других внутренних компонентов системы.

Для запуска режима тестирования выполнить следующие операции:

- перевести ключ в выключателе зажигания в положение "Зажигание включено" и подождать 1 минуту;

- в течение не более 5 секунд выполнить следующие операции: перевести ключ в выключателе зажигания в положение "+АСС" и затем трижды перевести ключ из положения "+АСС" в положение "Зажигание включено".

После 3-го включения зажигания система ЭРА-ГЛОНАСС перейдет в режим тестирования, при этом будет воспроизведена звуковая подсказка "Запущена процедура тестирования".

В ходе проведения процедуры тестирования производиться проверка работоспособности микрофона и громкоговорителя. После воспроизведения звуковой подсказки "Произнесите контрольную фразу" необходимо произнести любую фразу длительностью не более 5 секунд. После этого будет воспроизведена звуковая подсказка "Воспроизведение контрольной фразы" и затем будет воспроизведена произнесенная ранее фраза;

- если тестирование прошло успешно, то после воспроизведения звуковой подсказки "Введите результат проверки" необходимо в течение не более 3 секунд выполнить следующие операции: перевести ключ в выключателе зажигания в положение "+АСС" и затем в положение "Зажигание включено".

Принципиальная схема системы ЭРА-ГЛОНАСС автомобилей LADA VESTA приведена на рисунке 1 -1.

Назначение контактов разъёма блока ЭРА-ГЛОНАСС приведено в таблице 1-1.

электросхема эра-глонасс

Рисунок 1-1 - Принципиальная схема системы ЭРА-ГЛОНАСС автомобилей LADA VESTA: 51 - ЦБКЭ; 107 - блок управления СНПБ; 181 - антенна комбинированная; 183 - радиоаппарат; 184 - терминальный блок (ЭБУ) ЭРА-ГЛОНАСС; 185 - блок освещения салона с интерфейсом ЭРА-ГЛОНАСС; 211 - предохранитель 5А (F30); 219 - предохранитель 5А (F31); 232 - предохранитель 5А (F24)

Назначение контактов разъёма блока ЭРА-ГЛОНАСС приведено в таблице 1-1.

Таблица 1-1 - Назначение контактов разъёма ЭБУ ЭРА-ГЛОНАСС

Контакт

Цепь

А1

Вход. Напряжения питания +12В (Клемма "30")

А2

Вход. Напряжения питания +12В (Клемма "+АСС")

АЗ

Выход. Управление моторедукторами замков дверей (имитация кнопки)

А4

Выход. Сигнализатор кнопки "SERVICE"

А5

Выход. Сигнализатор кнопки "SOS"

А6

Вход / выход. Шина CAN (Н - линия)

А7

Вход / выход. Шина CAN (L - линия)

А8

Выход. Сигнал "MUTE"

А9

Вход. "Масса" (резерв)

А10

Вход. Напряжения питания +12В (Клемма "15")

А11

Выход. Клемма 15А (имитация клеммы "15")

А12

Выход. Управление предпусковым подогревателем (имитация кнопки)

А13

Вход. "Масса" БОС

А14

Выход. Громкоговоритель "+"

А15

Выход. Громкоговоритель

А16

Вход. Микрофон

А17

Вход. Микрофон "+" / Выход. Питание микрофона

А18

Резерв

А19

Микрофон (экран)

А20

Выход. Управление реле тревожного звукового сигнала

А21

Выход. Управление аварийной сигнализацией (имитация кнопки)

А22

Резерв

А23

Резерв

А24

Резерв

А25

Резерв

А26

Вход / выход. Шина CAN (Н - линия)

А27

Вход / выход. Шина CAN (L - линия)

А28

Вход. "Масса"

А29

Вход. "Масса"

АЗ0

Вход. Технологический 1

А31

Вход. Технологический 2

А32

Вход. Технологический 3

АЗЗ

Вход. "Масса" (резерв)

А34

Вход. От БУ СНПБ

АЗ5

Вход. "Масса" (резерв)

АЗ6

Вход. Кнопка "SERVICE" *

АЗ7

Вход. Кнопка "SOS"

АЗ8

Выход. Индикатор "Антенна" (зеленый)

АЗ9

Выход. Индикатор "Антенна" (красный)

А40

Вход. "Масса" (резерв)

* - используется как "Вход. От БУ СНПБ"

2.6 Проверки электрических цепей, "прозвонка"

Ниже представлены общие методы проверки целостности электрических цепей, проверки на наличие замыканий с использованием омметра и вольтметра.

Проверка целостности электрической цепи

Потеря целостности электрической цепи может быть вызвана следующими причинами:

- отсоединение колодки жгута;

- слабое соединение колодки жгута;

- загрязнение, окисление, коррозия контактов;

- деформация контактов;

- повреждение провода.

Проверку целостности цепи выполнять в следующей последовательности:

1. Отключить клемму провода "–" от аккумуляторной батареи.

2. Визуально проверить, что колодки жгута подключены с обеих сторон электрической цепи, замки фиксаторов защелкнуты.

3. Разъединить колодки, проверить визуально контакты на наличие грязи, коррозии, деформации.

4. Подергивая за провода рядом с колодкой, убедиться, что провод и клемма крепко обжаты, что клемма зафиксирована внутри колодки.

5. С помощью щупа заданного диаметра и длины, соответствующего размеру контакта в ответной колодке, убедиться, что клеммы жгутовых колодок обеспечивают надежное соединение (клеммы не утоплены в колодке, щуп плотно входит в клемму).

6. С помощью омметра измерить сопротивление цепи между колодками. Сопротивление исправной цепи должно быть менее 1 Ом. Чтобы избежать повреждения клемм, для измерений допускается использовать щупы заданного диаметра, соответствующие размеру контактов в ответных колодках.

Проверка замыкания цепи на "массу"

Проверку выполнять в следующей последовательности:

1. Разъединить колодки с обеих сторон электрической цепи.

2. Пробник, одним концом соединенный с "+" аккумуляторной батареи, подключить к клемме проверяемой цепи. Если пробник светится, значит, проверяемая цепь замкнута на "массу".

Чтобы избежать повреждения клеммы, пробник должен подключаться с помощью щупа заданного диаметра, соответствующего размеру контакта в ответной колодке.

Проверка замыкания цепи на бортовую сеть

Проверку выполнять в следующей последовательности:

1. Отсоединить колодку с одной стороны электрической цепи.

2. Пробник, одним концом соединенный с "массой", подключить к клемме проверяемой цепи.

Если пробник светится, значит, проверяемая цепь замкнута на бортовую сеть.

3. Присоединить отсоединенную колодку.

4. Отсоединить колодку с другой стороны электрической цепи. Выполнить проверку 2.

Чтобы избежать повреждения клеммы, пробник должен подключаться с помощью щупа заданного диаметра, соответствующего размеру контакта в ответной колодке.

Измерение напряжения на контактах жгута проводов

Проверку выполнять в следующей последовательности:

1. Отсоединить колодку с одной стороны электрической цепи.

2. Плюсовой шнур вольтметра подключить к клемме проверяемой цепи, минусовой к "массе" автомобиля. Фиксировать значение напряжения.

Чтобы избежать повреждения клеммы, плюсовой шнур вольтметра должен иметь щуп заданного диаметра, соответствующий размеру контакта в ответной колодке.

Видео