Система питания СПГ (ГБО, CNG) - устройство, описание
Меры безопасности при работе с газовым оборудованием
Применяемые сокращения:
ДВД - датчик высокого давления
ДНДиТГ - датчик низкого давления и температуры газа
КПГ - компримированный природный газ
СПГ - система питания на компримированном природном газе
ЭБУ - электронный блок управления
ЭМК - электромагнитный клапан
ЭСУД - электронная система управления двигателем
УСТРОЙСТВО
Управление распределенным впрыском при работе на газе осуществляется дополнительным электронным блоком управления газовой системы питания (контроллером СПГ), посредством электромагнитных клапанов на баллоне и редукторе, и электромагнитных форсунок с корректировкой подачи газа по данным, получаемым с датчиков давления и температуры газа, и данным, полученным от контроллера ЭСУД.
Управление выбором топлива выполняется переключателем режимов топлива бензин / газ, установленным на панели управления автомобиля, рисунок 1-1.
Рисунок 1-1 - Расположение переключателя режимов топлива бензин / газ:
1 - переключатель режимов топлива;
А - индикатор режима питания двигателя;
В - индикаторы уровня газа в баллоне
В состав переключателя 1, рисунок 1-1, входит трехцветный индикатор А и четыре индикатора В зеленого цвета.
Трехцветный индикатор А отображает режим питания двигателя газом или бензином:
- красный цвет индикатора - режим питания двигателя бензином;
- зеленый цвет индикатора - режим питания двигателя газом;
- оранжевый цвет индикатора - переходный режим или "ошибка".
Четыре индикатора В зеленого цвета указывают на уровень давления газа в баллоне.
При работе системы в режиме питания двигателя бензином индикатор А горит красным цветом, а все четыре индикатора В выключены.
Переход с бензина на газ происходит при нажатии на кнопку переключателя режимов топлива. При этом индикатор А переключается с красного на зеленый цвет. Уровень давления газа в системе отображается количеством включенных индикаторов В.
Один включенный светодиод соответствует давлению 5 МПа, 2 светодиода - соответственно 10 МПа и т.д. Мигающий зеленый светодиод сигнализирует о давлении в системе меньше 2 МПа.
При обнаружении неисправности в СПГ во время работы двигателя на газе система автоматически переключится на бензин, при этом индикатор А будет мигать красным цветом. Мигание индикатора отключится только тогда, когда водитель нажмет на кнопку переключателя режимов топлива, чтобы изменить запрос работы двигателя с газа на бензин.
Потеря связи между контроллером СПГ и переключателем режимов топлива идентифицируется одновременным миганием индикатора А оранжевым цветом и двух центральных индикаторов В зеленого цвета. В этой ситуации переключатель режимов топлива больше не работает, а контроллером СПГ использует последний режим топлива, выбранный водителем до потери связи.
Подача КПГ в газовую магистраль осуществляется через вентиль газового баллона. Вентиль установлен непосредственно на баллоне высокого давления, рисунок 1-2.
Рисунок 1-2 - Расположение вентиля газового баллона (вид из салона автомобиля):
1 - вентиль газового баллона;
2 - ЭМК баллона высокого давления
В состав вентиля 1 входит электромагнитный клапан 2. Технические характеристики ЭМК баллона высокого давления:
- напряжение питания - 12 В;
- потребляемая мощность - 13 Вт.
Фильтр высокого давления встроен в газовую магистраль высокого давления между вентилем газового баллона и редуктором, рисунок 1 -3.
Фильтр высокого давления предназначен для очищения газа от механических примесей, воды и компрессорного масла.
Модуль редуктора высокого давления понижает давление в системе до значения, обеспечивающего работоспособность газовых форсунок.
В состав модуля редуктора высокого давления 2, рисунок 1-4, входит электромагнитный клапан 4, датчик высокого давления 5, датчик температуры 3, предохранительный клапан и фильтр, конструктивно расположенный на входе редуктора со стороны магистрали высокого давления.
Технические характеристики модуля редуктора высокого давления:
- напряжение питания ЭМК - 12 В;
- потребляемая мощность ЭМК - 13,5 Вт;
- рабочее давление на входе редуктора - 1,5^26 МПа;
- давление на выходе первой ступени - 1,5 МПа
- давление на выходе второй ступени / рабочее давление на выходе - 300 КПа;
- давление открытия предохранительного клапана - 3,75 МПа.
