Ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) на двигателях ВАЗ - снятие / установка


На двигателях ВАЗ ремень и ролики ГРМ заменяйте после пробега 90 000 км.
(Регламент был изменён в 2021 году. Старый составлял 180 тыс. км. Меняйте ремень после пробега 90 тыс. вне зависимости от г.в. автомобиля. )

Примечание:
Журнал За Рулём настоятельно рекомендует при замене комплекта ГРМ (на 90 тыс.) менять и помпу (см. тут). На редакционной Весте помпа отказала на 108 тыс. км. - развалилась крыльчатка насоса. Своевременный контроль и замена не были произведены именно по той причине, что владельцы руководствовались регламентируемым на тот момент сроком замены ГРМ в 180 тыс.км. Отзывы других автовладельцев подтверждают, что этот случай не единичный.

Ремень ГРМ двигателя ВАЗ-21129 (номер детали 21126-1006040) и ремни двигателей предыдущих моделей невзаимозаменяемы. Они имеют разную ширину и профиль зубьев.

Примечание: артикулы деталей ГРМ см. тут, тут, тут


Рисунок - Замена деталей ГРМ на двигателе 21129: 1 - автоматический натяжитель; 2 - шкив распределительного вала выпускной; 3 - ремень ГРМ; 4 - шкив распределительного вала впускной; 5 - опорный ролик

Проверить состояние зубчатого ремня и роликов ГРМ .


Рисунок - Проверка состояния зубчатого ремня и роликов ГРМ на двигателе 21129

Не допускается: торцевой износ ремня, разлохмачивание и расслоение резины, наличие трещин и разрывов ткани в основании зубьев ремня.

Примечание

При отсутствии специального ключа для поворота натяжного ролика можно использовать съёмник стопорных колец с загнутыми губками.

Снятие

Для автомобилей всех комплектаций

Установить автомобиль на подъёмник, или смотровую яму, затормозить стояночным тормозом, выключить зажигание и отсоединить клемму "–" от аккумулятора ( ключ "на 10").

Снять ремень привода навесных агрегатов, брызговик двигателя и установить приспособление для стопорения маховика (см. тут).

Отвернуть болт 1, рисунок 6-1, крепления демпфера, снять шайбу 2 и демпфер 3 коленчатого вала (головка "на 17" и удл.).


Рисунок 6-1 - Демпфер коленчатого вала: 1 - болт крепления демпфера; 2 - шайба; 3 - демпфер коленчатого вала

Завернуть на место болт крепления демпфера.

Снять приспособление для стопорения маховика двигателя.

Установить на автомобиль траверсу 1, рисунок 6-2, для вывешивания силового агрегата, завести крюк 2 траверсы в проушину 3 правого рыма, и вывесить силовой агрегат с правой стороны (траверса для вывешивания силового агрегата).


Рисунок 6-2 - Вывешивание силового агрегата: 1 - траверса для вывешивания силового агрегата; 2 - крюк траверсы; 3 - рым двигателя

Отвернуть и извлечь два болта 1, рисунок 6-3, крепления силового агрегата к правой опоре 2 подвески силового агрегата (головка Torx Е12, удл.).


Рисунок 6-3 - Правая опора подвески силового агрегата: 1 - болт крепления силового агрегата к правой опоре; 2 - правая опора подвески силового агрегата; 3 - болт крепления правой опоры подвески силового агрегата к кузову

Отметить маркером на кузове положение правой опоры подвески двигателя.

Отвернуть и извлечь два болта 3 крепления правой опоры подвески силового агрегата к кузову и снять правую опору (головка Torx Е12, удл.).

Отвернуть пять болтов с шайбами..

... и снять переднюю верхнюю защитную крышку 1, рисунок 6-4, привода ГРМ (ключ 5 под внутренний шестигранник).


Рисунок 6-4 - Передние защитные крышки привода ГРМ двигателя 21129: 1  - передняя верхняя защитная крышка привода ГРМ; 2  - передняя нижняя защитная крышка привода ГРМ

Отвернуть три болта с шайбами и снять переднюю нижнюю защитную крышку 2 привода ГРМ (ключ 5 под внутренний шестигранник).

