Двигатель
При замене и доливке масел и эксплуатационных жидкостей используйте материалы, указанные тут.
При доливке и замене охлаждающей жидкости не допускается применение смесей жидкостей разных марок.
Модификации двигателей с различными КПП
Определить какой двигатель установлен можно по VIN-номеру.
Всего на Lada Vesta устанавливается пять модификаций двигателей:
1. ВАЗ-21129 - устанавливается с 2015 г. (1,6 л. 106 л.с). Имеет чугунный блок цилиндров и гидрокомпенсаторы в приводе клапанов, привод с ремнём ГРМ, а поршни имеют т.н. безвтыковую конструкцию. Устанавливается в паре с вазовской 5-ст КПП на все модификации Весты (кроме спортивной)
2. ВАЗ-21129 CNG - адаптированная под биотопливо (газ метан) модификация ВАЗ-21129. (1,6 л. 106 л.с) Запас хода двухтопливной Весты - до 1000 км без дозаправки, однако этот двигатель имеет более слабую динамику разгона в сравнении с однотопливными.
3. ВАЗ-21179 - (1,8 л. 122 л.с) Привод с ремнём ГРМ, а конструкция, в отличии от 1,6 л, "втыковая". Имеет импортную помпу. Устанавливается на модификации Cross в паре с КПП JR5 от Рено. Более высокая динамика и расход топлива по сравнению с мотором 1,6.
4. ВАЗ-21179-77 - (1,8 л. 145 л.с) - форсированная версия 21179 с рядом изменений, специальных доработок и оригинальных деталей (особые распредвалы, форсунки, впуск, выхлопная система). Самая высокая динамика из всех модификаций. Высокий расход топлива (95-й бензин). Устанавливается на модификацию Sport. в частности, на модификациях Кросс. Двигатель отличается степенью сжатия — 10,7 против 10,3. При создании этого мотора стояла задача ускорить наполнение цилиндров рабочей смесью и обеспечить более быстрый выпуск отработанных газов, а для этого необходима оптимизация изменения фаз газораспределения, поэтому мотор оснащается оригинальными распределительными валами с иным, чем у базовой модели, профилем кулачков. Полностью изменены впускной и выпускной коллекторы — диаметр их труб расширен. Соответственно, пришлось менять программу-«прошивку» электронной системы управления. Все это вместе позволило увеличить мощность со 122 до 145 л. с. и крутящий момент со 170 до 184 Нм. По мнению специалистов, двигатель ВАЗ-21179-77 мог бы разгонять Весту быстрее и работать в оптимальном режиме, если бы его отдача не была искусственно ограничена экологическими нормами Евро-5. Система выпуска отработанных газов отличается двумя выпускными патрубками и выхлопными трубами с двумя глушителями. Силовой агрегат получил четвертую опору поперечину подрамника — при работе двигатель обычной Весты немного качается взад-вперед, а дополнительная опора устраняет колебания.
5. Н4М (HR16) - (1,6 л. 113 л.с) - двигатель фирмы Renault, но производится на ВАЗе. Блок цилиндров алюминиевый с тонкими чугунными гильзами. Привод ГРМ - цепной. Гидрокомпенсаторов нет. Расход масла - высокий. По динамике сравним с ВАЗ-21129 с МКП. Устанавливается на все модификации Весты (кроме спортивной и газовой) в паре с АКП (вариатором) Jatco JF015е.
Некоторые особенности H4M: имеет ресурс около 300 тысяч км. и легкосплавный блок цилиндров, при износе допускающий гильзовку. Перегрев алюминиевый блок выдерживает хуже чугунного, поэтому за состоянием системы охлаждения нужно следить тщательней и очищать радиаторы от грязи хотя бы раз в 3-4 года. В газораспределительном механизме вместо приводного ремня здесь применена цепь, редко требующая замены ранее 200-250 тысяч км. А вот гидрокомпенсаторов в клапанном механизме нет и зазоры после 100 тысяч км придется регулировать вручную, подбором толкателей. К качеству масла мотор Н4М весьма требователен - тонкие поршневые кольца склонны к залеганию.
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
На автомобиль LADA VESTA, в зависимости от комплектации, устанавливается 8-ми или 16-ти клапанный двигатель.
Двигатели укомплектованы рампой с форсунками в сборе с однотрубной топливной магистралью, пластмассовым интегрированным модулем впуска, дроссельным патрубком с электроприводом дроссельной заслонки, выпускным коллектором, объединенным с нейтрализатором, автоматическим натяжителем ремня привода газораспределительного механизма.
Основные параметры и характеристики двигателей ВАЗ-21189, ВАЗ-21129 и HR16/H4M приведены в таблице 1.
Технические характеристики двигателя ВАЗ-21179 приведены в таблице 2.
