Система экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС) - описание, устройство, схемы, "прозвонка" цепей блока
Примечание:
Снятие блока показано тут
Расположение всех электронных блоков на автомобиле показано тут
На фото - ЭБУ ЭРА-ГЛОНАСС
1. Устройство
Система экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС) предназначена для автоматического (при аварии) и ручного вызова оператора системы ЭРА-ГЛОНАСС.
В состав системы ЭРА-ГЛОНАСС входят следующие компоненты:
- терминальный блок (ЭБУ) ЭРА-ГЛОНАСС;
- микрофон и громкоговоритель;
- кнопка вызова оператора системы ЭРА-ГЛОНАСС с нефиксированным положением (кнопка SOS);
- индикатор состояния системы ЭРА-ГЛОНАСС (символ Y красного цвета).
На автомобиле LADA VESTA блок ЭРА-ГЛОНАСС установлен на кронштейне поперечины панели приборов за вещевым ящиком.
В состав блока ЭРА-ГЛОНАСС входит резервная батарея, необходимая для обеспечения работоспособности системы в случае повреждения аккумуляторной батареи. При каждом включении зажигания производится контроль уровня заряда резервной батареи.
Микрофон, громкоговоритель, кнопка вызова оператора и индикатор состояния системы конструктивно расположены в блоке освещения салона (БОС).
При включении зажигания индикатор состояния системы ЭРА-ГЛОНАСС загорается на 5 секунд и затем гаснет. В других случаях постоянное горение индикатора указывает на наличие неисправности в системе ЭРА-ГЛОНАСС. После включения зажигания система проводит самодиагностику в течение 30 ч- 40 секунд и при обнаружении неисправности включает индикатор состояния системы ЭРА-ГЛОНАСС.
Кнопка SOS применяется для ручного вызова оператора системы ЭРА-ГЛОНАСС.
Обмен данными между блоком ЭРА-ГЛОНАСС и блоками управления других систем автомобиля осуществляется по шине CAN.
Система ЭРА-ГЛОНАСС имеет следующие режимы работы:
- режим автоматического экстренного вызова;
- режим ручного экстренного вызова;
- режим ожидания;
- режим "выключена".
Режим автоматического экстренного вызова
При срабатывании надувных подушек безопасности блок ЭРА-ГЛОНАСС получает соответствующий сигнал от БУ СНПБ. В этом случае система ЭРА-ГЛОНАСС формирует определенный набор данных, содержащий информацию о координатах и параметрах движения автомобиля в момент срабатывания СНПБ, время срабатывания СНПБ, VIN-код автомобиля и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования, и передает его оператору системы ЭРА-ГЛОНАСС.
После передачи необходимого набора данных производится дозвон оператору для осуществления голосовой связи. Во время дозвона кнопка SOS мигает красным цветом. При передаче необходимого набора данных и во время голосовой связи с оператором кнопка SOS непрерывно горит красным цветом.
При осуществлении голосовой связи система ЭРА-ГЛОНАСС отключает звуковоспроизведение штатной мультимедийной системы, если до момента экстренного вызова оно было.
Система ЭРА-ГЛОНАСС производит автоматический экстренный вызов только при включенном зажигании.
Режим ручного экстренного вызова
Ручной вызов возможен при включенном зажигании, а также при выключенном зажигании, если с момента выключения зажигания прошло менее 72 часов. Для осуществления ручного вызова необходимо нажать на кнопку SOS и удерживать ее в нажатом состоянии не менее 2 секунд. Алгоритм работы системы ЭРА-ГЛОНАСС при ручном экстренном вызове аналогичен алгоритму при автоматическом экстренном вызове.
Если во время дозвона (пока кнопка SOS мигает красным цветом) инициированного нажатием кнопки SOS, повторно нажать кнопку SOS и удерживать ее в нажатом состоянии не менее 2 секунд, то экстренный вызов будет отменен.
Режим ожидания
В данном режиме система находится, если не производится экстренный вызов и зажигание включено. В режиме ожидания система осуществляет прием сигналов навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, обменивается данными с блоками управления других систем автомобиля, вычисляет направление движения и координаты местонахождения автомобиля, проводит самодиагностику.