Рисунок 1-3 - Расположение фильтра высокого давления:
1 - фильтр высокого давления;
2 - трубка высокого давления редуктора;
3 - трубка высокого давления фильтра
Рисунок 1-4 - Расположение модуля редуктора высокого давления:
1 - шланг низкого давления
2 - редуктор высокого давления;
3 - датчик температуры;
4 - ЭМК редуктора;
5 - датчик высокого давления;
6 - трубка высокого давления;
7 - шланг отвода охлаждающей жидкости;
8 - шланг подвода охлаждающей жидкости;
9 - трубка подвода разряжения
Рисунок 1-5 - Рампа газовая:
1 - рампа газовая;
2 - датчик низкого давления и температуры газа;
3 - газовые форсунки;
4 - шланги низкого давления форсунок;
5 - штуцер рампы
После редуктора газ по шлангу низкого давления поступает в газовую рампу, а оттуда через газовые форсунки в модуль впуска.
В состав рампы газовой 1, рисунок 1-5, входят газовые форсунки 3 и датчик низкого давления и температуры газа 2.
Котроллер СПГ расположен в агрегатном отсеке, рисунок 1-6.
Рисунок 1-6 - Расположение контроллера СПГ:
1 - контроллер СПГ;
2 - диагностический разъем СПГ
Распиновка разъёма контроллера СПГ
Таблица 1-1 - Назначение контактов разъёма контроллера СПГ
Контакт |
Цепь |
1А |
Вход. Напряжения питания +12В ЭБУ (Клемма "30") |
1В |
Вход / выход. К-линия - коммуникация переключателя режимов бензин - газ |
1С |
Не задействован |
1D |
Не задействован |
1Е |
Не задействован |
1F |
Не задействован |
1G |
Не задействован |
1Н |
Выход. Масса датчиков СПГ |
IJ |
Не задействован |
1К |
Вход. Сигнал частоты вращения коленчатого вала двигателя |
1L |
Выход. Сигнал управления газовой форсункой 1 |
1М |
Выход. Сигнал управления газовой форсункой 2 |
1N |
Выход. Сигнал управления газовой форсункой 3 |
1O |
Выход. Сигнал управления газовой форсункой 4 |
1Р |
Вход. Напряжения питания +12В актюаторов СПГ (Клемма "30") |
1Q |
Вход. Напряжения питания +12В актюаторов СПГ (Клемма "30") |
2А |
Выход. Напряжение питания +12В диагностического разъема системы СПГ |
2В |
Вход / выход. К-линия - коммуникация диагностического разъема |
2С |
Вход. Сигнал давления воздуха во впускном коллекторе |
2D |
Не задействован |
2Е |
Не задействован |
2F |
Не задействован |
2G |
Вход. Сигнал датчика температуры газа |
2Н |
Вход. Сигнал датчика низкого давления газа |
2J |
Выход. Напряжения питания +5В переключателя режимов бензин - газ |
2К |
Не задействован |
2L |
Не задействован |
2М |
Не задействован |
2N |
Не задействован |
2O |
Выход. Сигнал управления ЭМК баллона высокого давления |
2Р |
Выход. Напряжения питания +12В актюаторов СПГ |
2Q |
Выход. Напряжения питания +12В актюаторов СПГ |
ЗА |
Вход. Сигнал управления топливной форсункой 3 от контроллера ЭСУД |
ЗВ |
Выход. Сигнал управления топливной форсункой 3 |
ЗС |
Вход. Сигнал управления топливной форсункой 4 от контроллера ЭСУД |
3D |
Выход. Сигнал управления топливной форсункой 4 |
ЗЕ |
Не задействован |
3F |
Не задействован |
3G |
Вход. Сигнал управляющего датчика кислорода |
3H |
Не задействован |
3J |
Не задействован |
зк |
Вход. Напряжения питания +12В после главного реле |
3L |
Не задействован |
зм |
Вход / выход. Шина CAN (Н - линия) |
3N |
Выход. Сигнал управляющего датчика кислорода |
30 |
Не задействован |
ЗР |
Выход. Сигнал управления ЭМК редуктора |
3Q |
Вход. "Масса" |
4А |
Выход. Сигнал управления топливной форсункой 2 |
4В |
Вход. Сигнал управления топливной форсункой 2 от контроллера ЭСУД |
4С |
Выход. Сигнал управления топливной форсункой 1 |
4D |
Вход. Сигнал управления топливной форсункой 1 от контроллера ЭСУД |
4Е |
Не задействован |
4F |
Не задействован |
4G |
Не задействован |
4Н |
Не задействован |
4J |
Не задействован |
4К |
Вход. Напряжения питания +12В после главного реле |
4L |
Выход. Напряжения питания +5В датчиков СПГ |
4М |
Вход / выход. Шина CAN (L - линия) |
4N |
Не задействован |
40 |
Не задействован |
4Р |
Вход. "Масса" |
4Q |
Вход. "Масса" |
Коды неисправностей системы СПГ
Просмотр кодов неисправностей возможен с помощью диагностического прибора. Перечень кодов неисправностей приведен в таблице 2-1.
