Двигатель


При замене и доливке масел и эксплуатационных жидкостей используйте материалы, указанные тут.

При доливке и замене охлаждающей жидкости не допускается применение смесей жидкостей разных марок.

Модификации двигателей с различными КПП

Определить какой двигатель установлен можно по VIN-номеру.

Всего на Lada Vesta устанавливается пять модификаций двигателей:

1. ВАЗ-21129 - устанавливается с 2015 г. (1,6 л. 106 л.с). Имеет чугунный блок цилиндров и гидрокомпенсаторы в приводе клапанов, привод с ремнём ГРМ, а поршни имеют т.н. безвтыковую конструкцию. Устанавливается в паре с вазовской 5-ст КПП на все модификации Весты (кроме спортивной)

двигатель 21129

2. ВАЗ-21129 CNG - адаптированная под биотопливо (газ метан) модификация ВАЗ-21129. (1,6 л. 106 л.с) Запас хода двухтопливной Весты - до 1000 км без дозаправки, однако этот двигатель имеет более слабую динамику разгона в сравнении с однотопливными.

3. ВАЗ-21179 - (1,8 л. 122 л.с) Привод с ремнём ГРМ, а конструкция, в отличии от 1,6 л, "втыковая". Имеет импортную помпу. Устанавливается на модификации Cross в паре с КПП JR5 от Рено. Более высокая динамика и расход топлива по сравнению с мотором 1,6.

21179 двигатель

4. ВАЗ-21179-77 - (1,8 л. 145 л.с) - форсированная версия 21179 с рядом изменений, специальных доработок и оригинальных деталей (особые распредвалы, форсунки, впуск, выхлопная система). Самая высокая динамика из всех модификаций. Высокий расход топлива (95-й бензин). Устанавливается на модификацию Sport. в частности, на модификациях Кросс. Двигатель отличается степенью сжатия — 10,7 против 10,3. При создании этого мотора стояла задача ускорить наполнение цилиндров рабочей смесью и обеспечить более быстрый выпуск отработанных газов, а для этого необходима оптимизация изменения фаз газораспределения, поэтому мотор оснащается оригинальными распределительными валами с иным, чем у базовой модели, профилем кулачков. Полностью изменены впускной и выпускной коллекторы — диаметр их труб расширен. Соответственно, пришлось менять программу-«прошивку» электронной системы управления. Все это вместе позволило увеличить мощность со 122 до 145 л. с. и крутящий момент со 170 до 184 Нм. По мнению специалистов, двигатель ВАЗ-21179-77 мог бы разгонять Весту быстрее и работать в оптимальном режиме, если бы его отдача не была искусственно ограничена экологическими нормами Евро-5. Система выпуска отработанных газов отличается двумя выпускными патрубками и выхлопными трубами с двумя глушителями. Силовой агрегат получил четвертую опору поперечину подрамника — при работе двигатель обычной Весты немного качается взад-вперед, а дополнительная опора устраняет колебания.

5. Н4М (HR16) - (1,6 л. 113 л.с) - двигатель фирмы Renault, но производится на ВАЗе. Блок цилиндров алюминиевый с тонкими чугунными гильзами. Привод ГРМ - цепной. Гидрокомпенсаторов нет. Расход масла - высокий. По динамике сравним с ВАЗ-21129 с МКП. Устанавливается на все модификации Весты (кроме спортивной и газовой) в паре с АКП (вариатором) Jatco JF015е.

двигатель h4m , hr16

Некоторые особенности H4M: имеет ресурс около 300 тысяч км. и легкосплавный блок цилиндров, при износе допускающий гильзовку. Перегрев алюминиевый блок выдерживает хуже чугунного, поэтому за состоянием системы охлаждения нужно следить тщательней и очищать радиаторы от грязи хотя бы раз в 3-4 года. В газораспределительном механизме вместо приводного ремня здесь применена цепь, редко требующая замены ранее 200-250 тысяч км. А вот гидрокомпенсаторов в клапанном механизме нет и зазоры после 100 тысяч км придется регулировать вручную, подбором толкателей. К качеству масла мотор Н4М весьма требователен - тонкие поршневые кольца склонны к залеганию.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

На автомобиль LADA VESTA, в зависимости от комплектации, устанавливается 8-ми или 16-ти клапанный двигатель.

Двигатели укомплектованы рампой с форсунками в сборе с однотрубной топливной магистралью, пластмассовым интегрированным модулем впуска, дроссельным патрубком с электроприводом дроссельной заслонки, выпускным коллектором, объединенным с нейтрализатором, автоматическим натяжителем ремня привода газораспределительного механизма.

Основные параметры и характеристики двигателей ВАЗ-21189, ВАЗ-21129 и HR16/H4M приведены в таблице 1.
Технические характеристики двигателя ВАЗ-21179 приведены в таблице 2.