Режим "выключена"
В данном режиме система находится, если не производится экстренный вызов, зажигание выключено и с момента выключения зажигания прошло более 72 часов. В режиме "выключена" система ЭРА-ГЛОНАСС не реагирует на нажатие кнопки SOS. Выход из режима "выключена" производится при включении зажигания.
Процедура тестирования системы
Процедура тестирования предназначена для проверки работоспособности компонентов системы ЭРА-ГЛОНАСС: микрофона, громкоговорителя, индикатора состояния системы и других внутренних компонентов системы.
Для запуска режима тестирования выполнить следующие операции:
- перевести ключ в выключателе зажигания в положение "Зажигание включено" и подождать 1 минуту;
- в течение не более 5 секунд выполнить следующие операции: перевести ключ в выключателе зажигания в положение "+АСС" и затем трижды перевести ключ из положения "+АСС" в положение "Зажигание включено".
После 3-го включения зажигания система ЭРА-ГЛОНАСС перейдет в режим тестирования, при этом будет воспроизведена звуковая подсказка "Запущена процедура тестирования".
В ходе проведения процедуры тестирования производиться проверка работоспособности микрофона и громкоговорителя. После воспроизведения звуковой подсказки "Произнесите контрольную фразу" необходимо произнести любую фразу длительностью не более 5 секунд. После этого будет воспроизведена звуковая подсказка "Воспроизведение контрольной фразы" и затем будет воспроизведена произнесенная ранее фраза;
- если тестирование прошло успешно, то после воспроизведения звуковой подсказки "Введите результат проверки" необходимо в течение не более 3 секунд выполнить следующие операции: перевести ключ в выключателе зажигания в положение "+АСС" и затем в положение "Зажигание включено".
Принципиальная схема системы ЭРА-ГЛОНАСС автомобилей LADA VESTA приведена на рисунке 1 -1.
Назначение контактов разъёма блока ЭРА-ГЛОНАСС приведено в таблице 1-1.
Рисунок 1-1 - Принципиальная схема системы ЭРА-ГЛОНАСС автомобилей LADA VESTA: 51 - ЦБКЭ; 107 - блок управления СНПБ; 181 - антенна комбинированная; 183 - радиоаппарат; 184 - терминальный блок (ЭБУ) ЭРА-ГЛОНАСС; 185 - блок освещения салона с интерфейсом ЭРА-ГЛОНАСС; 211 - предохранитель 5А (F30); 219 - предохранитель 5А (F31); 232 - предохранитель 5А (F24)
Назначение контактов разъёма блока ЭРА-ГЛОНАСС приведено в таблице 1-1.
Таблица 1-1 - Назначение контактов разъёма ЭБУ ЭРА-ГЛОНАСС
Контакт |
Цепь |
А1 |
Вход. Напряжения питания +12В (Клемма "30") |
А2 |
Вход. Напряжения питания +12В (Клемма "+АСС") |
АЗ |
Выход. Управление моторедукторами замков дверей (имитация кнопки) |
А4 |
Выход. Сигнализатор кнопки "SERVICE" |
А5 |
Выход. Сигнализатор кнопки "SOS" |
А6 |
Вход / выход. Шина CAN (Н - линия) |
А7 |
Вход / выход. Шина CAN (L - линия) |
А8 |
Выход. Сигнал "MUTE" |
А9 |
Вход. "Масса" (резерв) |
А10 |
Вход. Напряжения питания +12В (Клемма "15") |
А11 |
Выход. Клемма 15А (имитация клеммы "15") |
А12 |
Выход. Управление предпусковым подогревателем (имитация кнопки) |
А13 |
Вход. "Масса" БОС |
А14 |
Выход. Громкоговоритель "+" |
А15 |
Выход. Громкоговоритель |
А16 |
Вход. Микрофон |
А17 |
Вход. Микрофон "+" / Выход. Питание микрофона |
А18 |
Резерв |
А19 |
Микрофон (экран) |
А20 |
Выход. Управление реле тревожного звукового сигнала |
А21 |
Выход. Управление аварийной сигнализацией (имитация кнопки) |
А22 |
Резерв |
А23 |
Резерв |
А24 |
Резерв |
А25 |
Резерв |
А26 |
Вход / выход. Шина CAN (Н - линия) |