По каждой обнаруженной неисправности в памяти блока управления сохраняется:
- код неисправности;
- статус состояния кода неисправности (активный или неактивный).
Код неисправности сохраняется в памяти со статусом "активный", если последний диагностический тест завершен с отрицательным результатом.
Код неисправности сохраняется в памяти со статусом "неактивный", если последний диагностический тест завершен с положительным результатом, но предыдущие были завершены с отрицательным результатом. Такое проявление возможно, если в автомобиле присутствует непостоянная неисправность. Причиной непостоянной неисправности может быть повреждение изоляции проводов, повреждение контактов в соединительных колодках, ненадежное соединение колодок.
"Неактивный" код неисправности стирается из памяти, если диагностические тесты завершены с положительным результатом в определенном количестве последних циклов включения / выключения зажигания.
Для удаления кодов из памяти блока управления после завершения ремонта стереть коды с помощью диагностического прибора.
Порядок проведения диагностики по кодам неисправностей системы СПГ приведен в п.2.2.
При наличии кодов неисправностей Р1378 "Низкое напряжение питания ЭБУ" и Р1379 "Высокое напряжение питания ЭБУ" вместе с другими кодами неисправностей анализ и устранение неисправностей начинать с кодов Р1378 и Р1379.
Таблица 2-1 - Перечень кодов неисправностей системы СПГ
Код неисправности |
Описание неисправности |
Р0006 |
ЭМК баллона высокого давления, замыкание цепи управления на массу или обрыв цепи |
Р0007 |
ЭМК баллона высокого давления, замыкание цепи управления на источник питания |
Р01А5 |
Датчик низкого давления, замыкание цепи сигнала на массу или обрыв цепи |
Р01А6 |
Датчик низкого давления, замыкание цепи сигнала на источник питания |
Р01В5 |
Разница температуры СПГ и температуры охлаждающей жидкости двигателя превышает порог калибровки |
Р01В6 |
Датчик температуры газа, замыкание цепи сигнала на массу |
Р01В7 |
Датчик температуры газа, замыкание цепи сигнала на источник питания или обрыв цепи |
Р1378 |
Низкое напряжение питания ЭБУ |
Р1379 |
Высокое напряжение питания ЭБУ |
P22DA |
Форсунка газовая 1, замыкание цепи управления на массу или обрыв цепи |
P22DB |
Форсунка газовая 1, замыкание цепи управления на источник питания |
P22DE |
Форсунка газовая 2, замыкание цепи управления на массу или обрыв цепи |
P22DF |
Форсунка газовая 2, замыкание цепи управления на источник питания |
Р22Е2 |
Форсунка газовая 3, замыкание цепи управления на массу или обрыв цепи |
Р22ЕЗ |
Форсунка газовая 3, замыкание цепи управления на источник питания |
Р22Е6 |
Форсунка газовая 4, замыкание цепи управления на массу или обрыв цепи |
Р22Е7 |
Форсунка газовая 4, замыкание цепи управления на источник питания |
Р2666 |
ЭМК редуктора, замыкание цепи управления на массу или обрыв цепи |
Р2667 |
ЭМК редуктора, замыкание цепи управления на источник питания |