Приводной ремень - снятие / установка
На двигатель устанавливают ремень строго определенной длины. Натяжение ремня не регулируется (т.е. в ручную натянуть и отрегулировать его нельзя). Однако на моделях с кондиционером предусмотрен натяжной ролик.
На двигателе автомобиля с кондиционером установлен ремень привода вспомогательных агрегатов 6РК 1039 (шесть ручьев, длина 1039 мм).
На двигателе автомобиля без кондиционера установлен ремень привода генератора 6РК 823 (шесть ручьев, длина 823 мм).
Подробнее по артикулам см. тут и
тут
Замену приводного ремня следует производить после пробега 90 тыс. км., а на моделях с кондиционером одновременно заменяется и натяжной ролик. (см. Замена натяжного ролика приводного ремня)
Проверка состояние ремня привода вспомогательных агрегатов (генератора).
Рисунок 38 - Ремень привода вспомогательных агрегатов (генератора):
1 - гайка крепления натяжного ролика;
2 - натяжной ролик;
3 - шкив генератора;
4 - шкив компрессора кондиционера;
5 - ремень привода вспомогательных агрегатов
6 - демпфер коленчатого вала
Наличие трещин, расслоение, разлохмачивание ремня не допускается.
Примечание:
На двигателе автомобиля без кондиционера нет устройства для натяжения ремня привода генератора, поэтому ремень рассчитан на однократное растяжение при установке. Использовать ремень повторно не рекомендуется.
Для установки ремня по заводской технологии используется специальное приспособление 67.7834-9703.
На практике можно приблизительно оценить правильность натяжения ремня, надавливая на ветвь ремня пальцем и определяя его прогиб.
При этом ремень считается натянутым правильно, если при надавливании на середину нижней ветви ремня с усилием около 10 кгс прогиб будет в пределах 5-7 мм. Если натяжение ремня не соответствует этому значению, замените ремень.
Если снимаете ремень не для замены, нанесите на наружную сторону ремня стрелку в направлении его движения при работе двигателя. При обратной установке установите ремень в прежнее положение, иначе износ ремня резко ускорится.
Снятие
Для автомобилей всех комплектаций
Установить автомобиль на подъёмник, или смотровую яму, затормозить стояночным тормозом, выключить зажигание ( ключ "на 10").
Снять правое переднее колесо (см. тут).
Поднять автомобиль на высоту, удобную для выполнения работы.
Снять подкрылок 1, рисунок 4-1, правого переднего крыла (см. тут).
Рисунок 4-1 - Снятие подкрылка правого переднего крыла:
1 - подкрылок правый
Для автомобилей без кондиционера
Отвернуть тринадцать болтов 1, рисунок 4-2, крепления и снять брызговик 2 двигателя (головка "на 10", вороток и удл.).
Рисунок 4-2 - Брызговик двигателя:
1 - болт крепления;
2 - брызговик двигателя
Для автомобилей с МКП дополнительно
Отвернуть два болта 1, рисунок 4-3, крепления, снять цилиндр 2 гидропривода сцепления, не отсоединяя от трубки 3 гидропривода, и подвесить цилиндр на технологический крючок (головка "на 13", крючок).
Рисунок 4-3 - Цилиндр гидропривода сцепления:
1 - болт;
2 - цилиндр гидропривода сцепления;
3 - трубка гидропривода сцепления;
4 - кронштейн крепления цилиндра гидропривода сцепления;
5 - коробка передач;
6 - вилка выключения сцепления
Для автомобилей без кондиционера
Отвернуть три болта 1, рисунок 4-4, снять кронштейн 2 крепления цилиндра гидропривода сцепления (для автомобилей с МКП), снять стартер 3 не отсоединяя клемму и разъём жгутов проводов, подходящие к стартеру, и подвесить его на технологический крючок (головка Torx Е10, удлинитель, крючок).
Рисунок 4-4 - Крепление стартера:
1 - болт;
2 - кронштейн крепления цилиндра гидропривода сцепления;
3 - стартер
Установить приспособление (или подходящего размера отвёртку) для стопорения маховика в отверстия для болтов крепления стартера на коробке передач.
Для автомобилей с кондиционером (с натяжным роликом ремня)
Поддеть отверткой...
...и снять заглушку натяжного ролика,
Ослабить гайку 1, рисунок 4-5, крепления натяжного ролика (головка "на 13")
Рисунок 4-5 - Ремень привода навесных агрегатов на автомобилях с климатической системой:
1 - гайка крепления натяжного ролика;
2 - натяжной ролик;
3 - шкив генератора;
4 - шкив компрессора кондиционера;
5 - ремень привода навесных агрегатов
6 - демпфер коленчатого вала;
7 - болт крепления демпфера;
8 - шайба
Вставить ключ (Torx Т55) в отверстие ступици ролика
... и перевести натяжной ролик в направлении против часовой стрелки в верхнее положение (тем самым ослабив натяжение ремня).