Совместить метки шкивов ГРМ, поворачивая коленчатый вал за болт крепления демпфера. При этом метка зубчатого шкива коленчатого вала должна совпасть с меткой на корпусе масляного насоса, а метки шкивов распределительных валов должны совпасть с метками на крышке защитной задней (ключ гаечный кольцевой 17).

метки грм

Ослабить болт 1, рисунок 6-5, крепления автоматического натяжителя 2, отвернув его на 2-3 оборота. При этом под действием ремня ролик повернется, и натяжение ремня ослабнет

Снять со шкива коленчатого вала дистанционную шайбу и ремень 3 привода ГРМ (ключ кольцевой 17, отвёртка плоская - 2 шт.).


Рисунок 6-5 - Снятие ремня привода ГРМ на двигателе 21129: 1 - болт крепления автоматического натяжителя; 2 - автоматический натяжитель зубчатого ремня; 3 - ремень зубчатый привода ГРМ; А, В, С, D - метки установочные

Для замены натяжного ролика полностью выверните болт его крепления и снимите ролик.

Установите новый натяжной ролик на место, окончательно не затягивая болт его крепления.

Для замены промежуточного ролика выверните болт его крепления...

...и снимите ролик.

Болт крепления промежуточного ролика завальцован во втулке ролика и заменяется вместе с ним.

Установите новый промежуточный ролик в порядке, обратном снятию.


Установка

Внимание.
Регулировку и контроль натяжения зубчатого ремня привода ГРМ выполнять на холодном двигателе при температуре охлаждающей жидкости +15°... +35°С.

Для автомобилей с двигателем ВАЗ-11189

Совместить установочную метку "С" шкива распределительного вала с меткой "D" на крышке защитной задней привода ГРМ, а метку "А" на шкиве коленчатого вала с меткой "В" на корпусе масляного насоса поворотом коленчатого вала за болт крепления демпфера в кратчайшем угловом направлении, как показано на рисунке 6-6 (головка "на 17", удл.).

привод ГРМ 11189
Рисунок 6-6 - Детали привода газораспределительного механизма двигателя 11189: 1 - шкив коленчатого вала; 2 - шкив водяного насоса; 3 - автоматический натяжитель зубчатого ремня; 4 - гайка крепления автоматического натяжителя; 5 - шкив распределительного вала; 6 - ремень привода ГРМ; А, В, С, D - метки установочные; а - ветвь ремня

Установить ремень 6, рисунок 6-6, привода ГРМ на шкив 1 коленчатого вала и, натягивая обе ветви ремня, надеть одну ветвь на шкив 2 водяного насоса и завести ее за автоматический натяжитель 4. Натягивая ветвь "а" надеть ремень на шкив 5 распределительного вала. При необходимости довернуть шкив распределительного вала в сторону наименьшего хода до совпадения зубцов ремня с впадинами шкива распределительного вала.

Завернуть гайку 4 крепления автоматического натяжителя с моментом 5 Н.м (0,5 кгс.м) (головка на 15).

Для автомобилей с двигателем 21129

Совместить установочные метки "А" и "D" на шкивах распределительных валов с метками "В" и "С" на крышке защитной задней привода ГРМ, как показано на рисунке 6-7, и зафиксировать шкивы при помощи приспособления 67.7811-9516 (приспособление 67.7811-9516 для фиксации шкивов распределительных валов).

привод ГРМ 21129
Рисунок 6-7 - Детали привода газораспределительного механизма двигателя 21129: 1 - шкив коленчатого вала; 2 - шкив водяного насоса; 3 - автоматический натяжитель зубчатого ремня; 4 - болт крепления автоматического натяжителя; 5 - шкив распределительного вала выпускной; 6 - шкив распределительного вала впускной; 7 - ролик опорный; 8 - ремень привода ГРМ; А, В, С, D, Е, F - метки установочные

Совместить установочную метку "F" на шкиве коленчатого вала с меткой "Е" на крышке масляного насоса поворотом коленчатого вала за болт крепления демпфера в кратчайшем угловом направлении (головка "на 17", удл.).

Завернуть болт 4 крепления автоматического натяжителя с моментом 5 Н.м (0,5 кгс.м) (головка на 15).

Установить ремень 8 привода ГРМ на шкивы 5 и 6 распределительных валов, опорный ролик 7, автоматический натяжитель 3, шкив 2 водяного насоса и шкив 1 коленчатого вала, как показано на рисунке 6-7, сохраняя положение установочных меток на шкивах.