Таблица 1
Наименование показателя |
Значения показателя для двигателя |
||
ВАЗ 11189 |
ВАЗ 21129 |
HR16/H4M |
|
Рабочий объем, см3 |
1596 |
1596 |
1598 |
Регулирование фаз газораспределения на впуске (VVT) |
нет |
нет |
есть |
Регулирование длин каналов |
нет |
есть |
нет |
Количество цилиндров, шт |
4 |
4 |
4 |
Число клапанов на цилиндр, шт |
2 |
4 |
4 |
Расстояние между цилиндрами, мм |
89 |
89 |
85 |
Диаметр цилиндров, мм |
82 |
82 |
78 |
Ход поршня, мм |
75,6 |
75,6 |
83,6 |
Степень сжатия |
10,3 |
10,45 |
10,7 |
Октановое число бензина |
95 |
||
Длина шатуна, мм |
133,32 |
133,32 |
129,89 |
Максимальная мощность двигателя по ГОСТ 14846 [4], кВт |
64 |
78 |
84 |
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, мин1 |
5100 |
5800 |
6000 |
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846 [4], Н м |
140 |
148 |
156 |
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин1 |
3800 |
4200 |
4000 |
Момент крутящий по внешней скоростной характеристике при n=1000 мин1, Нм (* - при активированном VVT) |
100 |
104 |
104/115* |
Момент крутящий по внешней скоростной характеристике при п=2500 мин1, Нм |
130 |
134 |
- |
Минимальная частота вращения на холостом ходу, мин1 |
840 |
840 |
650 |
Частота вращения коленчатого вала отсечки подачи топлива, мин1 |
6600 |
6600 |
6600 |
Нормы токсичности |
EURO-V/VI |
||
Минимальная температура пуска холодного двигателя без дополнительных приспособлений, °C |
-27 |
Таблица 2 - Технические характеристики двигателя ВАЗ-21179
Наименование параметра |
Показатели |
Тип двигателя |
с искровым зажиганием и распределенным впрыском топлива, с управлением фазами газораспределения |
Количество цилиндров |
4 |
Порядок работы цилиндров |
1-3-4-2 |
Количество клапанов |
16 |
Направление вращения коленчатого вала (со стороны механизма привода ГРМ) |
правое |
Диаметр цилиндра / ход поршня, мм |
82x84 |
Рабочий объем, см’ |
1774 |
Степень сжатия |
10,3 ± 0,25 |
Максимальная мощность, кВт (л.с.) |
90(122) |
Максимальный крутящий момент, Нм (кгс-м) |
173 (17,6) |
Минимальна частота вращения холостого хода, с1 (об/мин) |
14 ± 0,8 (840 ±50) |
Давление масла в системе смазки двигателя при температуре масла +85°С при частоте вращения 93,3 с1 (5600 об/мин), кПа (кгс/см2) |
245,2...343,2 (2,5...3,5) |
Давление масла в системе смазки двигателя при температуре масла +85°С при минимальной частоте холостого хода, кПа (кгс/см2) |
49 (0,5) |
Объем заливаемого в систему двигателя масла, включая масляный фильтр, л |
4,4 |
Массы двигателей
Двигатели |
Масса, кг |
21129 |
105,4 |
21179 |
109,7 |
H4M |
81,7 |
Двигатель ВАЗ-21129: 1 - резонансная камера впускной трубы; 2 - указатель (щуп) уровня масла; 3 - датчик положения распределительного вала; 4 - генератор; 5 - натяжной ролик привода вспомогательных агрегатов; 6 - шкив привода вспомогательных агрегатов; 7 - кронштейн компрессора кондиционера; 8 - масляный картер; 9 - пробка маслоналивной горловины; 10 - пневмопривод системы изменения длины впускных труб; 11 - штуцер для контроля давления в топливной рампе; 12 - корпус термостата; 13 - датчик детонации; 14 - вытяжной шланг вентиляции картера двигателя; 15 - пробка сливного отверстия системы охлаждения; 16 - блок цилиндров; 17 - маховик; 18 - шланг малой ветви вентиляции картера; 19 - дроссельный узел; 20 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 21 - управляющий датчик концентрации кислорода; 22 - патрубок подвода жидкости от радиатора; 23 - катколлектор; 24 - диагностический датчик концентрации кислорода; 25 - датчики абсолютного давления и температуры во впускной трубе; 26 - ресивер модуля впуска; 27 - корпус подшипников распределительных валов; 28 - головка блока; 29 - крышка привода газораспределительного механизма; 30 - корпус водяного насоса; 31 - патрубок подвода жидкости от расширительного бачка; 32 - масляный фильтр; 33 - датчик верхней мертвой точки и частоты вращения коленчатого вала
Головка блока цилиндров и сопряженные с ней детали: 1 - крышка головки блока цилиндров; 2 - корпус подшипников распределительных валов; 3 - распределительный вал выпускных клапанов; 4, 5 - сальник распределительного вала; 6 - головка блока цилиндров; 7 - крышка маслоналивной горловины; 8 - корпус маслоотделителя; 9,10 - заглушка; 11 - распределительный вал впускных клапанов
Проверка герметичности прокладок и уплотнений двигателя и его систем:
- по разъёму крышки головки блока;
- модуля впуска и выпускного коллектора.
Рисунок 25 - Проверка герметичности узлов и агрегатов
Не допускаются: подтекание и каплепадение жидкостей, масла и топлива в местах сальниковых уплотнений и сапунов, а также пропуск картерных газов в соединениях.
Герметичность систем охлаждения, питания, состояние шлангов, трубок и соединений.
Рисунки 26 и 27 - Проверка герметичности системы охлаждения
Рисунок 28 - Проверка герметичности системы охлаждения
Рисунок 29 - Проверка герметичности системы питания
Подтекание и каплепадение жидкостей и топлива в соединениях и системах, трещины и вздутие шлангов и трубок не допускаются.