Система питания СПГ (ГБО, CNG) - устройство, описание


Меры безопасности при работе с газовым оборудованием

меры безопасности при работе с газовым оборудованием на автомобиле

Применяемые сокращения:

ДВД - датчик высокого давления
ДНДиТГ - датчик низкого давления и температуры газа
КПГ - компримированный природный газ
СПГ - система питания на компримированном природном газе
ЭБУ - электронный блок управления
ЭМК - электромагнитный клапан
ЭСУД - электронная система управления двигателем

УСТРОЙСТВО

Управление распределенным впрыском при работе на газе осуществляется дополнительным электронным блоком управления газовой системы питания (контроллером СПГ), посредством электромагнитных клапанов на баллоне и редукторе, и электромагнитных форсунок с корректировкой подачи газа по данным, получаемым с датчиков давления и температуры газа, и данным, полученным от контроллера ЭСУД.

Управление выбором топлива выполняется переключателем режимов топлива бензин / газ, установленным на панели управления автомобиля, рисунок 1-1.


Рисунок 1-1 - Расположение переключателя режимов топлива бензин / газ:
1 - переключатель режимов топлива;
А - индикатор режима питания двигателя;
В - индикаторы уровня газа в баллоне

В состав переключателя 1, рисунок 1-1, входит трехцветный индикатор А и четыре индикатора В зеленого цвета.

Трехцветный индикатор А отображает режим питания двигателя газом или бензином:

- красный цвет индикатора - режим питания двигателя бензином;

- зеленый цвет индикатора - режим питания двигателя газом;

- оранжевый цвет индикатора - переходный режим или "ошибка".

Четыре индикатора В зеленого цвета указывают на уровень давления газа в баллоне.

При работе системы в режиме питания двигателя бензином индикатор А горит красным цветом, а все четыре индикатора В выключены.

Переход с бензина на газ происходит при нажатии на кнопку переключателя режимов топлива. При этом индикатор А переключается с красного на зеленый цвет. Уровень давления газа в системе отображается количеством включенных индикаторов В.

Один включенный светодиод соответствует давлению 5 МПа, 2 светодиода - соответственно 10 МПа и т.д. Мигающий зеленый светодиод сигнализирует о давлении в системе меньше 2 МПа.

При обнаружении неисправности в СПГ во время работы двигателя на газе система автоматически переключится на бензин, при этом индикатор А будет мигать красным цветом. Мигание индикатора отключится только тогда, когда водитель нажмет на кнопку переключателя режимов топлива, чтобы изменить запрос работы двигателя с газа на бензин.

Потеря связи между контроллером СПГ и переключателем режимов топлива идентифицируется одновременным миганием индикатора А оранжевым цветом и двух центральных индикаторов В зеленого цвета. В этой ситуации переключатель режимов топлива больше не работает, а контроллером СПГ использует последний режим топлива, выбранный водителем до потери связи.

Подача КПГ в газовую магистраль осуществляется через вентиль газового баллона. Вентиль установлен непосредственно на баллоне высокого давления, рисунок 1-2.


Рисунок 1-2 - Расположение вентиля газового баллона (вид из салона автомобиля):
1 - вентиль газового баллона;
2 - ЭМК баллона высокого давления

В состав вентиля 1 входит электромагнитный клапан 2. Технические характеристики ЭМК баллона высокого давления:

- напряжение питания - 12 В;

- потребляемая мощность - 13 Вт.

Фильтр высокого давления встроен в газовую магистраль высокого давления между вентилем газового баллона и редуктором, рисунок 1 -3.

Фильтр высокого давления предназначен для очищения газа от механических примесей, воды и компрессорного масла.

Модуль редуктора высокого давления понижает давление в системе до значения, обеспечивающего работоспособность газовых форсунок.

В состав модуля редуктора высокого давления 2, рисунок 1-4, входит электромагнитный клапан 4, датчик высокого давления 5, датчик температуры 3, предохранительный клапан и фильтр, конструктивно расположенный на входе редуктора со стороны магистрали высокого давления.