Для автомобилей всех комплектаций

Установить ключ для натяжения в пазы опорной пластины автоматического натяжителя 1, рисунок 6-8, повернуть натяжитель против хода часовой стрелки в крайнее положение до легкого касания стопоров рычага натяжителя. Повернуть ключ по часовой стрелке до совмещения меток автоматического натяжителя и затянуть болт крепления натяжителя.

    Момент затяжки болта 30...36 Н.м (3,0...3,6 кгс.м) (ключ 67.7812.9573-01 для автоматического натяжителя ремня ГРМ, головка на 15).

Предупреждение.
При натяжении ремня не допускается проворачивать коленчатый вал вращением шкива распределительного вала.

Снять приспособление 67.7811-9516 (для автомобилей с двигателем 21129).

Повернуть коленчатый вал на два оборота (ключ кольцевой 17).

При отклонении метки "А" за пределы метки "В", выполнить повторное натяжение ремня, предварительно отвернув болт крепления автоматического натяжителя и завернув с моментом 5 Н.м (0,5 кгс.м) (ключи кольцевые 15, 17; головка на 15).


Рисунок 6-8 - Натяжение ремня привода ГРМ: 1 - автоматический натяжитель зубчатого ремня; 2 - ремень привода ГРМ; 3 - болт крепления автоматического натяжителя; А, В - метки установочные

Установить на шкив коленчатого вала дистанционную шайбу.

Внимание. При установке ремня привода ГРМ из запасных частей, проверить состояние автоматического натяжителя. При повреждении заменить автоматический натяжитель.

Установить поочередно передние защитные крышки привода ГРМ, сначала нижнюю 2, рисунок 6-4, затем верхнюю 1, при этом верхняя крышка должна войти в пазы нижней крышки и состыковаться с ней (ключ 5 под внутренний шестигранник).

Установить на кузов правую опору 2, рисунок 6-3, подвески силового агрегата.

Установить, не затягивая, два болта 1 крепления правой опоры подвески силового агрегата к кронштейну подвески силового агрегата (головка Torx Е12, удл.).

Установить, не затягивая, два болта 3 крепления правой опоры подвески силового агрегата к кузову (головка Torx Е12, удл.).

Затянуть два болта крепления правой опоры подвески силового агрегата к кронштейну подвески силового агрегата с моментом 53...71 Н.м (5,3...7,1 кгс.м) (головка Torx Е12, удл.).

Установить правую опору подвески силового агрегата по меткам на кузове, нанесенным при ее снятии, и затянуть два болта крепления правой опоры подвески силового агрегата к кузову с моментом 53...71 Н.м (5,3...7,1 кгс.м) (головка Torx Е12, удл.).

Извлечь крюк 2, рисунок 6-2, траверсы для вывешивания силового агрегата из проушины правого рыма 3 на двигателе и снять траверсу 1 с автомобиля.

Установить приспособление для стопорения маховика двигателя в отверстия болтов крепления стартера на коробке передач (приспособление для стопорения маховика двигателя).

Вывернуть болт крепления демпфера коленчатого вала (ключ кольцевой 17).

Установить на коленчатый вал демпфер, шайбу и закрепить болтом.

    Момент затяжки болта крепления демпфера 95... 115 Н.м (9,5... 11,5 кгс.м) (головка "на 17").

Установить ремень привода навесных агрегатов и стартер.

Для автомобилей с МКП дополнительно

Установить кронштейн крепления цилиндра гидропривода сцепления и цилиндр гидропривода сцепления.

Для автомобилей всех комплектаций

Установить брызговик (защиту) двигателя.

Установить подкрылок правого переднего крыла.

Установить правое переднее колесо (см. тут).

Присоединить клемму "–" к аккумулятору.

Дополнение:
О ремнях ГРМ

Ремень ГРМ - один из важнейших и ответственнейших расходных компонентов плановой замены современного автомобиля. Несмотря на внешнюю простоту, он представляет собой довольно сложное инженерное изделие, требующее высочайшей точности изготовления и абсолютного соответствия заданным параметрам.