Для автомобилей без кондиционера
Отвернуть болт 7 крепления демпфера, осторожно снять шайбу 8 и демпфер 6 коленчатого вала (головка "на 17" и удл.).
При снятии и установке шкива привода не повредите его зубчатым краем наконечник датчика положения коленчатого вала.
Для автомобилей всех комплектаций
Снять приводной ремень.
Пользуясь случаем, проверьте состояние подшипников генератора и шкива компрессора кондиционера. Рукой проверните генератор и шкив. Они должны вращаться на подшипниках равномерно, бесшумно, без заеданий. Не должно быть осевого и радиального люфтов. Работы по замене генератора и компрессора кондиционера описаны в соответствующих подразделах.
УСТАНОВКА
Для автомобилей без кондиционера
Установить на коленчатый вал демпфер, шайбу и закрепить болтом.
Момент затяжки болта крепления демпфера 95... 115 Н.м (9,5... 11,5 кгс.м) (головка "на 17").
Установить монтажное приспособление 67.7834-9703 на шкив демпфера (приспособление 67.7834-9703 для установки эластичного ремня привода вспомогательных агрегатов).
Установить ремень на шкив генератора и надеть на демпфер через приспособление 67.7834-9703.
Вращая демпфер за головку болта крепления в направлении движения часовой стрелки на 3\4 оборота, надеть ремень на канавки демпфера (ключ кольцевой 17).
Прекратить вращение демпфера после установки ремня.
Установить стартер 3, рисунок 4-4, и кронштейн 2 крепления цилиндра гидропривода сцепления (для автомобилей с МКП) и закрепить тремя болтами 1.
Момент затяжки болтов 18...24 Н.м (1,8...2,4 кгс.м) (головка Torx Е10, удл.).
Для автомобилей с МКП дополнительно
Установить цилиндр 2, рисунок 4-3, гидропривода сцепления и закрепить двумя болтами 1.
Момент затяжки болтов 18...24 Н.м (1,8...2,4 кгс.м).
Для автомобилей без кондиционера
Установить брызговик 2, рисунок 4-2, двигателя и затянуть тринадцать болтов 1 крепления (головка "на 10", вороток и удл.).
Для автомобилей с кондиционером (с натяжным роликом)
Установить ремень 5, рисунок 4-5, привода навесных агрегатов в последовательности:
- демпфер 6 коленчатого вала;
- шкив 4 компрессора кондиционера;
- шкив 3 генератора;
- ролик 2 натяжной.
Перевести натяжной ролик 2 в нижнее положение (насадкой Torx Т55) в направлении по часовой стрелке...
После поворота в крайнее нижнее положение ролик будет удерживаться в нем натяжением ремня.
...и затянуть гайку 1 крепления натяжного ролика.
Момент затяжки гайки 30...36 Н.м (3,0...3,6 кгс.м.
Установить заглушку натяжного ролика.
Для автомобилей всех комплектаций
Проверьте правильность установки ремня: проверните коленчатый вал на три полных оборота и убедитесь, что клиновые дорожки совпали с ручьями шкивов, а натяжение ремня соответствует норме.
Установить подкрылок правого переднего крыла.
Установить правое переднее колесо (см. тут).
Испытания приводных ремней разных марок для ЛАДА ВЕСТА
Испытания проведены журналом "За Рулём" №4 2025 г.
С формальной точки зрения можно рекомендовать для покупки все ремни, замеры не провалила ни одна марка. Но мы в первую очередь рекомендуем Marel - за лучший результат по разрыву, а также Contibelt - за высокий результат при низкой стоимости. А переплачивать за Bosch, Dunlop и Gates никакого смысла нет.
Наименование |
Изгиб по шкиву диаметром 100 мм |
Усилие разрыва, кгс* |
|
Время (70,0 ± 0,5) ч. |
Время (24,0 ± 0,5) ч. |
||
Bosch6РК1038 |
+ |
+ |
1277 |
Contibelt 6РК1038 |
+ |
+ |
1435 |
Continental 6PK1039 ELast |
+ |
+ |
1060 |
Dayco 6PK1040HD |
+ |
+ |
1340 |
Dunlop 6PK1039HP |
+ |
+ |
1443 |
Gates 6PK1038 |
+ |
+ |
1258 |
Hofer 6PK1039 (HF 103 611) |
+ |
+ |
1159 |
Hola 6PK1039E(PH6203) |
+ |
+ |
1273 |
Marel 6PK1039 Elast |
+ |
+ |
1774 |
Trially 6PK1039 (8450006328) |
+ |
+ |
1166 |
Volram 6PK1039E(VR13412) |
+ |
+ |
1070 |
БалаковоЗапчасть 6PK1039 |
+ |
+ |
1337 |
* Норма - но менее 400 кгс.