Технические характеристики модуля редуктора высокого давления:

- напряжение питания ЭМК - 12 В;

- потребляемая мощность ЭМК - 13,5 Вт;

- рабочее давление на входе редуктора - 1,5^26 МПа;

- давление на выходе первой ступени - 1,5 МПа

- давление на выходе второй ступени / рабочее давление на выходе - 300 КПа;

- давление открытия предохранительного клапана - 3,75 МПа.


Рисунок 1-3 - Расположение фильтра высокого давления:
1 - фильтр высокого давления;
2 - трубка высокого давления редуктора;
3  - трубка высокого давления фильтра

редуктор выского давления
Рисунок 1-4 - Расположение модуля редуктора высокого давления:
1 - шланг низкого давления
2 - редуктор высокого давления;
3 - датчик температуры;
4 - ЭМК редуктора;
5 - датчик высокого давления;
6 - трубка высокого давления;
7 - шланг отвода охлаждающей жидкости;
8 - шланг подвода охлаждающей жидкости;
9 - трубка подвода разряжения

газовая рампа СПГ
Рисунок 1-5 - Рампа газовая:
1 - рампа газовая;
2 - датчик низкого давления и температуры газа;
3 - газовые форсунки;
4 - шланги низкого давления форсунок;
5 - штуцер рампы

После редуктора газ по шлангу низкого давления поступает в газовую рампу, а оттуда через газовые форсунки в модуль впуска.

В состав рампы газовой 1, рисунок 1-5, входят газовые форсунки 3 и датчик низкого давления и температуры газа 2.

Котроллер СПГ расположен в агрегатном отсеке, рисунок 1-6.

контроллер СПГ
Рисунок 1-6 - Расположение контроллера СПГ:
1 - контроллер СПГ;
2 - диагностический разъем СПГ


Распиновка разъёма контроллера СПГ

Таблица 1-1 - Назначение контактов разъёма контроллера СПГ

Контакт

Цепь

Вход. Напряжения питания +12В ЭБУ (Клемма "30")

Вход / выход. К-линия - коммуникация переключателя режимов бензин - газ

Не задействован

1D

Не задействован

Не задействован

1F

Не задействован

1G

Не задействован

Выход. Масса датчиков СПГ

IJ

Не задействован

Вход. Сигнал частоты вращения коленчатого вала двигателя

1L

Выход. Сигнал управления газовой форсункой 1

Выход. Сигнал управления газовой форсункой 2

1N

Выход. Сигнал управления газовой форсункой 3

1O

Выход. Сигнал управления газовой форсункой 4

Вход. Напряжения питания +12В актюаторов СПГ (Клемма "30")

1Q

Вход. Напряжения питания +12В актюаторов СПГ (Клемма "30")

Выход. Напряжение питания +12В диагностического разъема системы СПГ

Вход / выход. К-линия - коммуникация диагностического разъема

Вход. Сигнал давления воздуха во впускном коллекторе

2D

Не задействован

Не задействован

2F

Не задействован

2G

Вход. Сигнал датчика температуры газа

Вход. Сигнал датчика низкого давления газа

2J

Выход. Напряжения питания +5В переключателя режимов бензин - газ

Не задействован

2L

Не задействован

Не задействован

2N

Не задействован

2O

Выход. Сигнал управления ЭМК баллона высокого давления

Выход. Напряжения питания +12В актюаторов СПГ

2Q

Выход. Напряжения питания +12В актюаторов СПГ

ЗА

Вход. Сигнал управления топливной форсункой 3 от контроллера ЭСУД

ЗВ

Выход. Сигнал управления топливной форсункой 3

ЗС

Вход. Сигнал управления топливной форсункой 4 от контроллера ЭСУД

3D

Выход. Сигнал управления топливной форсункой 4

ЗЕ

Не задействован

3F

Не задействован

3G

Вход. Сигнал управляющего датчика кислорода

3H

Не задействован

3J

Не задействован

зк

Вход. Напряжения питания +12В после главного реле

3L

Не задействован

зм

Вход / выход. Шина CAN (Н - линия)