Зубья ремня ГРМ могут быть трапецеидальной или полукруглой формы (практически не применяются в серийных автомобилях).
Данный ремень обеспечивает синхронизацию вращения распределительного (-ых, если их два) и коленчатого вала для своевременного открытия и закрытия клапанов. Если эта синхронизация будет нарушена, произойдет трагическая встреча клапанов с поршнями, чреватая значительными повреждениями компонентов двигателя и априори дорогостоящим ремонтом.

Чтобы этой встречи избежать, за состоянием ремня ГРМ надо внимательно следить, точно в срок выполняя плановую замену с соблюдением всех требований производителя и применением регламентированного спец-инструмента. В большинстве случаев периоды замены точно обозначены в технической документации каждого конкретного автомобиля. И несмотря на то, что они декларируются с некоторым запасом, злоупотреблять ресурсом ремня точно не стоит - слишком высока цена неоправданного риска.

С другой стороны, также не следует воспринимать указанный период как незыблемый постулат, при любых условиях докатывая до обозначенного километража. Тяжелые режимы эксплуатации, высокие нагрузки, агрессивный стиль вождения и прочие факторы могут привести к ускоренному износу и преждевременному выходу ремня ГРМ из строя. Поэтому, повторимся, за состоянием ремня надо регулярно следить, выполняя систематичные визуальные проверки и оценивая уровень натяжения. Ну и, естественно, любой свист - не терпящий промедления повод тотчас бить в набат.

Сейчас на рынок выходят усиленные ремни ГРМ с углеродистыми элементами, работающими на растяжение, которые могут передавать до пяти раз больше мощности, чем обычные ремни ГРМ такой же ширины. С другой стороны, если конструкции требуется только заданная мощность, можно использовать в пять раз более тонкий ремень ГРМ.

Представляете, какие возможности это открывает для автомобилестроения? В ситуации,когда инженеры неустанно борются чуть ли не за каждый миллиметр в моторном отсеке, появляется технология, способная сократить ширину ремня ГРМ в пять раз! И не думайте, что это пустяки. Ремень же функционирует не сам по себе: более тонкий ремень -это значит более тонкие шкивы, ролики, а следовательно, более изящная и компактная схема самого привода, состоящего к тому же из более легких компонентов.

Вот вам удовлетворение сразу всех самых актуальных тенденций современного автомобилестроения. Причем за счет всего лишь одной-единственной инновации в ременном приводе, которая, как следствие, наверняка приведет еще и к сокращению потребления топлива, а также эмиссии вредных веществ.

Как известно, в некоторых системах привода ремень ГРМ функционирует непосредственно в масле. Автомобилестроители используют эту схему, чтобы уменьшить трение в двигателе и тем самым сократить вредные выбросы. В то же время это обеспечивает малошумную работу при соблюдении очень точной синхронизации. Однако такое функционирование предъявляет чрезвычайно высокие требования к износостойкости ремня ГРМ. Потому что даже малейший уровень примесей в масле может привести к образованию кристаллов. Если эти кристаллы попадут между ремнем и шкивом, ремень может быть поврежден очень твердыми частицами. Причем не просто локально и незначительно поврежден, а вплоть до обрыва со всеми вытекающими последствиями.

Данное обстоятельство побудило производителей ремней к дальнейшему улучшению свойств материалов ремня. Очень эффективное решение заключается в применении натяжных элементов из фибергласового корда, имеющих оптимизированное маслостойкое покрытие и запечатанных в каучук HNBR. (гидрогенизированный бутадиен-нитрильный каучук), структурированный пероксидом.
При такой реализации значительно повышается содержание акрилонитрила (ACN), а чем оно выше, тем лучше сопротивление материала целому ряду углеродных соединений, которые могут возникнуть в результате трения между кристаллизованными примесями в масле. Арамидная ткань на внутренней стороне ремня также оснащена многослойной системой защиты от
износа.

В итоге мы получаем ремень ГРМ, который прекрасно справляется с возникающими нагрузками и отлично противостоит неблагоприятной внешней среде даже на уже старых (конечно же, сравнительно старых в контексте еще достаточно молодой технологии belt-in-oil), имеющих большой пробег моторах. Главное только - масло использовать в полном соответствии с предписаниями производителя автомобиля. (использованы материалы журнала Автокомпоненты)

Видео