Дополнение:
О ПРИВОДНЫХ РЕМНЯХ
Поликлиновые и/ или клиновые (сейчас все реже) ремни привода навесного (иногда говорят: дополнительного или вспомогательного, что не вполне корректно) оборудования, передающие крутящий момент от шкива двигателя на шкив агрегата, который нужно привести в движение. Их может быть от одного до нескольких в зависимости от реализованной автопроизводителем схемы привода. Дело в том, что ременная передача гораздо проще, удобнее и дешевле, нежели организация отдельного привода для каждого нуждающегося в нем агрегата. Именно поэтому в свое время ее и решили применять, и, пока у нас был только генератор да водяной насос, вполне можно было обойтись одним ремнем. Но с течением времени число потребителей росло. К ним добавились гидроусилитель рулевого управления, кондиционер и т.д. Поэтому и количество ремней для обеспечения наиболее эффективной системы привода и оптимизации возрастающих нагрузок стало увеличиваться.
Регламент по срокам замены ремней навесного оборудования декларирует далеко не каждый автопроизводитель, однако это вовсе не означает, что о них можно забыть. Эти ремни также нуждаются в постоянном внимании, поскольку и их обрыв грозит серьезными проблемами, выливающимися в не менее затратный ремонт.
Чтобы добиться наилучшего результата в производстве, создание новых ремней нередко происходит в плотном взаимодействии автомобилестроителя и производителя автокомпонентов. Комплексная разработка всего узла привода целиком, а не отдельно каждого из содержащихся в нем компонентов (ремня, роликов, шкивов, натяжителей и проч.), обеспечивает наиболее эффективное решение поставленной задачи.
Хороший свежий пример -система привода нового «мягкого гибрида» Maserati Ghibli, представляющая собой индивидуальное решение по интеграции стартер-генератора передовой гибридной системы BSG (belt-integrated starter generator - стартер-генератор с ременным приводом), также известной как архитектура Р0. Для достижения требуемых целей каждый компонент гибридной системы был разработан в соответствии с высочайшими стандартами для максимальной экономии топлива, снижения выбросов СО2, и увеличения срока службы всего привода.
Совместными усилиями инженеров удалось создать уникальную компактную конструкцию, гарантирующую, за счет использования оптимизированных материалов, лучший коэффициент трения в течение всего срока службы двигателя. Она включает принципиально новые натяжитель бокового рычага, поликлиновый ремень и демпферный шкив, специально разработанный для защиты коленчатого вала этого мощного двигателя MHEV.
«Почему так важно использовать в подобных системах особые ремни?» - спросите вы. Потому что новые технологии подвергают пол и клиновой ремень гораздо большей нагрузке: ремни для автомобилей, оснащенных системой остановки и запуска и тем более гибридной системой, пусть даже и в формате MHEV, с ременным приводом, подвергаются значительно более высоким динамическим и вибрационным нагрузкам, чем в традиционных агрегатах. Сегодня электродвигатель развивает на крошечном шкиве крутящий момент до 80 Нм, что приводит к увеличению усилий сдвига (деформаций) внутри ребер в десять и более раз. В такой ситуации использование обычных стандартных ремней привело бы к неминуемому обрыву - они бы просто не выдержали настолько мощных деформаций.
Противостоять им помогают особые армирующие включения, например арамидный корд, существенно увеличивающий прочность на разрыв. Но усиленный ремень уже иначе воздействует на компоненты, с которыми взаимодействует, - шкивы, ролики, натяжители. Соответственно, им также надо придавать большую стойкость к возрастающим нагрузкам.
Вот так одно цепляется за другое, и в итоге просто не остается иного выбора, кроме
как разрабатывать всю систему целиком, и нередко фактически с чистого листа, поскольку нагрузка - штука очень индивидуальная. В каждом двигателе она своя - и по абсолютному, и по динамическому, и по векторному значению. Учесть ее в полном объеме, проанализировать различные сценарии, предложить наилучшие решения могут только специалисты, обладающие довольно широким кругом знаний и компетенций. Именно поэтому так важна и подчас просто критически необходима тесная кооперация автомобилестроителей и производителей ремней.
А что будет с приводными ремнями, когда человечество откажется от двигателя внутреннего сгорания? Они, безусловно, продолжат свою эволюцию, только приводить в движение будут уже несколько иные агрегаты и узлы. (использованы материалы журнала Автокомпоненты)