Вариатор CVT18 - плюсы и минусы, сравнение с Jatco
Китайская компания WanLiYang (WLY) изготавливает вариаторы с 2003 года и раньше была подразделением Chery, а сейчас является самостоятельной и выпускает различные типы коробок передач. Распространенный китайский вариатор, как считается, разработан в самой компании. Но ее инженеры, без сомнений, очень тщательно смотрели на вариатор Jatco JF016E. Мы разобрали китайский агрегат и выяснили: архитектура - идентичная!
Вариатор CVT18 выпускается в Китае с 2018 года. В сочетании с моторами объемом до 1,6 литра устанавливается на многие модели марок Geely и Livan, а чаще всего встречается на автомобилях марки Chery со всеми ее суббрендами. А недавно этим же вариатором обзавелась Лада Веста.
Между тем даже небольших отличий хватило, чтобы китайский агрегат оказался проблемней японского. Благо вариатор этот ремонтопригодный, да и запчастей на него хватает - а цены на них пониже, чем для японского оригинального агрегата.
Не забывайте, что вариаторы любят бережное к себе отношение. Их ресурс во многом зависит не только от чистоты масла, но и от режимов использования. Значительно ухудшают их здоровье светофорные гонки, внедорожная езда, а также буксировка прицепа или других автомобилей. Вариатор не любит как долгой езды с высокой скоростью, так и ползания в заторах - в обоих случаях ремень максимально изогнут и имеет минимальный контакт с одним из шкивов. И уж совсем этот агрегат (а точнее, его конусы) не жалует резкую остановку вращения колес - например, при зацепе после пробуксовки или при втыкании в бордюр.
Гидроблоки почти один в один совпадают с таковыми у Jatco JF016E (на фото китайский - слева).
У китайского вариатора тоже нет степ-мотора, который управлял бы давлением масла для изменения положения конусов. Гидравлика привода работает под контролем одинаковых линейных соленоидов-регуляторов. Их главный враг - грязное масло.
Стальной штампованный поддон тоже расположен снизу. Он без проблем снимается, после чего открывается доступ к фильтру грубой очистки масла. А фильтр тонкой очистки, аналогично Jatco, расположен сбоку корпуса под отдельной крышкой.
По конфигурации пластиковый фильтр грубой очистки вариатора WLY отличается от металлического в японском вариаторе (на фото китайский - справа).
А вот бумажный элемент фильтра тонкой очистки - идентичен и взаимозаменяем у обеих версий. Это значит, что в китайском агрегате можно использовать фильтр для автомобилей Nissan или Renault.
Да и масло можно заливать то же самое, что и в вариаторы Jatco. При замене оно практически полностью вытекает через сливное отверстие - операция сложностей не представляет. А проводить ее лучше каждые 40 тысяч км.
У китайского вариатора точно такой же, как у Jatco, расположенный внутри корпуса масляный насос . И проблемы с ним после 100-120 тысяч км идентичные.
Редукционный клапан, по сути, простецкая деталь - подпружиненный поршень. Но из-за продуктов износа в смазке он быстро изнашивается с появлением задиров, начинает заедать и в конечном итоге заклинивает. Это приводит к некорректному давлению масла - и вариатор перестает нормально работать.
Альтернативой замене насоса в сборе является ремонтный клапан. Китайские - такие же легкосплавные и не особо долговечные, как и оригинальный. Поэтому лучше использовать выполненный из чугуна усиленный отечественный клапан, который делают некоторые специализированные фирмы. Он живучее, чем оригинальный.
Как и у Jatco, со временем изнашиваются подшипники валов - но происходит это быстрее, через 120-150 тысяч км. В этом случае появляется гул при работе вариатора, который не стоит игнорировать, ведь заклинившим подшипник проворачивается в легкосплавном корпусе - и хорошо, если посадочное место удастся отремонтировать втулками, а не менять корпус.
Чаще всего эти китайские вариаторы ждет ремонт из-за износа бронзовой втулки в ступице входного вала. Такое иной раз может случаться и после пробега всего 30-40 тысяч км. Втулка буквально стирается в ноль, а заодно и вал «протачивается». Он начинает болтаться, уплотнения постепенно перестают работать и в системе снижается давление масла. В свою очередь, водитель начинает давить на газ сильнее, отчего быстро стираются фрикционные кольца в расположенном дальше на валу пакете.
Удивительно, но у вариатора Jatco с этим узлом проблем не наблюдается - даже при том, что там стоит более мягкая втулка из алюминиевого сплава.
В чём причина быстрого износа?
Во-первых, китайские инженеры зачем-то сделали ступицу и вал (изношенный на фото слева) чуть более длинными - примерно на 5 мм больше, чем у Jatco. Этого хватило, чтобы изменившаяся геометрия существенно сказалась на износе вала даже при минимальном его перекосе.
Кроме того, не исключено, что и материал китайского вала менее износостоек по сравнению с японским.
Во-вторых, китайские инженеры, похоже, промахнулись со смазкой этого узла. В японской втулке сделаны косые насечки для проточной подачи масла. Поверхность китайской втулки вместо этого украшена глухими лунками. Такое решение больше подошло бы для задержки густой смазки - жидкое же масло в зазоре между втулкой и валом обновляется менее интенсивно. Вдобавок эти кратеры, словно ячейки сита, могут еще и задерживать абразивные частицы загрязнений.
Что делать? Ставить при ремонте вместо изношенной ступицы такую же новую оригинальную большого смысла нет - дольше не протянет. Лучше доработать конструкцию в специализированной мастерской. Методика освоена: запрессовывается ремонтная бронзовая втулка с такими же, как у японской, насечками для подачи масла. О ремонте можно будет забыть надолго.
Рассчитанная на больший крутящий момент версия CVT25 ставится на автомобили Chery с двухлитровыми двигателями. Конструктивно вариатор точно такой же - разве что чуть отличается конусами и ремнем.
Автор Илья Хлебушкин, фото: Евгений Михалкевич, Источник: журнал За Рулём