Таблица 1

Наименование показателя

Значения показателя для двигателя

ВАЗ 11189

ВАЗ 21129

HR16/H4M

Рабочий объем, см3

1596

1596

1598

Регулирование фаз газораспределения на впуске (VVT)

нет

нет

есть

Регулирование длин каналов

нет

есть

нет

Количество цилиндров, шт

4

4

4

Число клапанов на цилиндр, шт

2

4

4

Расстояние между цилиндрами, мм

89

89

85

Диаметр цилиндров, мм

82

82

78

Ход поршня, мм

75,6

75,6

83,6

Степень сжатия

10,3

10,45

10,7

Октановое число бензина

95

Длина шатуна, мм

133,32

133,32

129,89

Максимальная мощность двигателя по ГОСТ 14846 [4], кВт

64

78

84

Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, мин1

5100

5800

6000

Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846 [4], Н м

140

148

156

Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин1

3800

4200

4000

Момент крутящий по внешней скоростной характеристике при n=1000 мин1, Нм (* - при активированном VVT)

100

104

104/115*

Момент крутящий по внешней скоростной характеристике при п=2500 мин1, Нм

130

134

-

Минимальная частота вращения на холостом ходу, мин1

840

840

650

Частота вращения коленчатого вала отсечки подачи топлива, мин1

6600

6600

6600

Нормы токсичности

EURO-V/VI

Минимальная температура пуска холодного двигателя без дополнительных приспособлений, °C

-27


Таблица 2 - Технические характеристики двигателя ВАЗ-21179

Наименование параметра

Показатели

Тип двигателя

с искровым зажиганием и распределенным впрыском топлива, с управлением фазами газораспределения

Количество цилиндров

4

Порядок работы цилиндров

1-3-4-2

Количество клапанов

16

Направление вращения коленчатого вала (со стороны механизма привода ГРМ)

правое

Диаметр цилиндра / ход поршня, мм

82x84

Рабочий объем, см’

1774

Степень сжатия

10,3 ± 0,25

Максимальная мощность, кВт (л.с.)

90(122)

Максимальный крутящий момент, Нм (кгс-м)

173 (17,6)

Минимальна частота вращения холостого хода, с1 (об/мин)

14 ± 0,8 (840 ±50)

Давление масла в системе смазки двигателя при температуре масла +85°С при частоте вращения 93,3 с1 (5600 об/мин), кПа (кгс/см2)

245,2...343,2 (2,5...3,5)

Давление масла в системе смазки двигателя при температуре масла +85°С при минимальной частоте холостого хода, кПа (кгс/см2)

49 (0,5)

Объем заливаемого в систему двигателя масла, включая масляный фильтр, л

4,4

Массы двигателей

Двигатели

Масса, кг

21129

105,4

21179

109,7

H4M

81,7

двигатель ваз 21179

ГБЦ двигателя ваз 21179

двигатель ваз 21129

Двигатель ВАЗ-21129: 1 - резонансная камера впускной трубы; 2 - указатель (щуп) уровня масла; 3 - датчик положения распределительного вала; 4 - генератор; 5 - натяжной ролик привода вспомогательных агрегатов; 6 - шкив привода вспомогательных агрегатов; 7 - кронштейн компрессора кондиционера; 8 - масляный картер; 9 - пробка маслоналивной горловины; 10 - пневмопривод системы изменения длины впускных труб; 11 - штуцер для контроля давления в топливной рампе; 12 - корпус термостата; 13 - датчик детонации; 14 - вытяжной шланг вентиляции картера двигателя; 15 - пробка сливного отверстия системы охлаждения; 16 - блок цилиндров; 17 - маховик; 18 - шланг малой ветви вентиляции картера; 19 - дроссельный узел; 20 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 21 - управляющий датчик концентрации кислорода; 22 - патрубок подвода жидкости от радиатора; 23 - катколлектор; 24 - диагностический датчик концентрации кислорода; 25 - датчики абсолютного давления и температуры во впускной трубе; 26 - ресивер модуля впуска; 27 - корпус подшипников распределительных валов; 28 - головка блока; 29 - крышка привода газораспределительного механизма; 30 - корпус водяного насоса; 31 - патрубок подвода жидкости от расширительного бачка; 32 - масляный фильтр; 33 - датчик верхней мертвой точки и частоты вращения коленчатого вала

гбц двигателя веста - устройство

Головка блока цилиндров и сопряженные с ней детали: 1 - крышка головки блока цилиндров; 2 - корпус подшипников распределительных валов; 3 - распределительный вал выпускных клапанов; 4, 5 - сальник распределительного вала; 6 - головка блока цилиндров; 7 - крышка маслоналивной горловины; 8 - корпус маслоотделителя; 9,10 - заглушка; 11 - распределительный вал впускных клапанов

Проверка герметичности прокладок и уплотнений двигателя и его систем:

- по разъёму крышки головки блока;

- модуля впуска и выпускного коллектора.


Рисунок 25 - Проверка герметичности узлов и агрегатов

Не допускаются: подтекание и каплепадение жидкостей, масла и топлива в местах сальниковых уплотнений и сапунов, а также пропуск картерных газов в соединениях.

Герметичность систем охлаждения, питания, состояние шлангов, трубок и соединений.


Рисунки 26 и 27 - Проверка герметичности системы охлаждения


Рисунок 28 - Проверка герметичности системы охлаждения


Рисунок 29 - Проверка герметичности системы питания

Подтекание и каплепадение жидкостей и топлива в соединениях и системах, трещины и вздутие шлангов и трубок не допускаются.

Видео