А27 |
Вход / выход. Шина CAN (L - линия) |
А28 |
Вход. "Масса" |
А29 |
Вход. "Масса" |
АЗ0 |
Вход. Технологический 1 |
А31 |
Вход. Технологический 2 |
А32 |
Вход. Технологический 3 |
АЗЗ |
Вход. "Масса" (резерв) |
А34 |
Вход. От БУ СНПБ |
АЗ5 |
Вход. "Масса" (резерв) |
АЗ6 |
Вход. Кнопка "SERVICE" * |
АЗ7 |
Вход. Кнопка "SOS" |
АЗ8 |
Выход. Индикатор "Антенна" (зеленый) |
АЗ9 |
Выход. Индикатор "Антенна" (красный) |
А40 |
Вход. "Масса" (резерв) |
* - используется как "Вход. От БУ СНПБ"
2.6 Проверки электрических цепей, "прозвонка"
Ниже представлены общие методы проверки целостности электрических цепей, проверки на наличие замыканий с использованием омметра и вольтметра.
Проверка целостности электрической цепи
Потеря целостности электрической цепи может быть вызвана следующими причинами:
- отсоединение колодки жгута;
- слабое соединение колодки жгута;
- загрязнение, окисление, коррозия контактов;
- деформация контактов;
- повреждение провода.
Проверку целостности цепи выполнять в следующей последовательности:
1. Отключить клемму провода "–" от аккумуляторной батареи.
2. Визуально проверить, что колодки жгута подключены с обеих сторон электрической цепи, замки фиксаторов защелкнуты.
3. Разъединить колодки, проверить визуально контакты на наличие грязи, коррозии, деформации.
4. Подергивая за провода рядом с колодкой, убедиться, что провод и клемма крепко обжаты, что клемма зафиксирована внутри колодки.
5. С помощью щупа заданного диаметра и длины, соответствующего размеру контакта в ответной колодке, убедиться, что клеммы жгутовых колодок обеспечивают надежное соединение (клеммы не утоплены в колодке, щуп плотно входит в клемму).
6. С помощью омметра измерить сопротивление цепи между колодками. Сопротивление исправной цепи должно быть менее 1 Ом. Чтобы избежать повреждения клемм, для измерений допускается использовать щупы заданного диаметра, соответствующие размеру контактов в ответных колодках.
Проверка замыкания цепи на "массу"
Проверку выполнять в следующей последовательности:
1. Разъединить колодки с обеих сторон электрической цепи.
2. Пробник, одним концом соединенный с "+" аккумуляторной батареи, подключить к клемме проверяемой цепи. Если пробник светится, значит, проверяемая цепь замкнута на "массу".
Чтобы избежать повреждения клеммы, пробник должен подключаться с помощью щупа заданного диаметра, соответствующего размеру контакта в ответной колодке.
Проверка замыкания цепи на бортовую сеть
Проверку выполнять в следующей последовательности:
1. Отсоединить колодку с одной стороны электрической цепи.
2. Пробник, одним концом соединенный с "массой", подключить к клемме проверяемой цепи.
Если пробник светится, значит, проверяемая цепь замкнута на бортовую сеть.
3. Присоединить отсоединенную колодку.
4. Отсоединить колодку с другой стороны электрической цепи. Выполнить проверку 2.
Чтобы избежать повреждения клеммы, пробник должен подключаться с помощью щупа заданного диаметра, соответствующего размеру контакта в ответной колодке.
Измерение напряжения на контактах жгута проводов
Проверку выполнять в следующей последовательности:
1. Отсоединить колодку с одной стороны электрической цепи.
2. Плюсовой шнур вольтметра подключить к клемме проверяемой цепи, минусовой к "массе" автомобиля. Фиксировать значение напряжения.
Чтобы избежать повреждения клеммы, плюсовой шнур вольтметра должен иметь щуп заданного диаметра, соответствующий размеру контакта в ответной колодке.