3N

Выход. Сигнал управляющего датчика кислорода

30

Не задействован

ЗР

Выход. Сигнал управления ЭМК редуктора

3Q

Вход. "Масса"

Выход. Сигнал управления топливной форсункой 2

Вход. Сигнал управления топливной форсункой 2 от контроллера ЭСУД

Выход. Сигнал управления топливной форсункой 1

4D

Вход. Сигнал управления топливной форсункой 1 от контроллера ЭСУД

Не задействован

4F

Не задействован

4G

Не задействован

Не задействован

4J

Не задействован

Вход. Напряжения питания +12В после главного реле

4L

Выход. Напряжения питания +5В датчиков СПГ

Вход / выход. Шина CAN (L - линия)

4N

Не задействован

40

Не задействован

Вход. "Масса"

4Q

Вход. "Масса"

Коды неисправностей системы СПГ

Просмотр кодов неисправностей возможен с помощью диагностического прибора. Перечень кодов неисправностей приведен в таблице 2-1.

По каждой обнаруженной неисправности в памяти блока управления сохраняется:

- код неисправности;

- статус состояния кода неисправности (активный или неактивный).

Код неисправности сохраняется в памяти со статусом "активный", если последний диагностический тест завершен с отрицательным результатом.

Код неисправности сохраняется в памяти со статусом "неактивный", если последний диагностический тест завершен с положительным результатом, но предыдущие были завершены с отрицательным результатом. Такое проявление возможно, если в автомобиле присутствует непостоянная неисправность. Причиной непостоянной неисправности может быть повреждение изоляции проводов, повреждение контактов в соединительных колодках, ненадежное соединение колодок.

"Неактивный" код неисправности стирается из памяти, если диагностические тесты завершены с положительным результатом в определенном количестве последних циклов включения / выключения зажигания.

Для удаления кодов из памяти блока управления после завершения ремонта стереть коды с помощью диагностического прибора.

Порядок проведения диагностики по кодам неисправностей системы СПГ приведен в п.2.2.

При наличии кодов неисправностей Р1378 "Низкое напряжение питания ЭБУ" и Р1379 "Высокое напряжение питания ЭБУ" вместе с другими кодами неисправностей анализ и устранение неисправностей начинать с кодов Р1378 и Р1379.

Таблица 2-1 - Перечень кодов неисправностей системы СПГ

Код неисправности

Описание неисправности

Р0006

ЭМК баллона высокого давления, замыкание цепи управления на массу или обрыв цепи

Р0007

ЭМК баллона высокого давления, замыкание цепи управления на источник питания

Р01А5

Датчик низкого давления, замыкание цепи сигнала на массу или обрыв цепи

Р01А6

Датчик низкого давления, замыкание цепи сигнала на источник питания

Р01В5

Разница температуры СПГ и температуры охлаждающей жидкости двигателя превышает порог калибровки

Р01В6

Датчик температуры газа, замыкание цепи сигнала на массу

Р01В7

Датчик температуры газа, замыкание цепи сигнала на источник питания или обрыв цепи

Р1378

Низкое напряжение питания ЭБУ

Р1379

Высокое напряжение питания ЭБУ

P22DA

Форсунка газовая 1, замыкание цепи управления на массу или обрыв цепи

P22DB

Форсунка газовая 1, замыкание цепи управления на источник питания

P22DE

Форсунка газовая 2, замыкание цепи управления на массу или обрыв цепи

P22DF

Форсунка газовая 2, замыкание цепи управления на источник питания

Р22Е2

Форсунка газовая 3, замыкание цепи управления на массу или обрыв цепи

Р22ЕЗ

Форсунка газовая 3, замыкание цепи управления на источник питания

Р22Е6

Форсунка газовая 4, замыкание цепи управления на массу или обрыв цепи

Р22Е7

Форсунка газовая 4, замыкание цепи управления на источник питания

Р2666

ЭМК редуктора, замыкание цепи управления на массу или обрыв цепи

Р2667

ЭМК редуктора, замыкание цепи управления на источник питания